Звездный час

    Для меня Сергей Есенин почти родной, потому что был любимым поэтом моей тети, Тамары. Можно отметить,что удивительно, их внешнее сходство: голубые глаза,  волнистые волосы.
 Томочку отличали впечатлительность, ранимость и  возвышенность, проявляющаяся  молчаливостью, грустью.
     У нее дома, на маленьком столике помещался известный портрет С. Есенина, размером с альбомный лист. Я частенько вглядывалась в фото хулигана, "московского озорного гуляки", искренне сожалея, что тетя никогда не сможет выйти за него замуж. Конечно, позже я  узнала, что поэт покончил жизнь самоубийством в  тридцатилетнем возрасте в далеком 1925 году (по официальной версии).
   Мне казалось тогда, что именно она больше всех ему подходит в жены. Отмечу, я не подозревала о существовании  Галины Бениславской, застрелившейся на могиле поэта, беззаветно и безответно любившей его.

  Тома любила его стихи, но никогда не декламировала их  родным. Но я  постоянно видела ее, склонившуюся над томиком Сергея Есенина. И в маленькой деревенской  хатке, где они проживали с бабушкой, испытывая постоянную нужду, находилось место для книжек С. Есенина.
    Вероятно, с первых строк: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром», возникла любовь тети к творчеству поэта.

 Не зря же она написала, так получилось, единственный  рассказ о своей деревеньке Пеньковке, где  поклонялась березкам. У бабушки эта вырезка из  районной газеты бережно хранилась все годы.
 Но сила поэзии С.Есенина  мне открылась на   давнем вечере встречи выпускников. Я училась тогда в восьмом классе.

 Вдруг  на сцене школьного зала возникла моя тетя, хрупкая, угловатая, застенчивая двадцатилетняя девушка. И ведущая вечера объявила: "Сергей Есенин - "Шаганэ, ты моя Шаганэ...".  Читает Тамара Пенькова, выпускница 1967 года".


 Я напряглась, мне даже  немножко стыдно стало за тетю, за ее некоторую мрачность, скованность. В первый раз увидев Тому в новой обстановке, я испугалась за нее.

 Но то, что было потом, это можно назвать звездным часом тети.

 Голос нашей Томы не был звонким, он, скорее, глухим являлся, и с такой проникновенностью звучал. Бесконечная нежность изливалась, туманила голову, что-то будила. А точность интонаций, пауз, чрезвычайно серьезный вид тети свидетельствовал, что она несет для нас что-то очень возвышенное.
 
 "Шаганэ, ты моя, Шаганэ
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе, поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли...."

 И в зале воцарилась мертвая тишина.


 Я отключилась от окружающей обстановки, попав будто в другое время, что описывал поэт. Хотя Тома оставалась на первом плане, но ее образ уже казался второстепенным.

 Из золотой ржи нежный голос звал меня в необозримое будущее. Чудилось, что в поле появился Сергей Есенин в сафьяновых сапожках, поддевке, в плисовых штанах. А восточная красавица в нескольких метрах от него, стоит вполоборота. Поэт протягивает к ней руки, исповедуясь. Но Шаганэ несколько отстраненной кажется, она во власти предчувствия любви. И она похожа  на меня.

И эта сцена осталась в моей памяти на долгие годы.

 
 Тома ушла из жизни в 22 года (не пережила предательства любимого).
 И уход она предусмотрела, одев заранее белую рубашку ( как по сценарию: "положите меня в белой рубашке под иконами умирать..").
   Образ дорогого мне человека оказался неразрывно связан с тем очарованием, что появилось в ней, благодаря приверженности к творчеству"поэта деревни", С.Есенина.
 

  И поэтому я особенно остро  воспринимаю стихи  поэта. Мне близки песни на его стихи, грустный их мотив, напевность , народность.

Но, самое главное, с ними продолжает жить моя замечательная тетя.



Фото тети из семейного альбома


Рецензии
Вот он какой, Есенин, - ещё одна жертва на нём... Не знаю - нужен ли такой талант, принёсший столько бед и горя. В юности тоже был в него (вернее - в стихи его - влюблён), но после просмотра фильма (с Безруковым) как-то поостыл к его личности. (Хотя стихи - гениальные).

Александр Курчанов   07.09.2020 22:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.