А. А. Усинин - Из моих воспоминаний -окончание
Из моих воспоминаний - Рдейская пустынь
...окончание
(сочетание А.Н. М. - расшифровывается, как Александр Николаевич Мамонтов)
Привыкнув верить, что Всеблагой Господь не оставляет без помощи своей делателей непостыдных, делателей святого, доброго дела, я был твердо уверен в том, что и здесь Он Милосердый и Благостнейший Творец и Промыслитель явит Свою милость и Свою благодатную силу. И надежда на Бога оправдалась самым очевидным и, можно сказать, поразительным образом.
Совершенно неожиданно явились ревнители устройства и благолепия храмов Божиих, которые, узнав о постигшем Наволокский храм несчастии и о постройке на месте сгоревшего нового храма, один за другим спешили, по мере своих средств усердия оказать помощь в этом деле. Благодаря жертвам от благотворителей 11 июня 1881 года, по церковному чиноположению, было положено основание храма, который в продолжении пяти месяцев был построен, покрыт железом и отделан внутри. В течение зимы сделан иконостас, повешены купленные колокола и обшит снаружи тесом. Ровно почти чрез год после основания и 16 месяцев после пожара, 20 июня 1882 года торжественно освящён.
Постройка нового храма с иконостасом утварью и покупкой колоколов обошлась более 7000 рублей, которые были пожертвованы разными благотворителями. Лично же от прихожан поступило всего только 150 рублей денег, да 100 дерев леса.
Для читателя может показаться не интересным такое подробное изложение постройки сгоревшего Наволокского храма. Другой подумает, что тут особенно важного? Был храм, сгорел от непредвиденного случая и потом усердием благотворителей вновь устроен и оснащён. Но для нас, лично знакомых со всем ходом дела, представляется совершенно другое. Потому то мы так подробно и говорим о сём. Простыми и обыкновенными способами Господу благоугодно было восстановить место, на котором в течение нескольких веков прославлялось святейшее имя Его, и сделать его снова тихим пристанищем для спасения многих лиц ищущих спасения.
Дело было так: в числе благотворителей по постройке нового Наволокского храма был один удручённый тяжкой болезнью и многими душевными скорбям и искавший Христова утешения некто, А.Н. М. Не зная чем отблагодарить этого доброго христианина за присланные им лично на моё имя пятьсот рублей для переливки колокола, я послал ему несколько различных брошюр, весьма скромных по содержанию. В числе их были "Описание Рдейской пустыни" и "Путешествие в оную".
И вот в самом скором времени после того, как посланы, были при письме мои брошюрки, получено от него от 20 Марта 1882 года, письмо такого содержания: "Письма ваши, душевно уважаемый Александр Андреевич я получил, а также и приложенные к последнему письму печатные труды ваши. Я желал бы иметь более подробные сведения Рдейской пустыни. Вы пишите (в брошюре), что в названной пустыне, бывает богослужение один раз в год, а что же необходимо сделать для этой, заочно понравившейся мне пустыни, чтобы служба совершалась там ежедневно?
Мне хотелось бы это знать".
Признаюсь откровенно. Письмо это тронуло меня до глубины души. Первым делом было возблагодарить Господа Бога и Пресвятую Его Матерь, за великую и неизречённую милость.
"Придите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему", повторял я слова Псалмопевца (Пс. 94, 1).
Думал ли, что моё желание так скоро может быть осуществлено самым делом? Правда — впереди предстояло много трудов много хлопот по этому делу, но главное — достигнуто. Благотворитель, принимавший участие в деле, близком моему сердцу; благотворитель, которого я вовсе не знал. Не есть ли это пути Промысла Божия? Если мы верим в Бога Всеведущего и Вездесущего, то странно было бы думать, что в мире может быть что-нибудь без ведома Божия, и что Он далек от Своих тварей. Св. писание убедительно уверяет нас, что Бог недалек от каждого (Деян. 17. 27); близок к каждому (Псал. 144, 18), близок к каждой малейшей твари Своим всеведением, Своим вездеприсутствием, Своим промышлением. Потому-то так глубоко я и верую, что Господь был помощником в этом деле.
Но продолжим историю, самого дела, как оно происходило. Отвечая на предложенный вопрос незабвенным для меня благотворителям, между прочим, высказал, что по условиям местности было бы хорошо восстановить в пустыне, мужской монастырь, какой и прежде существовал. Чрез несколько времени А.Н. М. почтил меня ответом следующего содержания: "Последнее письмо ваше от 21 мая 1882 года обрадовало и утешило меня несказанно. Мысль о Рдейской пустыни не оставляла меня с тех пор, как получил я от вас сведения о ней в её повести. Чтобы устроить что-либо для восстановления сей пустыни, необходимо (об этом прошу убедительно) приехать ко мне лично для переговоров. В письмах это великое и святое дело описывать неудобно, всего не выскажешь на бумаге".
В скором времени, согласно письму, виделся с благотворителем, говорил с ним о восстановлении Обители, на что и он совершенно был согласен.
Но, несмотря на искреннее желание нас обоих - восстановить в Рдейской пустыни мужской монастырь, дело это, по обстоятельствам, не могло состояться. Видя в этом Промысел Божий, часто ведущий людей и дела их против их воли и желания, и приобвыкнув верить, что всё делается по воле Божией, что наши труды были бы напрасны, если бы мы усиленно стали домогаться исполнения нашего желания. "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии". (Пс. 126).
Слова Псалмопевца пришли мне на память. Отказавшись от намерения восстановить мужской монастырь, совершенно случайно мне пришло на мысль, что нельзя ли пустынную церковь сделать самостоятельной, с назначением к ней постоянных священника и псаломщика. Этого сильно хотели и местные жители. Высказав своё желание, А.Н. М., между прочим, я писал ему так: "Если вы раз навсегда дали обет открыть запертые двери Рдейского пустынного храма, посвящённого в честь Божией Матери, то полагаю, что не откажетесь исполнить это и теперь, если не возобновлением обители, на что надеяться покамест нельзя, то, по крайней мере, посредством восстановления церкви самостоятельной и обеспечением содержания штатных при ней священника и псаломщика для постоянного в храме богослужения".
Письмом от 8 декабря 1882 года А.Н. М. уведомил: "Восстановление в пустынной церкви богослужения посредством штатных: священника и псаломщика, в настоящее время и моё желание, а если вспомнить русскую пословицу: "Глас народа — глас Божий", следовательно, и медлить не должно. Призовите Бога на помощь и начните ходатайствовать, а меня имейте вашим посильным помощником. Если вы примите на себя труд стать во главе этого святого дела, то прошу вас заявить всем, кому следует, о моей готовности пожертвовать на обеспечение священника и псаломщика, единовременно шесть тысяч рублей и на устройство домов для причта тысячу рублей".
По получению означенного письма вошел в соглашение с крестьянами четырёх ближайших к пустыне деревень и просил их нарезать из своих наделов около двадцати десятин земли для сенокоса и ежегодно платить причту зерновым хлебом небольшую ругу. Крестьяне охотно согласились, имея ввиду, что принадлежащая пустынной церкви земля, на основании существовавшего в то время закона, должна была оставаться во владении причта Наволокской церкви, к которой она была приписана, и что, следовательно, нужно же обеспечить существование причта и им от себя, сверх суммы, назначенной благотворителем. (1)
(1) - Принадлежащая пустынной церкви земля, в количестве 30 десятин, согласно Высочайше утвержденного определения Святейшего Синода от 30 ноября - 7 дек. 1883 г., снова поступила но владение её причта.
Заготовив от себя и от крестьян прошение на имя Новгородского Викария Преосвященнейшего Анастасия Епископа Старорусского, вместе с заявлением от А.Н. М., об обеспечении штатного причта священно-церковнослужителей при пустынной церкви содержанием, представил Преосвященному. Новгородская духовная консистория, выслушав вышеозначенное ходатайство, препроводила его в подлиннике местному благочинному совету, чтобы оный по содержанию представил в консисторию своё заключение, истребовав предварительно отзыв от причта Наволокской церкви. Наволокские священно-церковнослужители, в своём отзыве, отнеслись не сочувственно к восстановлению Рдейской пустынной церкви, а благочинный Совет, не отрицая необходимости восстановления вышеупомянутой церкви в виду древности храма и драгоценной святыни, в нём имеющейся, в тоже время все-таки высказал свои требования в шести пунктах, таких, которые были весьма трудны к исполнению.
Рассмотрев всё, дело, Новгородская духовная консистория определением своим 27-го февраля 1883 года, утвержденным Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Исидором, Митрополитом Новгородским, постановила: ходатайствовать пред Святейшим Синодом о восстановлении Рдейской церкви самостоятельною с определением к ней особого штатного причта по истребовании предварительно сего от А.Н. М. вносимого им в пользу причта капитала в 6000 руб. О чём вместе с разрешением приступить мне к постройке причтовых домов, и сообщила местному благочинному Указом от 8 марта за №1132 для объявления, кому следует.
Когда состоялось вышеизложенное определение, в скором времени занялся я постройкой необходимых для причта домов, заготовил материал, порядил плотников и приступил к делу. Добрый и попечительный А.Н. М. жертвуемый им в 6000 руб. капитал в пользу причта, немедленно внёс 6% билетами Государственной комиссии погашения долгов. Сверх вышеозначенной суммы на его средства к 1-му июля 1883 года окончены были постройкой в пустыне дома: для священника, псалмовщика и дом странноприимный, на которые употреблено до 2400 рублей.
Прошло не более 2-х месяцев после сделанного епархиальным начальством представления в Святейший Синод, как последовал оттуда 19 августа 1883 года, за № 2617, указ об открытии Рдейской пустынной церкви с причтом из настоятеля и псаломщика.
Таким образом, после восьмимесячного ожидания и разного рода переписки дело увенчалось полным успехом.
Как опять не повторить того же что и раньше было сказано. Господь был помощником в этом деле. Невольно приходят на мысль слова премудрого Сираха: "Положил есть око Свое на сердцах людей, показами им величества дел Своих, да имя святыни Его восхвалят и да повидают величество дел Его,.. И судьбы Своя показа им, величество славы видиша очи их, и славу гласа их слыша ухо их" (17. 7 8, 10, 11).
Казалось, что вполне можно бы удовольствоваться тем, что определено высшею властью. Назначен священник, который, как пастырь, будет совершать службу Божию, и приносить святую жертву там, где долго, долго не приносилась оная. Но не того желал я и добрый наш благотворитель А.Н. М.; не того ожидали и окрестные жители не перестававшие думать о том, что в пустыни будет снова обитель. И вот призвав Бога на помощь, и посоветовавшись с благодетелем, мы оба в январе месяце 1884 года вошли с прошением на имя Новгородского Викария, преосвященнейшего Анастасия, Епископа Старорусского об учреждении в Рдейской пустыни женской Общины.
Всемогущему промыслу Божию, так чудно направляющему дело возобновления древней пустыни, благоугодно было явить новые знаки своей помощи.
Думали ли мы, что прошение наше увенчается успехом?
Не скроем того, что сомневались и сильно сомневались!
Мало ли могло явиться препятствий к осуществлению этого предприятия?
Предложенные нами средства для существования обители достаточны были только для первоначального обеспечения. Много она потребует и в будущем трудов и хлопот. Много придётся изыскивать источников для дальнейшего существования её. Между тем прошение наше увенчалось полным успехом.
Да не посетует на нас, благосклонный читатель, если мы ради славы имени Христова представим, здесь и самое прошение, которое было подано нами.
"Из исторических, данных известно, что в Рдейской пустыни до 1764 года существовал мужской монастырь, основанный во время глубокой древности подвижниками христианского благочестия. Монастырь этот, находясь в уединенной местности и будучи единственный на пространстве двухсот пятидесяти вёрст, оказывал благотворное влияние на окрестных жителей, которые и после упразднения монастыря, при обращении его в приходскую церковь, не только с глубоким благоговением относились к этому освященному веками месту, но всегда желали восстановить здесь снова общежитие монастырское. С этой целью в 1866-1870 годах они устроили церковь в деревне Наволоке, к которой переведён, был причт и причислен Рдейский приход.
Высокопреосвященнейший Исидор, Митрополит Новгородский, в то время, когда некоторые из местных жителей предпринимали ходатайство о восстановлении в Рдейской пустыни мужского монастыря, резолюцией своей от 22 май 1873 года за № 540, первый подал мысль об учреждении на этом месте женской Общины, о которой в Новгородской духовной консистории и производилось дело с 1873 по 1876 год, но осуществить эту мысль, по недостатку верных источников для содержания Общины, в то время оказалось невозможным и, таким образом, желание окрестных жителей не могло быть удовлетворено.
Между тем в открытии женской Общины в этой местности и вообще в Старорусском уезде всегда чувствовалась, а в настоящее время тем более чувствуется настоятельная необходимость, потому, во-первых, что во всём Старорусском уезде нет ни одного женского монастыря, где бы любители и ревнители непорочного девства могли найти себе удовлетворение и твердую охрану для исполнения высокого подвига чистоты и целомудрия, и во-вторых потому, что среди православного населения, что вполне известно епархиальному начальству, находится в уезде свыше 12000 закоренелых и упорных раскольников обоего пола, и не далее как в 35 верстах от Рдейской пустыни, приходы Лешинский и Белебёлковский населены густой их массой, откуда, как и из самой Старой Руссы, где существует раскольничья моленная, при посредстве вожаков раскола и при ныне дарованной свободе раскольникам в отправлении своих обрядов, раскольничья пропаганда быстро и неудержимо распространяется повсюду.
Такое учреждение, как женская Община, могла бы благотворно действовать на окружающее православное население, предохраняя его от соблазнов и от совращения в раскол, в тоже время не мало посодействовала бы к ослаблению и самой раскольнической пропаганды, так как сестры Общины своим добровольным отречением от мирской суеты и жизнью, сообразной с требованием монастырского устава не могут оставаться без доброго влияния на ту среду, из которой они вышли и с которой не прекратится их духовно-нравственное общение. Кроме того строгий и чинный порядок в отправлении Богослужения, особенная чистота в храме и стройное пение не могут не возбуждать в православных жителях религиозного чувства и не могут не производить того отрадного впечатления, которое выносится молящимися при виде порядка и благочиния церковного. Воодушевляясь народным желанием, видя для него нравственную пользу и вполне сознавая нужду в вышеназванном учреждении, для ослабления в Старорусском уезде пропаганды раскола, мы осмеливаемся просить вас, ваше Преосвященство, оказать нам мощное своё ходатайство об открытии в Рдейской пустыни женской общины".
Архипастырь наш, Преосвященнейший Анастасий, поданное нами прошение и изложенные в нём причины к учреждению Общины признал уважительными; представленные же нами, для первоначального обеспечения её средства, о которых было упомянуто в прошении, нашёл достаточными и потому согласно определения Новгородской духовной консистории, всё дело направил к Владыке митрополиту.
Благостнейший и благопопечительнейший, Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Новгородский, всегда отечески заботящийся о благоустроение св. иноческих обителей со свойственной ему к ним любовью, в январе месяце 1885 года, сделал представление в Святейший Синод об учреждении, женской Общины с училищем для малолетних детей.
Правительствующий синод - этот собор архипастырей российской церкви, утвердил ходатайство своего маститого первенствующего члена и от 29 октября 1886 года определил: учредить в Рдейской пустыни Старорусского уезда, Новгородской епархии, женскую Общину с училищем для малолетних детей.
Незадолго до великого и всемирного праздника Рождества Христова было получено официальное извещение о возобновлении, древней пустыни.
Так дивным промышлением Божиим, по молитвам Богоматери и преподобных угодников Божиих Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев древнейшая обитель, бывшая некогда славной, цветущей и многолюдной, снова восстановлена.
"Радуйся пустыня жаждущая, - скажем словами пророка, - да веселится пустыня и да цветет яко крин, и процветет и возвеселится пустыня: и слава Ливанова дастся ей, и честь Кармилова, и узрят люди Мои, славу Господню и высоту Божию" (Ис. 35, 1 2).
Явятся там вместо иноков, инокини, которые будут трудиться во славу Божию и во спасение ближних. Начнется опять постоянное богослужение и будет приноситься бескровная жертва о спасении всего мира каждодневно. Туда будут приходить все плачущие и скорбящие, и получать утешение в напастях и бедах. Туда будут приходить все страждущие и обременённые, и находить для себя успокоение. Впрочем, невозможно и исчислить все блага, которые будут истекать из этой пустыни.
Повторим же опять слова пророка: "Радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин".
В заключение сего моего краткого сказания о возобновлении, при помощи Божией, древней Рдейской пустыни, что могу я сказать, заинтересованный в этом деле и "не мало потрудившийся? Недоброречивый есмь аз прежде вчерашнего и третьего дне, и худогласен есмь аз, по слову писания" (Исх. 4. 10).
Поэтому не от себя буду говорить, а повторю те слова молитвы, какие произнёс премудрый еврейский царь Соломон при освящении устроенного им великолепного храма Господу Богу и, которые вполне могут быть применимы здесь.
"Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе, Бога на небесах вверху, и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на храм сей (обитель сию) день и ночь, на сие место. Услышь моление народа Твоего, когда они будут молиться на месте сем. Услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. Да будут уши Твои и очи Твои отверсты на молитву народа Твоего, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя". "(3 Царств, 8, 23, 29, 30, 52).
Этим и закончу свои воспоминания.
А. Усинин
(Публикуется по экземпляру Российской Национальной библиотеки, "Русский книжный фонд", СПб.)
Свидетельство о публикации №217040100610