Шахматы. К глубинам моего непонимания

Можно просто показать ребёнку, как ходит ладья.
Сделать это можно разными способами.
Можно двигать ладьёй на обычной доске.
Можно на демонстрационной.
Можно использовать экран монитора.
Можно нарисовать картинку на бумаге.
Можно вместе с ним пройтись по гигантской шахматной доске.
Можно во время показа говорить слова.
Можно использовать образы: трамвая, лифта, канала, квартала, коридора.
Можно эмоционально окрашивать произносимое и апеллировать к уже усвоенным ребёнком понятиям.
Можно просто (по-польски «просто» – прямо!) сказать: «прямо!».
В любом случае абсолютное большинство детей такая демонстрация, со словами или без слов, в конце концов, так или иначе устраивает.
Вопрос здесь в том, какой именно способ применить в данном конкретном случае. В конечном счёте многое зависит от опыта, от глубины понимания педагогом самого ребёнка и его личной ситуации в процессе.
Решение на самом деле принимается почти мгновенно.
Но один педагог находит дорожку к сердцу ребёнка, его чувствам и мотивациям, а другой – нет.
И здесь исток лежит в освещении личности педагога.
Педагог несёт ребёнку не «предмет» а себя, свою собственную личность.
Ничего другого педагог ребёнку предъявить и не может.
Именно попытка заменить, подменить себя «предметом» убивает педагога «на корню».
Одно дело, когда я преподаю математику, а совсем другое дело, когда я преподаю самого себя через математику.
В первом случае математика – цель «обучения».
Во втором случае это всего лишь один из инструментов.
Когда я оперирую шахматами как инструментом раскрытия собственной личности перед ребёнком, я как бы знакомлю его со своим внутренним миром, с прекрасным невероятно сложным огромным заполненным миллионами фантастически красивых объектов. Я демонстрирую ему шедевры мировой культуры, я украшаю его мышление так, словно наряжаю новогоднюю ёлку и накрываю праздничный стол.
Я демонстрирую ему тысячи оттенков в самых простых, в наипростейших позициях. Я рассказываю ему сотни маленьких, крошечных сказок, в которых он и сам становится героем своих вновь обретённых играх.
Я делюсь с ним, музыкой, мимикой, жестами, словами и поговорками.
Я показываю ему десятки способов держать фигуру, ходить ею, бить или брать чужие фигуры, рокировать, превращаться, брать на проходе.
Число микроигр, которые я использую в этом общении невероятно, немыслимо велико. Он видит и выражение моего лица, и мои позы, и движения моих рук, кистей, пальцев. Это студия – театр одного актёра.
И он охотно включается в игры со мной. Потому что ему со мной интересно, весело, занимательно. Но самое главное – я веду его от одного крошечного успеха к другому. Он состоятелен со мной. У него всё получается, поскольку я не ставлю перед ним непосильных сложных невыполнимых задач.
Мы постоянно обитаем «в зоне ближайшего развития».
- Ну хорошо, -  воскликнет внимательный читатель. – Но это с одним! А если сидит целый класс? Группа в двадцать или тридцать детей? Что тогда?
А тогда, отвечу я вам, всё то же самое. Только технология строится на подборе наиболее «проходных» логических формул, которые я охотно именовал бы магическими формулами урока.
И на хорошо продуманной системе быстрых практик.
Схема урока в этом случае распадается на три структурных элемента:
Первый этап – объяснение
Второй этап – массовая самореализация
Третий этап – зачетное закрепление
На «объяснение» у нас в распоряжении 2-3 минуты.
Это предел, за которым мы теряем внимание малыша.
Во время объяснения мы демонстрируем самый «проходной» метод демонстрации и самую яркую модель сказки.
Во время объяснения мы показываем  простейшую микроигру, правила которой запредельно просты и в общем – доступны абсолютному большинству детей.
На втором этапе мы рассаживаем детей парами и они играют в новую микроигру между собой. Этот этап занимает 12-15 минут.
Третий этап – зачетный сеанс одновременной игры, когда столы расставляются по периметру «кругом» и педагог внутри «кольца» стремительно обходит участников и с каждым делает ход и переходит к следующему. Пока педагог совершает «круг» ребёнок обдумывает свой ход, а как только педагог подходит, ребёнок делает свой ход.
Критерии в сеансе могут быть различными: продержаться определенное число ходов (кругов!), выиграть за определенное число ходов, правильно расставить схему, показать технику защиты или атаки и т.д.
Каждый ребёнок имеет неограниченное число попыток в пределах выделенного времени.

Впрочем наверное нужно дать Вам передышку.
Ведь нельзя же всё и сразу!


Рецензии