На Пуле вокруг Земного шара

         Мне тогда невероятно повезло - первая плавательская морская практика и... как подарок... сразу - кругосветная!
         Более того, мне удалось по-причине списания с судна судового электрика, даже уйти в этот рейс в "штате" команды, то есть получать настоящую штатную заработную плату!
         Просто невероятная, немыслимая, сказочная удача!
         В те далёкие уже времена, у бывалых моряков - мореманов в разных вариантах бытовало устойчивое выражение, как теперь бы сказали - "сленг" - "Ходили из Владика (Владивостока)во Фриско (Сан-Франциско) забодать "барыган".
         То есть на "нормальном" языке это означало уйти в рейс и удачно заработать достаточно неплохие деньги!
         Применительно и в варианте Черноморского пароходства - "Уйти от Мамы (Одессы)на Канары (Канарские острова - Лас-Пальмас и Санта-Крус-де- Тенерифе), Гибралтар, Танжер, Сеуту и Касабланку (Марокко),Порт-Саид (Египет), Стамбул, Пирей, Бейрут, Латакию, Аден (Южный Йемен), Сингапур, Гонконг"...
         В те годы Советский Союз стремительными темпами активизировал создание многочисленных партнёрских международных морских линий, причём  на долго срочной основе.
         А для выполнения этой архиважной правительственной задачи Министерство Морского Флота приняло решение разместить несколько крупных судостроительных заказов, в  ещё тогда братских странах - в Польше, на судостроительной верфи в Гданьске и в Югославии, на верфях городов Пула и Риека.
         И там, и там  в количестве по двадцать единиц новейших типов теплоходов.
         Первый теплоход югославской серии,так называемое головное судно, был  спущен на воду в Югославии в Пуле и принят государственной комиссией в эксплуатацию под названием в честь города постройки - "ПУЛА".
         При спуске был совершён "святой" традиционный морской обряд крещения судна  и избранная "крёстная мать" тщательно и именно с одного удара, (хорошая примета), разбила опять-таки традиционную бутылку шампанского о борт судна.
         Эта бутылка привязывалась специальной верёвкой (концом - по морской терминологии) и то, что оставалось от неё после удара, а это,как правило хорошо сохранившееся горлышко, оставалось как талисман в судовом музее. 
         Маршрут нашего  кругосветного  рейса выглядел так: Одесса - Николаев - Латакия (Сирия)- Гавана и Сант-Яго-де-Куба (Куба), в которые мы доставили 18500 тонн высоко качественных минеральных удобрений - Панамский канал - и далее по "дуге большого круга", есть такой термин в морском судоходстве и это тот самый "мистический" случай, когда расстояние между двумя точками на шаре, в данном случае - Земном шаре, по касательной оказывается гораздо короче, чем по - прямой, на Токио с грузом кубинского тростникового сахара-сырца (18500 тонн),из которого практичные и хитроумные японцы будут "изготавливать" компоненты для ракетного топлива,а затем в Йокогаму,Кобе, Нагою, Вакамацу, Нагасаки, Хиросиму, Тибо и Кагошиму (Япония).
         После захода в японские порты, там же планировалось взять попутные грузы на Гонконг, Филиппины, Сингапур и далее через Индийский океан вокруг Африки, вокруг мыса Доброй Надежды на европейский порты.
         Но чтобы значительно сэкономить на заправке топливом и водой для продолжения рейса, планировался также краткосрочный заход в советский Владивосток.
         В Йокогаме произошёл достаточно забавный случай, благодаря которому почти вся команда "Пулы", в большей или меньшей степени, попалась в "ловушку"...
         А лично для меня эта ситуация, примерно через полтора месяца, обернётся довольно печальными и достаточно серьёзными последствиями...
         Наиболее "шустрый разведчик" из экипажа, совсем недалеко от места стоянки судна, в соседнем, прилегающем к территории порта квартале , обнаружил "шикарный" магазин, в котором, по его словам, продавались прекрасные,отличного качества с серьёзными "лейбами" костюмы, рубашки, изумительных, невиданных  фасонов туфли, галстуки, бабочки и женские платья тоже и, что самое главное - по баснословно низкой, весьма приемлемой для советского моряка цене.
         В девять часов на следующее утро, получив пропуска на выход в город, первая волна покупателей с русского судна десантировалась на "вражеский" берег" и рванула" в это вожделенный магазин.
         "Обалдевшие" от неожиданно свалившегося на них торгового счастья, продавцы бабочками "порхали" вокруг русских моряков, пытаясь максимально быстро удовлетворить излагаемые на пальцах запросы...
         Хозяин магазина, чтобы отблагодарить щедрых покупателей, решил блеснуть всей широтой японского гостеприимства и... в уютном уголке, как по-волшебству, стремительно был засервирован столик, в почётном центре которого возвышалась громадная 2,5 литровая бутыль рисовой водки - саке, несколько ящиков с бутылками пива и, на тот период ещё не изведанной и не испробованной кока-колы!...
         Закуски, предусмотрительно - не было...
         Тут же рядом стояли ящики с переливаюшимися всеми цветами радуги этикетками на бутылях "Ocean whisky" - Оушн (окенское) виски", но которое уже продавалась, но тоже не очень дорого, по словам продавцов, как подарок для бравых русских моряков - за половину реальной цены.
         Но главная фишка, главная "замануха" состояла в том, что к каждой бутылке виски прилагался так же же, как подарок - хрустальный бокал с изображением одного из самых известных и красивейших парусников мира, чайного клипера - "Cutty Sark" в обрамлении японских иероглифов...
         Бокал прилагался... бесплатно...
         Пережить эту информационную новость возможно было только с превеликим умственным трудом...
         Романтическая морская душа, с рождения одарённая возвышенным чувством восприятия прекрасного, могла ли остаться холодной и равнодушной к такому увлекательно-заманчивому предложению?!...
         Просто... "до нельзя" наивный риторический вопрос...
         О! Этот умопомрачительный бокал!!!...
         Мы к нему вернёмся ещё чуть позже.
         После обеда наступила очередь десантироваться на землю второй, очень взволнованной такими приятными новостями, смены увольняющихся.
         Такого ажиотажного спроса на предлагаемый в этом магазине товар продавцы, думается никогда не видели, ни до, ни после стремительного "русского набега"...
         Но вот в самом конце торговли случилась маленькая неувязочка - для последней, самой последней бутылки виски не хватило... вожделенного дармового бокала.
         Хозяин несколько раз принёс свои извинения, но они приняты не были во внимание.
         Моряки упорно и настоятельно требовали свой презент с изображением знаменитого парусника.
         В ближайшие магазины были разосланы за недостающим бокалом гонцы.
         Но через какое-то время одни из них вернулись без бокала, а другие принесли всё же бокалы, но не такие, как ранее дарились в этом магазине...
         Хозяин извинялся - моряки твёрдо стояли на своём, требуя именно тот,невообразимо вожделенный бокал.
         В конце концов Япония  не выдержала такой настойчивой осады русских моряков, представлявших могучий СССР и... капитулировала, подарив бутылку виски... безвозмездно, то есть даром или, как говорят у нас в Одессе - "На шару"...
         Таким образом международный инцидент был мирно урегулирован!
         И обе противоборствующие стороны разошлись, довольные друг другом!
      ...Так всё же, чем же для меня через полтора месяца так "аукнулся", тот памятный поход в магазин?!
         Как выяснилось в последствии - это был... это был... магазин похоронных товаров!
         И все товары, которые в нём продавались были одноразовыми...
         И предназначались... для... покойников!!!
         Когда я улетал из Владивостока, температура в Токио была плюс одиннадцать, во Владивостоке - плюс четыре, а в пересадочных аэропортах - Чите и Новосибирске уже около минус пятнадцати...
         А я был "упакован" во все приобретённые в Йокогаме "фирменные" вещи из того самого "приветливого" магазинчика!!! 
         Добежав от борта самолёта до здания аэровокзала, я остался в японской обуви,но... без подошв... и в лохмотьях от "шикарного" костюма, который был рассчитан только  для  умиротворённого горизонтального использования, а не для активных телодвижений, да ещё и с резкими перепадами температуры и заявил об этом свой резкий протест в виде распада на составные фрагменты!!!...
         Таким образом, в вестибюле читинского аэровокзала стояло, вроде в обуви, но босиком  настоящее огородное пугало в лохмотьях!!!...
         Ситуация была "смешной" до слёз!!!...
         Пришлось обращаться к руководству аэровокзала с печальными объяснениями о сложившейся ситуации.
         Мне пошли, в виде исключения, навстречу.
         Мой багаж был найден.
         А со всеми японскими приобретениями было совершено таинство обряда и они  были торжественно отправлены по прямому назначению в ближайшую мусорную урну!...
         И домой в родную Одессу после кругосветного путешествия я гордо прибыл... в замасленной и заляпанной краской рабочей курсантской робе (одежде) и, не менее ужасающего вида "гадах" (рабочих курсантских ботинках)!!!...
      ...К моменту выхода "ПУЛЫ" из Средиземного моря в Атлантический океан я радостно и гордо отправил маме в небольшой городок Оргеев, в Молдавию две радиограммы...
         Уже пройдя Гибралтарский пролив, в Атлантике меня вызвал начальник судовой радиостанции в радио рубку получить ответную радиограмму.
         Текст был следующий -
        "ЮРА! ОЧЕНЬ ПРОШУ ТЕБЯ НЕ ПРИСЫЛАЙ МНЕ БОЛЬШЕ ТЕЛЕГРАММ - НАДО МНОЙ СМЕЮТСЯ - МАМА"...
         Я был в полном недоумении, хотя немного поразмыслив, стал догадываться, в чёт тут дело...
         С приходом в Гавану я получил от мамы такое долгожданное письмо.
         Мама писала, что текст моей радиограммы стремительно быстро распространился по небольшому городу и знакомые и не знакомые каждый раз при встрече с ней в шутку - (им, очевидно казалось, что это крайне смешно) - настойчиво и по-иезуитски ехидно интересовались:
       - Галина Васильевна! А что, Ваш сын действительно плавает на пуле???!!!.
       - Сына! Как же тебя угораздило попасть на пароход с таким диким и неприличным  названием???!!!...
         Неужели нельзя было выбрать другой пароход и отказаться от этого!!!...
       - Сынок! Мне стыдно и неудобно, когда надо мной, старой уже женщиной, так подшучивают!!!... 
         Ты же понимаешь, о чём я говорю?!...
         Повторяю, прошу - не присылай больше телеграмм!
         Я всегда помню о тебе, и желаю, и хочу, и надеюсь, чтобы твой первый и сразу такой длительный рейс, шутка ли - вокруг всего Земного Шара обойти, закончится благополучно!
         Ты становишься настоящим моряком!
         Ведь ты с детства мечтал о море, мечтал стать моряком!
         И я очень рада, что ты им стал!
         Твоя мечта свершилась и ты добился, чтобы она стала реальностью!
      ...Во Владивосток мы пришли, когда на календаре было 11 ноября...
         Мои однокурсники курсанты - бурсаки к этому времени, уже почти два с половиной месяца активно грызли гранит науки и тщательно постигали и осваивали премудрости и тонкости электро механических дисциплин.
         А я же в это время ещё продолжал бороздить безбрежные просторы Великого и Тихого океана.
         Начальник училища, в связи с моей такой длительной задержкой в рейсе и значительным отставанием от учебного процесса, обратился к Начальнику Черноморского пароходства с ходатайством вернуть меня в учебные аудитории. 
         И 15-го ноября, меня списали с судна и, получив оплаченный билет до Одессы,я вылетел из Владивостока и с посадками и пересадками в Хабаровске, Чите, Новосибирске, Челябинске, Москве, Киеве наконец-то добрался до Одессы!
        Таким образом я совершил своё первое кругосветное путешествие, правда надо добавить - частично плавая по морям и океанам, а частично в салонах воздушных лайнеров.

     P.S.
      
     ...А теперь мне придётся пояснить, в чём же тут, собственно говоря, было дело...
        В ЧЁМ ЖЕ ТУТ ТАИЛАСЬ СЕКРЕТНАЯ ИЗЮМИНКА?!...
        А дело в том, что на мелодично-певучем молдавско-румынском языке слово "пула"... означает... означает... великодушно простите... мужской член...
        Поэтому, когда хитро-коварные знакомые и не очень, сограждане интересовались у моей мамы, где я работаю, то на самом же деле вопрос звучал так и именно так, и именно  ЭТО они, ушлые люди, имели ввиду:
      - А что, Галина Васильевна!
        Ваш сын плавает НА ... ???!!!...


Рецензии