Помни предков своих. Заключение

К большому сожалению, мой дедушка, художник и педагог Н.Г.Тихонов никогда не делал никаких заметок и не вел дневников.
В его архиве сохранились только те бесценные подлинные документы, содержание которых было приведено выше. Он не хранил писем и оставлял в своем архиве только то, что считал важным и  нужным для дальнейшей работы. Творя в свое удовольствие и очень часто просто «в стол», он, за редким исключением, не подписывал и не датировал свои многочисленные произведения, будь то картины или разнообразные эскизы, фарфоровые изделия или предметы декоративно-прикладного искусства.
В основном в книге приводятся те его произведения, которые были им атрибутированы, описаны в различных источниках или хранятся в музеях России. Большая часть его работ разной направленности осталась вне поля нашего рассмотрения. Это касается, в частности, разработанных им многочисленных эскизов оригинальных форм и росписи различных фарфоровых изделий, некоторые их которых не потеряли актуальности и в наше время. 
Данное издание является попыткой свести воедино тот материал из многочисленных источников, который дал возможность показать всю широту и многообразие интересов моего дедушки. Он не ограничивал себя только работой художника и педагога, но также внес свою лепту в решение тех великих задач, которые стояли перед страной.
Даже такой беглый, обзорный подход к деятельности Н.Г.Тихонова позволяет познакомиться со многими гранями таланта этого удивительного, духовно богатого человека, прожившего насыщенную творческую жизнь.
Найдется не очень много художников, которые одновременно сочетали бурную педагогическую деятельность с созидательной работой в Союзе художников, постоянно занимаясь при этом активным творчеством по многим направлениям декоративно-прикладного искусства и одновременно станковой живописью.
Внимательный читатель может задать справедливый вопрос: «Неужели прервалась связь времен и генетика огромного творческого потенциала, заложенная самой Природой 
в талантливых художниках Тихоновых-Манковых, принадлежала только им и пропала втуне?».
К счастью, связь времен не прервалась! Она возродилась, словно из небытия, и в полной мере проявилась в потомках этих славных мастеров.
Единственная внучка К.Г.Тихонова, Галина Ларина, окончила МХПУ им. М.И.Калинина и в настоящее время работает иконописцем. Вместе со своим мужем Дмитрием Лариным, окончившим МХПУ им. М.И.Калинина и Строгановское училище с золотой медалью, она разработала проекты внутреннего убранства, иконостасов и икон более 40 церквей
и храмов в России и за ее пределами и воплотила все это в жизнь.
А праправнучка Н.Г.Тихонова, моя старшая внучка, школьница Анастасия Рябихина с отличием окончила Детскую художественную школу им. И.Е.Репина и, как говорят ее педагоги и профессора Строгановки, обладает недюжинными способностями. К тому же она, как и мой дедушка, является еще и прекрасным фотографом, находящим в нашей непростой жизни необычайные и трогательные сюжеты.
Традиции славного рода художников Тихоновых-Манковых продолжаются!
Надеюсь, что данное повествование об одном из забытых и не нужных всей нашей вертикали «народной» власти талантливых сыновей своего Отечества найдет отклик в душе читателей, а многие станут более бережно и внимательно относиться к сбережению памяти не только о своих далеких предков, но и к более бережному отношению к «живой» исторической памяти и славным делам нашей Родины – России.


Рецензии