О лирике искренней и прозрачной

Эссе о творчестве А.Л. Решетова

Как большинство березниковцев моего поколения, я впервые услышала об Алексее Решетове в школе. В ту пору я любила в литературе - будь то проза или поэзия - яркие эффекты. Визит Воланда в Москву, страсти в духе Достоевского, скелеты, разгуливающие по поэтическим циклам Александра Блока.
Главный поэт Березников тогда мне совершенно не запомнился. Наверное, пришёлся не по вкусу подростку с буйным воображением.
Со временем расширился круг чтения. Взгляд на поэзию изменился кардинально. Уже в 20-летнем возрасте я нашла открытку, на которой маминой рукой были выписаны строки:
"Любимая, стой, не клянись, всё равно
Кого-то из нас утомит постоянство,
Но я тебя брошу, как птицу, в пространство,
А ты меня бросишь, как камень, на дно".
Эти слова поразили меня. Я подумала поначалу, что автором их окажется Мандельштам. И очень удивилась, что они принадлежат нашему земляку и современнику.
У четверостишия был отчетливый вкус классики, того, что остается на поверхности культурного потока после многолетнего отбора, когда течения времени уносят банальное, безвкусное, преходящее.
При огромной глубине, оно было чистым и простым. Его приятно было перекатывать в уме и раз за разом слышать эхо узнавания. Так слышишь в музыке XVIII века свою влюбленность, в размышлениях Байрона - свою потребность в одиночестве, в рассказах Тургенева - любовь к природе. Иными словами, с благодарностью встречаешь что-то настоящее, столь редкое в наш век недорогого слова.
Сейчас я понимаю, что меня пленила и романтичная уязвимость мужчины, способного признать власть любимой женщины. Ремарковская нежность, из-за которой так опасно что-либо принимать близко к сердцу. "Ведь то, что примешь, хочешь удержать. А удержать нельзя ничего". 
Следующая встреча с творчеством поэта состоялась на одном из поэтических фестивалей. Я услышала песню на слова стихотворения "Мама". Со мной было несколько моих сверстников. И хотя, слава Богу, нам не пришлось испытать описанного в стихах, я видела, что нас одинаково потрясла сточка:
"Нигде я, мама, не нашёл
Таких людей, как ты, хороших".
Ведь очевидно, что и мы таких людей тоже не найдем.
Одно из свойств лирики Решетова, за которые её стоит любить: поэт говорит ясным и прямым голосом о самом важном в жизни, скрытом под слоем суетных тревог и желаний. Сокровенная суть нашего существования предстает перед нами. Простая, но забытая в вихре повседневности.
Я начала знакомится со стихами Алексея Решетова ближе. И нашла в них обострённое чувство красоты, которое человеку наблюдательному позволяет одухотворять природу, беседовать с ней, очаровываться. Слияние женских образов с лесами, переменой времен года, свежестью снега естественно и гармонично.
Чтобы искать девочку-гордячку, "как в снег упавшую снежинку" и описать предчувствие любви как "слабый запах снега", который осенью тает, едва коснувшись земли, нужно жить на Урале и ежедневно смотреть на мир глазами не обывателя, а художника.
И кому, если не современному человеку, скованному ритмом жизни, городской средой, знать, каково это: "Потерять, как женщину, природу,/Мучиться и сохнуть без неё". Не это ли чувство тянет многочисленных в наших краях любителей походной жизни в тайгу и в горы?
Здесь мои рассуждения подходят к осознанию особой ценности Алексея Решетова как поэта именно для жителей Березников. Для нас его поэзия особенно прозрачна. Ведь его стихи - взгляд одного из нас, человека, закончившего Березниковский техникум, работавшего  на градообразующем предприятии. После первого знакомства с ними, мысль ещё не раз вернётся к знакомым пейзажам, родственному образному ряду и вечной тематике.
Что же касается самых "раскрученных" строк о нашем городе, которые я раньше совершенно не понимала (чем восхищаться, ведь этот город - привычка и обыденность?), то их не стоит воспринимать с точки зрения гражданского пафоса и юношеского максимализма. Познакомившись с биографическими справками в сети Интернет, читая стихотворения Решетова, посвященные Березникам, я теперь вспоминаю его слова о годах работы в калийных шахтах: "Кроме благодарности, ничего в душе нет. Я же пришел после техникума, учился по электрооборудованию, но не умел даже лампочки поменять. Шахтеры меня учили. И ни разу не упрекнули. Нет, мне повезло с земляками..." 
Любовь к малой родине - это зрелость богатой натуры, свободной от амбиций. Это умение принимать свою судьбу и быть благодарным за доброе и прекрасное на жизненном пути. И такому безусловно стоит учиться у человека, оставившего достойный след как в литературе, так и в истории своего родного города.


Рецензии