Внутренний Сталин

Сейчас Иосиф Виссарионович Сталин – это не просто исторический персонаж или государственный деятель. Это символ. Он удивительным образом уживается вместе с РПЦ в демократическом государстве, что само по себе отдает абсурдом. Но так только кажется, на самом деле все закономерно.

В сталинский период культ личности сделал из некогда простого грузинского пастуха божество для 1/6 части суши. Возникнув на месте убитого императора, разрушенной церкви, отрицаемого большевиками бога, Сталин занял пустующую нишу. И занял ее легко, ведь природа, как мы знаем, не терпит пустоты. Страна приняла его, потому что ей нужен был поводырь, который твердой рукой укажет путь. К слову, все народы делятся на слепых и зрячих по степени нуждаемости во всевластном поводыре.
Сейчас мы понимаем, что фигура Сталина после его гибели обрела сакральный, символически смысл. Но и тогда, при жизни, он уже был больше чем человеком, и даже больше, чем всевластным вождем. Он был богом. Несмотря на то, что были те, кто в него не верил, кто на кухнях его осуждал, кто ждал его смерти, он был именно богом. Той реальной силой, которая может покарать за грехи любого и именем которой можно было оправдывать любое действие.

В современной России в последние годы все чаще и чаще заходят разговоры о реабилитации Сталина, о его одобрении в обществе и о возрождении сталинизма. Причем, это уживается с распространением православной веры настолько, что даже современные коммунисты зачастую отстаивают и Сталина, и православие, не видя в этом никакого противоречия. Но никакого реального противоречия в этом нет.  Русский народ сам по себе никогда не отличался самостоятельностью, и всегда обращался и уповал на высшую силу, которая явится и решит проблемы людей. Донос был способом воззвать к помощи, сродни молитвы. Да, люди доносили не ради справедливости, а ради личной выгоды. Но и молитвы, по большому счету, направлены на извлечение пользы только для самого себя. Право разбираться в справедливости просьбы возлагалось на вышестоящую инстанцию. Задача простого человека заключалась только в прошении, дальше процесс запускался самостоятельно. Надо отметить, что работали доносы явно эффективнее, чем молитвы. Если с общечеловеческой точки зрения мы понимаем, что сталинские репрессии были не справедливы и нарушали принципы общественной морали, то в контексте той системы, в рамках извращенной модели справедливости, все прекрасно понимали условные «правила игры» и список грехов, за совершение которых тебя могли расстрелять.

Возрождение Сталина сейчас – это тоска людей даже не по сильному вождю. Это тоска по материализованному богу. По системе, в которой человек одновременно абсолютно беззащитен от самой системы, и вместе с тем абсолютно защищен от всего внешнего, что бог сочтет лишним и ненужным. Сейчас мы не можем ощутить на себе влияния бога, и в настоящее время не сформирована до конца четкая система координат, которая разграничивала бы хорошее и плохое. Мы знаем, что наше общество живет в ситуации двойных стандартов, что очень хорошо видно по меняющемуся отношению к США. Сталин же, о котором мы все чаще и чаще вспоминаем, символизирует четко структурированную эпоху, не допускающую двойных толкований. 

Под богом в христианском мировоззрении мы понимаем некую высшую силу, создателя мира, который следит за жизнью людей и уже после смерти воздает им по заслугам, отправляя в рай или ад. Сталин мог воздать при жизни. ГУЛАГ или «сталинская премия». Никакой Европейский Суд по правам человека, никакие прошения не могли изменить его единоличного решения. Сейчас уповать не на кого, и именно поэтому люди, даже не жившие непосредственно в те времена, тоскуют по ним. Фантомные воспоминания об эпохе культа личности и диктатуры несут в себе в первую очередь определенность и ясность, четкий путь и идею, коллективную мощь и мифологизированного универсального регулятора общественных отношений – Сталина. Сейчас к подобной мифологизации и символизации стремится Путин. Ему также важно быть не просто президентом, избираемым на определенный период, а вождем и лидером, без которого выстроенная система в таком формате дальше существовать не сможет. Или, по крайней мере, люди будут уверены, что не сможет.

Мы не видим бога, не чувствуем напрямую его влияния, но молимся в храмах и носим крестик, от надежды ли, или от страха перед грядущим воздаянием. На доводы атеистов религиозные люди часто говорят, что бог, он внутри, а вера не нуждается в доказательствах. Так и Сталин для россиян, он тоже внутри. И постоянно напоминая о нем, ставя ему памятники, снимая фильмы, власти говорят людям: помните, вот он был, он рядом, вспомните его «заповеди». И люди вспоминают, принимая те ценности и те модели поведения, то есть послушание и поклонение. И нельзя сказать, что это не правильно. Люди верят. А если ты веришь – то как тебя можно переубедить или сказать, что ты не прав – никак. Вот и здесь также. Особый путь России воплотился в своем особом боге и, что интереснее, двоебожии. Люди, как уже говорилось, прекрасно уживаются в системе, одинаково почитая СССР и РПЦ. А двойные оковы сбросить будет вдвойне сложней, тем более если их так ласково предлагают в качестве национальной идеи.

Опубликовано: https://vk.com/decadent_lit


Рецензии