Бамовские истории. Как дрались машинисты за кран м

Как дрались машинисты за кран № 394

1.Когда спасает выдержка

Кран №394 – это кран для торможения поезда, или общий кран, как его называют иногда машинисты. Это основной кран, и от правильности его применения зависит остановка поезда там, где это нужно, или от этого крана зависит снижение скорости. Краны для торможения поезда бывают разной модификации, но все они пляшут, как говорится, от крана №394!
От исправности этого крана, или от его неисправности, или от его правильного применения, или от  неправильного, происходило много разных интересных историй. Вот, к примеру, одна из них.
Вели машинист с помощником грузовой поезд по трассе БАМа. На одной из станций к ним подсел в заднюю кабину  пожилой машинист, Пётр Иванович, - он добирался с работы домой.
Ехали они, как положено. Продвигались от станции к станции, проезжали мосты и мостики, разъезды и переезды, подъёмы и спуски; за окном мелькали лесные пейзажи. Всё было тихо, спокойно. Как обычно. Пётр Иванович дремал в задней кабине, после рабочей и беспокойной ночи.
Но вот на одном из уклонов, коих на Бамовской  магистрали очень много, машинист применяет тормоза для снижения скорости. Однако, почувствовав слабый эффект  тормозов,  добавляет разрядку воздуха для усиления торможения. И опять - слабый эффект. Помощник был у него опытный, с правами машиниста. И он не выдержал и закричал на машиниста: «Чего ты там кран дёргаешь? Ты что, не  видишь, что скорость  нарастает? Отойди от крана!»
«Не мешай!» - закричал в ответ машинист и опять задёргал ручку крана в разные положения. Это он уже психовал. И своим дёрганьем не давал зарядиться тормозам, как положено, не выдерживал время для зарядки тормозов воздухом. И практически истощил тормоза. Помощник тогда уже совсем не выдержал и начал оттаскивать машиниста от управления поездом. Тот не отходил, началась борьба.
Пётр Иванович, сидя в задней кабине, почувствовал, как нарастает скорость, и, увидев, как дёргается стрелка тормозного манометра, поспешил в переднюю кабину и там застал довольно  неприглядную картину: борьбу двух машинистов за право управления поездом. Скорость поезда была уже под 80 километров в час, при разрешённых  в этом месте 25 километрах! И это на затяжном 18-ти тысячном спуске! 
Локомотивный тормозной кран был уже в 6-ом положение, то есть, в экстренном торможении. Тормозные колодки были прижаты к колёсам мощным давлением воздуха и колёса уже не крутились, а шли юзом, и от них летели искры и валил сизый дым.
 Недолго думая, Пётр Иванович ударил своим мощным кулаком одного из них, другого просто отшвырнул от управления, и ткнул ручку тормозного крана в первое зарядное положение - для зарядки воздухом тормозной системы. Потом, выдержав необходимое время, поставил ручку крана во второе поездное положение, и опять,  выдержав необходимое время, хотя скорость была уже запредельной и нервы не выдерживали, ткнул ручку крана в шестое положение, то есть, в экстренное торможение. И скорость начала потихоньку падать. И, наконец -то, поезд остановился. Все облегчённо вздохнули, хотя от юза наделали ползунов на всех двенадцати колёсах выше всяких норм.  Как мы тогда говорили: подковали машину.


Рецензии
Помню, Дончак рассказывал про этот случай.

Владимир Сергушов   14.08.2020 16:58     Заявить о нарушении