Сталинградская битва История почти Всего

17 июля 1942 года начинаются первые боевые столкновения у Сталинграда. Соотношение сил не в пользу РККА: 187 000 человек, 300 танков, 500 самолетов против 270 000 солдат и офицеров, 400 танков, 1200 самолетов. 23 августа воздушный флот Рихтгофена сбрасывает на город 2000 тонн бомб, превращая его в груду развалин, практически непригодную для передвижения танков. Маневренная война превращается в позиционную. Это первая битва, в которой немецкие солдаты признают, что видят на улицах больше трупов своих «геноссе», чем солдат противника. По ноябрь Вермахт теряет 700 000 человек, Красная Армия 644 000.
По малопонятным причинам самолеты-разведчики люфтваффе перестают летать за Волгу; когда такие вылеты все же состоятся, немецкое командование просто не успевает осознать масштаб надвигающейся угрозы.
19 ноября РККА разворачивает наступление с флангов: в кольцо окружения попадают 330-тысячная группировка немецко-румынских войск. За их снабжение отвечает тот же офицер, который полгода назад успешно осуществил переброску грузов в демянский котел, но это уже другой случай. Люфтваффе теряет не менее 500 одних только транспортных самолетов, в сложных метеоусловиях, от работы советской ПВО и глубоких танковых рейдов на аэродромы.
В исторической литературе широко распространено мнение, что, вот, «целых семь советских армий вцепились в одну немецкую». Однако, во-первых, как правило, немецкие части крупнее советских в полтора раза, во-вторых, кроме 6-й армии Паулюса в боевых действиях принимали участие: 4-я танковая армия Гота (в окружение попала одна из  дивизий), 8-я итальянская армия имени Гарибальди, венгерская 2-я армия, 3-я и 4-я румынские армии. Можно вспомнить еще и о войсках Гудериана с внешней стороны кольца. Особым воинским рвением и жестокостью к мирному населению отличаются мадьяры, так что в плен их стараются не брать. Впервые происходит так: бесстрастным голосом с самолета У-2, пролетающего над городом на малой высоте, через громкоговоритель, как побежденным и достойным жалости аутсайдерам немцам, агитаторы РККА предлагают сложить оружие.  И, 31 января сдается Южная группировка с  Паулюсом, 2 февраля – отделенная от нее Северная; 90 000 только немецких солдат (всего, по некоторым данным 200 000). Офицеров отделяют от рядовых; после лечения, в купированных вагонах их отправляют в благоустроенные поселения. Рядовым приходится осваивать условия жизни в советских лагерях для военнопленных, но выжившие впоследствии становятся их элитой. Общий итог сражения: потери РККА: 1,1 млн. человек, 4300 танков, 2770 самолетов, Вермахта 1,1 млн. чел. (а также пленные), 1700 танков, 2800 боевых и транспортных самолетов.


       
                1
 
          
                2
               
      
                3

      
                3а
      
                4

 
                5

1. Ил-2. Экипаж 1-2 человека. Прозвище в немецких частях – вполне уважительное «Мясник» («Fleischer», «Флейшнер») или «Черная смерть» («Шварцтодт»), а также и «Цементный бомбардировщик» («Цементбомбер»). Вооружение – две 23-мм. пушки, по 150 снарядов на ствол, два 7,62 мм. пулемета, с 750 патронов, один 12,7 мм. оборонительный пулемет в задней кабине. Броня, прикрывающая пилота (но не пулеметчика) и основные технические узлы – 12 мм. За нерешительность, летчика могли переквалифицировать в бортстрелка. Стандартная бомбовая нагрузка 400 кг., плюс четыре 82 мм. или 132 мм. реактивных снаряда (общий вес РС порядка 80 кг). Скорость у земли 386 км.ч, на высоте 1200 м – 404 км.ч. Угол пикирования – до 45 градусов. Дальность полета 720 км. Средний процент потерь – 2,8%  (но до 1943 года за 30 боевых вылетов летчику присваивали звание Героя Советского Союза). Произведено 36 000 единиц. В настоящее время существует лишь один восстановленный и летающий Ил-2 – он находится в США.
2. «Штука», Sturzkampfflugzeug (нем. – пикирующий бомбардировщик), он же «лаптежник» из-за неубирающихся шасси, Юнкерс-87. Имеет окошко в полу кабины, воздушный тормоз, сирену, для психологического воздействия, также определения на слух скорости самолета при пикировании. В момент сброса, бомбы выталкиваются за винт специальным механизмом, после чего самолет выводится из пике. Экипаж один-два человека. Вооружение – в противотанковом варианте две 37-мм. пушки с магазинами по 6 снарядов из карбида вольфрама, два 7,92 мм. пулемета, стандартная бомбовая нагрузка от 250 до 700 кг (в зависимости от модификаций). Угол пикирования – до 90 градусов. Максимальная скорость – 310 – 408 км.ч., дальность полета 800 – 1165 км. Произведено 6500 единиц.
Существует мнение, что «Юнкерс-87» с 37-мм. пушкой оказался необычайно эффективен против танков. Приводится в пример результативность Ганса Руделя, уничтожившего, по его словам, 519 советских бронемашин, 800 грузовиков, 60 барж, и т.д. При этом самого его (похоже, обладающего немалым запасом жизней) сбивали 32 раза, полностью выводя из строя самолет. Итак, при соотношении потерь: один штурмовик – 16 танков, пилот удостаивается приема у Гитлера и Рыцарского Креста с Бриллиантами. Если же делить заявленные немцами победы, по предложению британских историков на три, – один «Юнкерс» за 5 единиц бронетехники.
По другим данным, столько обстрелянных-поцарапанных советских бронемашин насчитывается у всей 4-й группы Ганса Руделя, в 16-18 машин; согласно немецкой традиции,  все они записывались на счет командира.
3. Германский полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Sonderkraftfahrzeug. Масса 9 тонн, экипаж 2 человека, а также 10 десантников. Штатное вооружение: 1-2 пулемета MG-42, а также, при минимальных изменениях конструкции – минометы, пушки (разных типов, в том числе трофейные), крупнокалиберные зенитные пулеметы, огнеметы, реактивные установки.  Бронирование – лоб корпуса 10-15 мм., борт 8-14 мм., крыша (частичная защита) и днище – 6-8 мм. Скорость по шоссе 53 км.ч., запас хода 300 км., удельная мощность 10,3 л.с.т. С 1939 г. по март 1945 года произведено 15252 единицы. Вместе с Sonderkraftfahrzeug 250, схожим по характеристикам немецким бронетранспортером, выпущенным в количестве 7326 экземпляров, Sd.Kfz. 251 явился основой многочисленного семейства машин различного назначения. Индекс «251» показывает, сколько всего насчитывается серий полугусеничных транспортеров, по сумме боевых качеств, между прочим, приближающимся к танкам Т-3 (примерным аналогом советского Т-26), или даже Т-4 первых выпусков. Общее количество машин трудно поддается исчислению, в первом приближении можно смело озвучить число «30 000».
В РККА (Советской Армии) и, по большому счету, в войсках союзников, бронетранспортеры столь массового распространения не получили.
3 а. Санитарный вариант немецкого (здесь, вероятно – трофейного) бронетранспортера. Довольно высокий профиль, удобный задний люк, частично открытая крыша способствуют замечательной обитаемости машины, следовательно, сохранению боевого потенциала солдат.
4. «Тигр» на улице Харькова – последнее удачное масштабное контрнаступление немецкой армии.
5. Лидия Владимировна Литвяк, летчик-истребитель, Герой Советского Союза. Рождение – 18 августа (День авиации) 1921 г., Москва. С 14 лет – занятия в аэроклубе, получение путевки в одну из немногих авиационных школ, принимавшую девушек – Херсонскую, возвращение в столицу, работа в Калининском аэроклубе (на месте нынешнего микрорайона «Южный»), подготовка 45-ти летчиков. Отец Лидии – железнодорожник В. Литвяк расстрелян в 1937 г. (тогда, когда его дочь совершает первый самостоятельный полет). Это до поры удается скрывать. В 1942 году девушка добивается зачисления в 586-й «женский», созданный по инициативе, уже весьма известной Марины Расковой истребительный авиаполк. Сначала она запоминается модницей, перешивающая мех с унт на воротник (и отбывающей за то суточный арест), любительницей длинных шарфов из парашютного шелка, но с августа же 1942 г. – весьма результативным летчиком-истребителем. В небе Сталинграда Лидия сбивает два Ю-88, два Ме-109 и один D0-217, становясь первой в мире женщиной-пилотом, лично сбившей самолет противника. Прозвище или, изначально, самоназвание Лидии, которой, вероятно не нравится несколько твердое «Д» в ее имени – «Лилия». Изображение цветка появляется на фюзеляже Як-1. Иногда нарисованную полковым художником лилию считают розой, потому летучую девушку нарекают попеременно «Белой Розой (и, или Лилией) Сталинграда».
По прошествии времени женский истребительный полк расформировывают, и летчиц распределяют по «обычным» авиаполкам.
Состоится знакомство, свадьба с Алексеем Саломатиным, к тому времени уже Героем Советского Союза, имеющим на счету 18 уничтоженных вражеских самолетов. Его «Як» возвращается из боя изрешеченный, и, уже на аэродроме (на глазах Лидии) взрывается.
Лилия сбивает 12 самолетов лично, 4 в групповых боях, становясь тем самой результативной летчицей-асом в истории. 1 августа 1943 года на рубеже реки Миусс (Донбасс), при возвращении с боевого задания, ее «Як-1» подбивает вынырнувший из облака немецкий истребитель.
Проходят слухи, что Лидия попала в плен, ее видели в машине с немецкими офицерами, и пр., потому присвоение звание Героя Советского Союза откладывается на неопределенный срок. Останки Лидии идентифицируются лишь в 1969 году. К сожалению, найденный в балке «Як» разрезают на металлолом за несколько дней до прибытия поисковой группы.
Данная фотография (5) отсутствует в поисковой базе как имеющая «лицензию на использование и изменение», если у вас есть претензии, просьба обращаться к автору.
Всего ВВС СССР располагает тремя женскими авиационными полками (в среднем авиаполк составляет 36 машин, 3 эскадрильи): 586-м истребительным, на Яках, 587-м бомбардировочным, с пикирующими Пе-2, и, наиболее известным, до конца войны исключительно женским, 588-й легкобомбардировочным, на самолетах По-2 («ночные ведьмы»).
Уместно привести список наиболее результативных асов Второй мировой войны:
Иван Кожедуб – лично, на Ла-5 и Ла-7 – 64 самолета, плюс неучтенные 2 американских «Мустанга», по неизвестным причинам атаковавшие его в зоне действия советской авиации. Есть информация о сбитии нескольких американских самолетов на Миг-15, во время Корейской войны.
Александр Покрышкин (на МиГ-3 и «Аэрокобре») – 59 лично, 6 в группе. Еще один (первый) самолет, увы, советский легкомоторный бомбардировщик, сбитый им по ошибке. Советские летчики имеют обычай стимулировать ведомых (прикрывающих атаку), отдавая им свои победы. Так поступает и А. Покрышкин, личный счет которого составляет, очевидно, 90 самолетов люфтвафе.
Особая заслуга Покрышкина состоит в доведении до вышестоящего начальства преимущества немецкой тактики ведения воздушного боя парами, а не тройками, в так называемой «свободной охоте» – «увидел с высоты-атаковал-скрылся». Такое поведение стоит летчику немало нервов, временного снятия с должности при рассмотрении дела в трибунале, исключения из партии…
Григорий Речкалов (И-153, Як) – не менее 56 (по уточненным данным 61) лично, 6 в группе.
Томас Петтл (урожд. ЮАР, ВВС Великобритании) – на самолетах «Гладиатор», «Харрикейн», с 1940 по 1941 гг., до своей гибели в бою – 51 победа лично, 6 в группе («разделенные»).
Ричард Айра Бонг (США) – 40 сбитых на «Лайтнинге» японских истребителей «Зеро» определенно, семь – вероятно.
Клостерман Пьер (Франция). На «Спитфайре» и «Хоукере», во время службы во французских и британских ВВС – 19 самостоятельных, 14 разделенных побед.
Эрих Харманн (Германия) – 352 победы, при потере 14 своих «Мессершмит-109», в результате нехватки топлива, повреждения обломками сбитых самолетов, а также, возможно от действия истребителей противника (что скрывалось, дабы не портить репутацию). Август 43 – попадание в русский плен, имитация ранения и недержания кишечника, дабы вызвать жалость у солдат, также и предотвратить обыск, побег, возвращение в строй. В определенный момент необычайная результативность Хартманна вызывает сомнения даже в Верховном Штабе люфтваффе, привыкшем штамповать героев для Рейха, однако, награждение Дубовыми листьями и Мечами к Рыцарскому Кресту в ставке Гитлера освобождает пилота от излишних подозрений. Так, сражаясь уже на Западном фронте он заявляет о сбитии 11-ти американских «Мустангов» всего лишь за один день, 24 августа 1944 г.
В 1945 г. американцы передают обвиненного в военных преступлениях, сдавшегося в плен Хартманна (как сражавшегося до того против СССР), советским войскам. В лагерях тот бунтует против принуждения германских офицеров к тяжелому физическому труду (что является нарушением Международного права в отношении военнопленных), требует особого к себе отношения, этого, в общем, добивается, освобождается по амнистии в 1955 г.  Далее Хартманн поступает на службу в ВВС ФРГ, командует эскадрой «Рихтгофен», неоднократно посещает США, выйдя в отставку, работает летным инструктором, и покидает этот мир в 1993 году.
Хироёси Нисидзава, Япония. На истребителе «Зеро» – 87, или же, возможно, 147 сбитых американских самолетов. С некоторого момента в японской авиации просто перестают вести индивидуальную статистику. При перелете за новыми истребителями, в октябре 1944 г. Нисидзава погибает как пассажир транспортного «Макаджима».
Эйно Юутилайнен. Финляндия. Во время Зимней войны, на «Фоккере» FR-106 – И-16 и ДБ-3. Далее, на «Мессершмит-109», в составе сил стран Оси – 92 советских самолета.
Полный объем - Литрес История почти Всего


Рецензии