13 Апрель, Точка, Киев. Воспоминания экскомбата

13 АПРЕЛЬ, «ТОЧКА»,  «КИЕВ» Воспоминания экскомбата
   Как однажды написАл Влад.Влад Маяковский, «Время – вещь необычайно длинная! Были времена. Прошли, былинные…» А былины были всякие. И хорошие, и плохие, и грустные, и смешные…
   Был апрель 1972 года. Наш первый дивизион 202-го зенитно-ракетного полка, в котором я, лейтенант-двухгодичник служил в должности командира 2-й, стартовой батареи, нес боевое дежурство – «стоял на точке», прикрывая дамбу через Кременчугское водохранилище у города Черкассы от удара с воздуха «вероятного противника».
   Боевое дежурство для солдат – райское время! Число прямых начальников резко сокращается, как и число возможных наказаний: лишних людей нет, поэтому некоторые огрехи, не связанные непосредственно с обеспечением боеготовности дивизиона, негласно прощались. Сутки – обслуживание техники и учеба, сутки – караул и внутренний наряд. В общем, «через день -на ремень». Запретная зона, лес, великолепная природа, меньше муштры – санаторий, да и только! Раз в неделю, как и положено по Уставу внутренней службы – баня, поездка в Золотоношу. И так месяц – полтора.
   У офицеров забот тоже поменьше, за исключением главной: денно и нощно обеспечивать проведение всех необходимых проверок техники и контроль за ее состоянием. Естественно, организация обучения личного состава. «За дикость» нам полагалась надбавка – 50 копеек в сутки, что по тем временам составляло около 1 доллара. Никаких самоволок: при заступлении на дежурство, при развернутом Знамени части, зачитывается список заступающих, затем объявляется Боевой приказ, и любая неявка по тревоге может стать поводом для рассмотрения ее причин Военным трибуналом. С ним, как известно, шутки плохи…
   Но раз в неделю, на сутки, от обеда и до обеда, комдив мог отпустить кого-то из офицеров, не нарушая боеготовности, на отдых в Золотоношу.
   В тот день в гостинице нас, лейтенантов, встретилось четверо: старший техник 3-го дивизиона, «дед» Слава Миницкий - «Пан ВенчИслав, старший техник техдивизиона «молодой» Паша Малеванный, я, в нашем «собрании» имевший кличку «Пан Витольд», и старший техник нашего дивизиона Юра Царенко, которого нарекли «Пан Ежи». Тогда в моде был «Кабачок 13 стульев».
   Чудесный апрельский вечер, нет «любимого личного состава», есть сумма которую можно «употребить в дело», через 3 месяца у меня - «дембель». Мы – в форме, нам сам черт не брат! Душа горит, требуя приключений!
   Я зашел в 3-ю комнату и, играя под «пОляка», «сделал предложение» : «Панове! А не поехать ли нам в Черкассы? Служба заканчивается, а я еще в тамошних ресторанах не сиживал!»
   Идея народу пришлась по душе, долго мы не собирались, ибо привыкли ходить в форме, и минут через 15 наш дружный квартет уже стоял на улице Шевченко, «снимая» попутное авто. Шофера нас знали, ибо часто за пару рублей, а то и даром, подвозили из гостиницы к запретной зоне «точки».
   Долго ждать не пришлось, мы втиснулись в «Жигули» и понеслись в Черкассы.
- А где тут «посидеть? Чтоб недалеко, и душевно?» - спросил я водителя.
- Есть классная точка «Киев», первый ресторан после переезда на правый берег.
- Вперед, на Киев, господа?
- Где наша не пропадала! Йес, оф кооз, пан Витольд!
   Вход в тот ресторан был прямо с асфальтовой площадки, метров в 25 в диаметре. Под небольшим навесом лестница вела в холл. Оставили шинели, зашли в зал…И ОБАЛДЕЛИ! Одна стена зала состояла из нескольких стеклянных панелей, высотою метров 5. Расположенные выпукло в сторону Кременчугского водохранилища, они придавали залу «Киева», построенного на высоком берегу, неповторимый шарм! Да еще и как раз догорал багряный закат! Остановка и погода так и шептали: «займи – и выпей!»
   Занимать нам не надо было, поэтому перешли к делу. Заказали литровый графинчик, салат и «котлеты по-киевски». Заседание началось…
   Народу было мало, и все парами. Танцевать, с целью потанцевать, не хотелось, поэтому довольно быстро первый графинчик «уговорили».  Заказали еще один. И только начались «уговоры», как в зал примчалась стайка дам, голов об шести, и один мужчина. Они заказали чуть не по бутылке шампанского на душу, и стали то-то оживленно обсуждать, порою забрасывая «косяки» в нашу сторону.
- Пан Витольд! Иди в разведку! Кто такие, и что это за сутенер с ними? – стал меня подначивать «Пан Ежи».
    Но надо же было сначала «закончить уговоры»!
   Как только «выключили микрофоны», я понесся «пообщаться с султаном аборигенок».
- Да мы из народного ансамбля песни и пляски химкомбината! Пришли отметить наше сегодняшнее выступление! Живем в основном в общежитии.
   О! Переночевать в женском общежитии было моей давней мечтой, еще с Владивостока в 71 году, когда меня две феи с огромной, девятипалубной плавбазы «Сибирцева» так и не затащили в свои апартаменты!
   Дело пошло. Как вдруг мэтр объявляет: «Товарищи, половина двенадцатого, Ресторан закрывается». Ну, дамы засобирались, мы тоже одели шинели, стали выходить. Я вел галантерейную беседу, дамы налили мне шампанского, «за дружбу армии и народа». Комбата понесло, комбат выпил и это…
   Тут сутенер подогнал «Волгу», и в нее три пташки быстро впорхнули. Я стоял у открытой передней двери, собираясь с мыслями: «те, или не те?», как подскочил сутенер, и втолкнул меня в машину. Да так быстро, что сказать ребятам «Служу трудовому народу!» я не успел…
   Машина понеслась по незнакомым улицам. Я только запоминал общее направление будущего возвращения назад, показания спидометра и время движения…
   Ехали минут 10. Остановка. Дамы, не шибко раскланиваясь, выпархивают из авто, и быстро идут вперед «А как же я, милые дамы??» «А ты, лейтенант, езжай домой!» Опять «Не те….» Как раз по Маяковскому получилось, ибо за такси уплатил я!
    Ладно, иду назад, и вижу такси, которое меня ждет: «Вы – не первый»…
- Довезете до Золотоноши, или хотя бы до КП ГАИ?
- Конечно!
   Подъезжаем к КП. Хороший такой, современный, на одной ножке, с лестницей сбоку. Гляжу – а мои приятели Пашку «на голову» ставят!
- Привет, панове!! А вот и я!
- Як ся маетэ, пан Витольд? – ржет «Пан Ежи». – Судя по вашему возвращению, .ляди оказались опять не те?
- Воистину суки подлые! – сказал я, садясь на ступеньки и свешивая голову под перила лестницы…
   Где-то в пол-второго поймали ЗиЛ 130. По причине наибольших потерь от шампанского, которые достались на мою голову, меня отправили первым. Как только  закрыл дверцу, я положил фуражку козырьком на боковое стекло, околышем на плечо, прислонил головушку к фуражечному полю …и проснулся через 15 километров, как раз перед входом в наше общежитие-гостиницу.
- А как вы узнали, что мне именно сюда??
- Не вы, товарищ лейтенант, первый…
   Пока я утром приходил в себя, пробежав вместо обычных 1,5 км метров 800, пока сходил в баню, пришло время возвращаться назад, «в лес». Смеясь над собой, приговаривая «Вот, суки подлые! Нет, чтобы уважить защитника Родины!», мы с Царенко возвращались на позицию по благоухающему весной лесу…
    Какой же сладкий был тот апрель! Какой бесконечной казалась тогда наша жизнь!
   А что, было бы лучше, если бы мы знали момент ее окончания? Чтобы успеть доделать, дописать, дорешать, одеться в лучший костюм, и сказать «Ну, я готов?»
   Киевлянин Славка Меницкий, «пан ВенчИслав», ушел раньше всех.
   Дончанин Юрий Михайлович Царенко, инженер-гидроакустик, пошел в Соврыбфлот и осел в Риге. Ушел лет 10 назад.
    След «молодого», Паши Малеванного, харьковчанина, затерялся.
    Так будем же все вместе жить на «Прозе.ру!» В нашем апреле, 1972 года.


Рецензии
Очень хорошо написано, прочитал с удовольствием и вспомнил молодость.
У нас, правда была 1-я линия, все было намного строже: дежурные БОЕВЫЕ смены, готовность к пуску дежурных ракет при объявлении "Готовности №1 - 5 минут ( а надо еще добежать до кабин и успеть контроль функционирования сделать) - это 45 суток несения б/д, в готовности № 2. Выезд из расположения дивизиона на это время всем офицерам был вообще запрещен. Потом 30 суток готовность №3 - это значит: срок готовности к пуску дежурными ракетами увеличивался до 30 минут (это считалось отдыхом). В это время дивизион раза 3-4 привлекали к гарнизонному караулу в бригаде (ехать 80 км, через 3 города). Выезд из расположения дивизиона, в это время, командир и замы только с разрешения комбрига на определенное время, с условием чтобы оставшиеся сохранили состав сокращенного боевого расчета и были готовы обеспечить пуск ракет в установленное время по целям на дальней границе зоны поражения комплекса.

С уважением и благодарностью, что напомнили армейскую молодость...

Сергей Дроздов   01.04.2017 23:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.