Записки неизвестного

(От лица солдата Английской армии)

Запись в дневнике с 12 по 13 июля 1917

Целый день мы наступали на позиции немецких войск под городом Ипр.
Перестрелки практически не затихают, и я то и дело слышу, как рядом с ухом со свистом проносятся пули. В такой обстановке, которая творится вокруг, думаешь не о том, сколько еще будут продолжаться бои, выживешь ты или нет, для чего правители нашей страны ввязались в войну, а о том, куда нужно стрелять и сколько патронов у тебя осталось. Но сегодня меня весь день не покидало какое-то приятное ощущение тревоги, подобное подростковому предвкушению первого свидания с девушкой... Это чувство было вызвано тем, что я точно знал: еще немного, и мы сломим сопротивление немцев.

К наступлению ночи звуки боя наконец-то утихли. Наступила тишина, которая всем солдатам казалась гораздо более пугающей, чем уже давно не прекращавшиеся раскаты взрывов и пронзительный свист пуль. Ночь обволакивала и сводила с ума. Слух старался уловить хотя бы малейший шорох, а когда кто-нибудь из солдат нечаянно наступал на сухую палочку, лежавшую в окопе, ухо начинало судорожно подергиваться... Каждый из нас был точно уверен, что это затишье непременно предвещает "бурю", которая может начаться с минуты на минуту. И каждый из нас был прав: внезапно, с позиции немецких войск начали отчетливо доноситься звуки суетного движения. Нам оставалось лишь только крепче сжимать приклады винтовок и пытаться разобрать хоть что-то из происходящего напротив.

Каждая минута длилась вечность.

Внезапно в воздух поднялась зеленоватая дымка, мы в исступлении смотрели на то, как это облако растет и приближается к нам. Так бы продолжалось и дальше, если бы один из офицеров не крикнул: "Га-аз! Надеть противогазы! Га-аааз!"

Я бросил винтовку и с ужасом начал расстегивать пуговицы сумки, в которой лежал противогаз. Руки дрожали, а пальцы просто не хотели слушаться, в то время как облако приближалось все быстрее и быстрее. Но вот, заветные три пуговицы поддались, и я, так быстро, как только мог, начал натягивать противогаз себе на лицо. От дыхания стекла на нем запотели, и я плохо видел, что происходит вокруг... Когда я сделал шаг назад, то почувствовал что-то большое под своей ногой. Я наклонился. Рядом со мной лежал человек. Лицо и руки его были покрыты ужасными ожогами и нарывами, он испуганно из последних сил водил глазами в разные стороны. И, хотя была кромешная темнота, я отчетливо видел, как пара белых глаз стреляет из угла в угол.

Нам было приказано отступать, и мы отступили, но я еще долго не смогу забыть увиденного мной в ту ночь.


Рецензии