Евтушенко

(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

«Евтушенко умер»… И сразу всколыхнулась память… Школьные мои стихи, коричневая толстая тетрадка в линейку, и в ней – многое, переписанное начисто…

Показала классной руководительнице, любимой – по русскому и литературе – учительнице. А она попросила всю тетрадку почитать. Дала, хоть и неохотно… Там много было – о любви, о природе, и просто строчек-мыслей…

«Руку протянувший –
Не всегда твой друг,
Резко словом бьющий –
Не всегда твой враг».

В то время не было компьютеров, все переписывалось от руки… Но я всё же дала «драгоценную» тетрадку, попросив никому её не давать. Через неделю классная попросила остаться после уроков, чтобы поговорить. Пришла к ней в класс, а там моя Раиса Ивановна и незнакомая женщина.

— Она редактор «Литературной газеты», хочет поговорить про твои стихи.
— Ой, Вы их дали кому-то, а как же «по-секрету»?..
Женщина (имени не помню) вмешалась.
— Стихи хорошие, зачем их прятать? И их читала не только я.
...Я смутилась, обычно свои стихи тогда я показывала только самым близким подругам...
— Я попросила Евгения Евтушенко почитать и высказаться. Он написал тебе пару строчек, посмотри.

Я перелистала страницы, в самом конце, где последний стих – не моим почерком было написано: «Пиши, пиши больше! Читай, но – не предавай себя, свою искренность, не бери других, как маски! Е. Евтушенко».

…Разговор с литредактором был долгим, про поэтов, про книги, про то, как писать, и зачем писать… И про искренность и фальшь… Конечно я и до и после читала, и читала очень много. Но моими кумирами всегда были Хайям, Лермонтов, Бальмонт, Шекспир.  Юношеский максимализм очень многое воспринимал совсем не так, как оно выглядит при трезвом осмыслении… Евтушенко я читала, кое-что нравилось, другое - нет... После разговора – пошла и взяла томики Евтушенко, Мандельштама, и снова – Лермонтова: заново перечитывала молодого Маяковского и Горького. Пробовала вслушаться в строчки Есенина (которого так и не полюбила)…

Не знаю, изменило ли это событие что-то в моём отношении к слову, но – эпизод жизни действительно оказался значимым, – я стала смелее показывать свои творения окружающим… И сейчас с благодарностью вспоминаю строчки, написанные Евгением Александровичем, он нашёл время посмотреть, детскую по сути, тетрадь, и – написал мне… Светлая память!


Рецензии