Шахматы. К глубинам моего непонимания
Сделать это можно разными способами.
Можно двигать ладьёй на обычной доске.
Можно на демонстрационной.
Можно использовать экран монитора.
Можно нарисовать картинку на бумаге.
Можно вместе с ним пройтись по гигантской шахматной доске.
Можно во время показа говорить слова.
Можно использовать образы: трамвая, лифта, канала, квартала, коридора.
Можно эмоционально окрашивать произносимое и апеллировать к уже усвоенным ребёнком понятиям.
Можно просто (по-польски «просто» – прямо!) сказать: «прямо!».
В любом случае абсолютное большинство детей такая демонстрация, со словами или без слов, в конце концов, так или иначе устраивает.
Вопрос здесь в том, какой именно способ применить в данном конкретном случае. В конечном счёте многое зависит от опыта, от глубины понимания педагогом самого ребёнка и его личной ситуации в процессе.
Решение на самом деле принимается почти мгновенно.
Но один педагог находит дорожку к сердцу ребёнка, его чувствам и мотивациям, а другой – нет.
И здесь исток лежит в освещении личности педагога.
Педагог несёт ребёнку не «предмет» а себя, свою собственную личность.
Ничего другого педагог ребёнку предъявить и не может.
Именно попытка заменить, подменить себя «предметом» убивает педагога «на корню».
Одно дело, когда я преподаю математику, а совсем другое дело, когда я преподаю самого себя через математику.
В первом случае математика – цель «обучения».
Во втором случае это всего лишь один из инструментов.
Когда я оперирую шахматами как инструментом раскрытия собственной личности перед ребёнком, я как бы знакомлю его со своим внутренним миром, с прекрасным невероятно сложным огромным заполненным миллионами фантастически красивых объектов. Я демонстрирую ему шедевры мировой культуры, я украшаю его мышление так, словно наряжаю новогоднюю ёлку и накрываю праздничный стол.
Я демонстрирую ему тысячи оттенков в самых простых, в наипростейших позициях. Я рассказываю ему сотни маленьких, крошечных сказок, в которых он и сам становится героем своих вновь обретённых играх.
Я делюсь с ним, музыкой, мимикой, жестами, словами и поговорками.
Я показываю ему десятки способов держать фигуру, ходить ею, бить или брать чужие фигуры, рокировать, превращаться, брать на проходе.
Число микроигр, которые я использую в этом общении невероятно, немыслимо велико. Он видит и выражение моего лица, и мои позы, и движения моих рук, кистей, пальцев. Это студия – театр одного актёра.
И он охотно включается в игры со мной. Потому что ему со мной интересно, весело, занимательно. Но самое главное – я веду его от одного крошечного успеха к другому. Он состоятелен со мной. У него всё получается, поскольку я не ставлю перед ним непосильных сложных невыполнимых задач.
Мы постоянно обитаем «в зоне ближайшего развития».
- Ну хорошо, - воскликнет внимательный читатель. – Но это с одним! А если сидит целый класс? Группа в двадцать или тридцать детей? Что тогда?
А тогда, отвечу я вам, всё то же самое. Только технология строится на подборе наиболее «проходных» логических формул, которые я охотно именовал бы магическими формулами урока.
И на хорошо продуманной системе быстрых практик.
Схема урока в этом случае распадается на три структурных элемента:
Первый этап – объяснение
Второй этап – массовая самореализация
Третий этап – зачетное закрепление
На «объяснение» у нас в распоряжении 2-3 минуты.
Это предел, за которым мы теряем внимание малыша.
Во время объяснения мы демонстрируем самый «проходной» метод демонстрации и самую яркую модель сказки.
Во время объяснения мы показываем простейшую микроигру, правила которой запредельно просты и в общем – доступны абсолютному большинству детей.
На втором этапе мы рассаживаем детей парами и они играют в новую микроигру между собой. Этот этап занимает 12-15 минут.
Третий этап – зачетный сеанс одновременной игры, когда столы расставляются по периметру «кругом» и педагог внутри «кольца» стремительно обходит участников и с каждым делает ход и переходит к следующему. Пока педагог совершает «круг» ребёнок обдумывает свой ход, а как только педагог подходит, ребёнок делает свой ход.
Критерии в сеансе могут быть различными: продержаться определенное число ходов (кругов!), выиграть за определенное число ходов, правильно расставить схему, показать технику защиты или атаки и т.д.
Каждый ребёнок имеет неограниченное число попыток в пределах выделенного времени.
Впрочем наверное нужно дать Вам передышку.
Ведь нельзя же всё и сразу!
Свидетельство о публикации №217040100201