По ходу пьесы

Дороги были, как и обычно, забиты и добраться воскресным вечером куда бы то ни было в этом крупном индийском городе составляло ту еще задачу.   Казалось, что, как минимум, половина из проживающих здесь десяти миллионов в раз решила куда-нибудь съездить и сейчас на дорогах был весь транспорт, который вообще имелся в Бангалоре.
Машины перемежались с автобусами, мимо них шныряли тук- туки, все остальное свободное пространство заполонили байки. Так и напрашивался вопрос:
- Ну мы-то понятно куда едем, а вы-то все куда?

Мы же спешили во французский культурный центр Бангалора на концерт одного из французских же саксофонистов, по крайней мере, так представляли мероприятие в рекламе. Как он будет играть один весь концерт я не понимала, саксофон все-таки, но в Индии всегда надо оставлять место для некоторой доли неожиданности.
Никто к вам не выйдет и не скажет игривым голосом:
- Сюрприииииз!
Но то, что что-то пойдет не так, как было заявлено, это точно.
Поэтому мы сильно голову не забивали, воскресный вечер, французский центр, концерт - все уже было отлично.
Я одела жемчужное ожерелье, подаренное мне Прадипом, потом вынула браслет с лунным камнем и долго примеряла все это, пытаясь понять насколько комфортно им будет на мне вместе во французском центре с саксофонистом.
- Очень комфортно! - Наконец вынесла я вердикт и мы поехали.

Французский культурный центр оказался премилым местом с парком и уже зажженными фонарями, которые придавали этому пространству еще больший уют. Народу внутри было немного, но до начала еще оставалось время, зал был закрыт и мы прогуливались в фойе, разглядывая рекламу предлагаемых будущих концертов.
Из-за закрытых дверей периодически появлялись какие-то подозрительные личности европейской наружности, небритые, зевающие, в мятых рубашках. Одним словом, французы.

- Ты знаешь, какой контакт я обнаружила недавно в своем телефоне ? - Внезапно пришло мне в голову.
 Прадип посмотрел на меня:
- Какой?
- "Француз, муж подруги Ани." Вот клянусь, так и забито- " Француз, муж подруги Ани".
- И кто это?
- Понятия не имею. Не единой мысли.
- Ну позвони и узнай .
- Позвонить и начать следствие? Скажите, вы француз? У вас есть жена? У нее есть подруга Аня? Судя по всему, из всей этой цепочки я должна знать именно Аню.

Я помолчала и добавила:
- А вдруг мне ответят " да" на все три вопроса? Тогда мне останется задать последний четвертый - Ну и откуда я вас всех знаю?

Мы захохотали.

Народ постепенно прибавлялся. Прозвенел звонок, приглашающий в зал, и двери открылись.
Внутри было очень уютно, зрительские места располагались полукругом вокруг небольшой сцены, декорированной в темных тонах.

В ожидании начала я рассматривала зал и публику.
- Ты знаешь, - я наклонилась к Прадипу, - это место очень напоминает тот маленький театр, куда мы ходили с мамой на ее последний день рождения.
- Ааа, я помню, ты рассказывала, - кивнул Прадип.
- Там тоже был маленький темный зал и небольшая сцена. И пьеса о юбилее одной пожилой дамы. И у мамы тоже был день рождения. Очень, очень похоже место.

На сцену поднялся директор центра и на смеси французского с английским сказал пару слов о них самих, о красоте французского языка и представил сегодняшних исполнителей, группу, играющую джазовую инструментальную музыку.
- Оооооо! -  Сказали мы хором с Прадипом, так как оба обожали джаз.
Директору похлопали и на сцену один за другим стали выходить как раз те мятые и небритые, которых я видела в фойе.

Саксофонист был прекрасен, в мятой белой перекошенной и не застегнутой рубашке, с волосами в творческом беспорядке и полностью отрешенным взглядом. Флейтист на его фоне смотрелся бы почти академично, если бы не был босиком. Гитарист, в отличии от них обоих, был и обут, и одет, и застёгнут на все пуговицы, но был совершенно лысый. Про барабанщика сказать что-либо определенное было трудно, барабанщик!
И они стали играть.

С началом первой композиции я поняла, как нам повезло, это было то, что надо! Именно сейчас, в этом уютном зале и этим воскресным вечером!

Тогда нам тоже повезло со спектаклем. Это была традиция, не долгая, но поддерживаемая в течении последних нескольких лет - отмечать мамин день рождения походом в театр. Не всегда удавалось найти что-нибудь интересное, конец сентября, не все театры начинают свои сезоны в это время. Но в тот год на ее последний день рождения нам повезло.
Мама была в черном и в гранатовых бусах. Зал был такой же маленький, темный, комфортный.
По ходу пьесы главная героиня отмечала юбилей среди своих родных, дочери, внучки и правнучки. Она была больна, но не хотела показывать это.
Мама тоже была больна. И тоже с удовольствием отвлекалась от своей болезни, когда еще могла.

Меня всегда поражал тот момент, когда музыка перестает иметь связь с исполняющими ее музыкантами и становится как бы сама по себе. Вот еще секунду назад я понимала, что эти люди на сцене, именно они создают эти звуки. А потом незаметно эта связь исчезает. Есть музыка и есть музыканты, на которых просто интересно смотреть. И теперь уже музыка руководит ими, а не наоборот.
Саксофонист по-прежнему был не здесь, но уже ни одна я переживала по этому поводу, теперь даже гитарист периодически на него посматривал, как бы контролируя. На его взгляды, правда, никто не отвечал, все, кроме гитариста, играли с закрытыми глазами.

Музыка была здесь и эти четверо со сцены были теми, кто привел ее сюда, теперь же они просто присутствовали и наблюдали, как и все мы.

В том спектакле пожилая дама вспоминала свою жизнь и ни о чем не жалела, ей не о чем было жалеть, она всегда жила полной жизнью, радуясь каждому дню. Только это она и желала своим девочкам разного возраста - радоваться каждому новому дню!

Когда мамы не стало, я внезапно поняла, что теперь мне больше некому и нечего доказывать. Все, что я успела, я уже доказала. Или не доказала. А теперь все. Я и не думала раньше, насколько тяжел груз той ответственности, который мы сами себе определяем - кому и что мы решили доказывать. А когда эта ноша снята с плеч, ты, как воздушный шарик, с переполняемым чувством внезапной свободы, взмываешь вверх. Свободы от осознания, от принятия себя таким какой есть, без всяких доказательств.

Джаз прекрасен своей неповторимостью. Вся его прелесть в импровизации, в спонтанности, в принадлежности моменту. Обуй сейчас флейтиста, расчеши саксофон, застегни на нем рубаху и все пойдет не так, не хуже или лучше, а по-другому. И это будет уже другая история той же музыки. У них всегда есть только "здесь и сейчас" рассказать всем очередную версию. В следующий раз, в другом зале, для новой публики будет новая история, имеющая лишь какое-то отношение к сегодняшней, повторить не получится, да и не зачем.

У нас тоже была история, она получилась интересной, местами бурной и уж точно со множеством импровизаций по ходу, история наших отношений, в которой роли нам были распределены изначально - мама и дочь. Она закончилась и переиграть некоторые ее сцены уже не получиться, как бы ни хотелось, все записано так, как вышло. Но в следующий раз, когда мы соберемся снова, мы можем попробовать исполнить новую версию пьесы, кем бы мы ни оказались друг для друга в том будущем спектакле, друзьями, отцом и сыном, супругами?

Саксофонист представил по очереди всех музыкантов и я поняла, что он такой отрешенный и в реальности, он никуда не улетал, вернее, может и улетал, но случилось это с ним давно и с тех пор он больше не возвращался.
- Сейчас будет последняя композиция на сегодня! - Завершил он свою речь.
- Уууууууу, - разочарованно протянул зал.
Он улыбнулся:
- Поехали.

И снова музыка была здесь в этом уютном зале жарким воскресным вечером на небольшом французском пространстве посреди крупного индийского мегаполиса. И, как каждая полюбившаяся нам история, так не хотелось, чтобы она заканчивалась.


Рецензии
Спасибо Вам, Татьяна! За знакомство с загадочной во многом страной! За вечер музыки! За образы музыкантов, яркие и запоминающиеся!
За воспоминания о маме и театре!
Рассказано так доверительно-правдиво, что создавалось впечатление реальности!
С благодарностью за вечер музыки, Ли.

Ли Феерия   04.06.2019 01:05     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за прочтение!
😊🙏

Татьяна Назарова 5   04.06.2019 04:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.