Любимый Сосновоборск. Часть 1

 

                Любимый Сосновоборск
 Часть 1
               
   Первый раз, еще в качестве жениха Любы Артемовой, я приехал в Сосновоборск  Пензенской области в августе 1970 года.
   Помнится мне вот такой момент. Где-то на второй или третий день отец Любы (Артемов Василий Алексеевич) пригласил меня сходить по грибы в окрестный лес. Конечно, согласился. Я был из краев, где грибы собирали всякие, лишь бы были съедобные. А потому моя корзинка быстро наполнилась подосиновиками, подберезовиками, волнушками и крепкими сыроежками.  Было и несколько красавцев белых.
    Пришли домой,  и я гордо занес на кухню наполненную корзинку. Чуть позднее я подсмотрел, что моя будущая теща Анна Алексеевна вывалила содержимое корзинки на стол и стала быстро мой сбор  перебирать. В результате от всего  остались те самые три боровика и несколько молоденьких белых груздей.
   Оказалось, что в этом лесном крае местные признают только три вида грибов. Белый  – его называют «дорогой».  Грузди (белянки) – или по местному карауши идут на засолку.  Ну, по осени еще собирают немного опят на консервирование.
    И позднее на нашей свадьбе моя новоиспеченная дорогая теща внимательно следила, что бы передо мной всегда стояла тарелочка с маринованными белыми грибочками. Маленькие и приготовленные целиком. На это она была большая мастерица.

   А в начале августа 1971 года после летней преддипломной практики я приехал  в Сосновоборск, с двумя  ведрами засоленной сурской рыбки. В тех местах это был очень дефицитный продукт.  Мой тесть встретил меня на поселковой автостанции и сразу завел в ближайшую пивнушку. Достал я из ведра пару хороших язей,  порезал  и окружающие – знакомые моего тестя, употребили это с большим удовольствием, кто под пивко, а кто под водочку.
   Вот  тогда к нашему столику подошел какой-то дедок и спросил,  показав на мой чехол с удочками – не рыбак ли я?
- Да. Рыбак.
    Оказалось, что это  дядя Вася Шиндов. Он заядлый и известный в поселке рыболов  пригласил меня в напарники. Конечно, я не отказался.

   Надо сказать, что в поселке было два водоема. Это верхний (Горский) пруд, что снабжал водой ткацкую фабрику. А в давние времена колеса на сбросе воды с плотины приводили в движение различные фабричные механизмы. Вода в пруду была чистейшая. Пополнялся он из лесной родниковой речушки Лилейки. Глубина в центре его была  до десяти-двенадцати метров. Верхние слои были теплыми, а на глубине 2-3 х метров вода студеная как в колодце.
   Водоем  находился в  центре поселка. По берегам   многочисленные мостки с причаленными лодками. Недалеко от плотины  сооружены на сваях закрытые купальни (мужская и женская) и даже была прыжковая вышка.
 
  И рыбка в пруду водилась. В основном местные рыболовы с мостков и лодок вдоль зарослей камыша  ловили удочками плотву и окуней. Но были там по рассказам  крупные сомы и карпы. Их уже давно запустили туда. Они жили, росли, но не давали потомства, наверное,  из-за холодной воды в его глубинах. Конечно,  была щучка. А вот карася из-за той же родниковой подпитки там не водилось. И не раз на зорьках я наблюдал, как плавилась и играла в пруду очень крупная рыба. Только вот на крючковые снасти она не брала – видимо была не голодная.

   Много там было и раков. Вечерами пацаны с фонариками и самодельными пиками сделанными из обычных вилок,  охотились на них с плотины. Светили  на подводные части деревянных  свай и накалывали раков, что сидели на тех столбах.
   Вокруг пруда живописнейшее обрамление из огромных сосен. А на взгорочке  добротное кирпичное  здание - дом дореволюционных хозяев фабрики – ныне  школа.

  Но мы с дядей Васей идем на рыбалку в другое место. Упомянутая мной Горская фабрика – это верхняя. Но была еще и нижняя «Пильненская».  Когда-то там были пилорамы вот поэтому эта часть фабрики и пруд при ней так и назывались.
    Нижний пруд - это перекрытое русло речки Тешнярьки, что протекает по поселку. Вода в нем теплая, достаточно чистая.  Здесь вольготно себя чувствует и размножается прудовой карп. Вот ловить его мы и идем.

  Встречаемся на углу Комсомольской и Базарной у калитки дома напарника в два часа утра и неспешно в полной еще темноте идем на берег нижнего  пруда. Мои удочки  по его совету настроены на карпа. Одна с более крепкой оснасткой, практически полудонка - на крупные экземпляры. И насадка на ней крупный катыш мятой вареной картошки с черным хлебом, сдобренным подсолнечным маслом.  Две других настроены на мелочевку. Ее ловим на червячка.

    Когда тронулись,   заметил, что мой напарник несет в руке ведерный жестяной чайник, но вопросов задавать не стал.
   Пришли, расположились на бережку недалеко от плотины. Слева за ней труба нижней фабрики. Все это в самом центре поселка. Забросили снасти, сыпанули в воду прикормку и закурили. Тишина, покой. Зорька разгорается. Иногда плеснет в пруду какая-то рыбешка.

   А вот и первая поклевка. Карпик с ладошку или чуть поболе. Плотненький, толстобокий нет-нет, да и нырнет в мой садок или в дядь Васин чайник. Он ловил только мелочевку.
   На полудонку у меня было три поклевки-потяжки. Одну я не проспал,  зацепил добычу  и вывел. Это оказался золотой чешуйчатый карп чуть более килограмма.
   Поднялось за спинами солнышко. Через плотину погнали поселковое стадо, клев затих и мы завершили ловлю. Я наладился в сторону дома, а дядя Вася сославшись на какие-то дела,  остался на бережку.

   Какие у него дела я узнал позднее. После очередной рыбалки в его чайнике скучно плескалась всего пара карпят. Он покосился на мой садок, а у меня рыбалка удалась, вздохнул,  покхекал и предложил поменять улов на винцо. Я не возражал. Посидели мы на бережку до 8-ми часов. Он перегрузил мой улов в свой чайник и сходил в буфет местной чайной «Сосновый Бор», что была совсем рядом. Оказалось, что там с удовольствием проводили обмен рыба-вино. И вот мы сидим на бережку с парой гранат портвейна очень довольные рыбалкой, погодой и друг другом.
 
  В этот же приезд я привез в Сосновоборск кусок сетного полотна от порванного речного невода с мелкой ячеей, что без толку лежал на складе биостанции.
  Из него мы вместе с Любой сшили прочный десятиметровый бредешок. Забегая вперед, скажу что он верно служил нам многие годы, а потом переехал со мной в Новочебоксарск.

  И вот мы с тестем взяли эту снасть на первое испытание.  Зашли по пути за нашим родственником и, посетив продуктовый магазин, отправились на старицу речки Тешнярьки, что находилась недалеко от местного пионерлагеря.
 
  Приняв на бережку по стаканчику,  мы со Славой (так звали родственника») полезли в воду. Брели по неширокой старице, а тесть шел впереди и лупил жердиной по водным прибрежным зарослям, выпугивая из них рыбу. И надо же! Уже на первом заброде что-то тяжелое заворочалось в мотне и мы немедленно завернули к берегу. Аккуратно вывели снасть на прибрежную луговину, а там! Там в куче ряски плюхался здоровенный карпище и еще десяток штук всякой  мелочевки.

   Рыбалку, конечно тут же прекратили. Отметили удачу на берегу и направились домой. Взвесили добычу. Оказалось -  восемь с половиной  килограммов. Пораженная теща сказала – Вот какой у меня зять молодец! Обеспечил нас рыбкой.

  Лазили мы с тестем и по заливным озерам в пойме Суры. То место называлось ГАТЯ. Видимо потому, что в заболоченной пойме дороги были застелены бревнами.Там в маленьких заиленных озерцах-болотах ловились крупные вьюны уха из которых была по настоящему сладкой.

  Конечно,  рыбачил я и на горском пруду. У нашего родственника Славы там стояла самодельная деревянная лодочка, как впрочем,  и у всех в поселке. И с нее, зачалившись за колья у стенки камыша, я успешно таскал мерную плотву для засолки и вяления.

  К сожалению, с годами в том пруду рыбы становилось все меньше. На больших пожарных мостках-каузах  население чуть не всего поселка полоскало белье. А потом стали чистить на них ковры при помощи стиральных порошков, мыть на берегу машины. Сделали свое дело и стоки из частных бань жителей прибрежных улиц.
 
  А потом с падением общей дисциплины местные стали ставить в пруду сетки, о которых в прежние годы никто даже и не помышлял. Вот и повывелась рыбешка.
  А в нижний пруд гидролизный цех лесокомбината однажды сбросил ядовитую заразу и исчез там карпик.

         Продолжение Часть 2 - http://www.proza.ru/2017/04/03/9

   На фото  Горский пруд.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.