Инстинкт рептилий
На летние каникулы должны приехать сестры. Сводная сестра- Октябрина пятнадцати летний подросток и, родная -Галина. Они учиться в леспромхозовской школе. Из-за дождливой погоды, их приезд задерживается. Мы с мамой скучаем, ждем и готовимся к встречи. Особенно готовлюсь я, делаю припасы сладкого угощения. Думаю," как хорошо, уважительно буду вести себя, по отношению к сестрам". После встречи, все получается наоборот. Дерзости моей нет предела, чуждаюсь их, примирение и понимание приходит на много позже.
Октябрина оказывает помощь родителям в заготовке кормов, домашние хлопоты поручаются мне и сестре- Галине. Мама, уходя на полевые работы, постоянно напоминает- во двор без обуви не выходить.
После выполненных обязательств по дому, устраиваем различные игры, через которые я многому учусь у сестры.
Ничего не знаю из жизни людей. Играя с Галиной в магазин, исполняю роль продавца или покупателя. Приходится учиться считать, обустраивать прилавок магазина, размещать товары, ценники, учиться поведению продавца и покупателя. Товары подсматриваем у мамы, мелкую рыбешку( селедку в магазин) ловим в реке вблизи дома.
Сводная сестра Октябрина, приготовила для нас удочки. Наша задача накапать дождевых червей, наловить малька для кошек и птиц.
В рот котам и курам, попадает рыбка, через наш магазин и по счету. Нашим животным очень нравится торговля. Как только подходит время кормежки, они у прилавка магазина устраивали рев (возмущение покупателя).
Из всех обязанностей по дому, самое приятное и азартное - удить рыбку, которая черными косяками ходит вблизи берега реки и активно цепляется на крючок. Восторга и радости нет конца, азарт разгорается не по часам, а по секундам. Не успеваю нанизывать червяка на крючок и ни чего не замечаю, кроме поплавка, серебристой рыбки и дорожки по которой бегу к баночке с червями.В очередной раз спешу к банке и вдруг чувствую укол в ногу, с тыльной стороны стопы. Посмотрев на каменистую дорожку, по которой регулярно и часто бегаю, увидела серую огромную змею. Она не издала шипящего звука, лежала спокойно.
Находясь в возбужденном состоянии - не испугалась, не предала значение травме ноги, следов укуса и крови не было. Подумала, «Наверное ударилась ногой об острую грань камня» и спокойно Галине говорю:
– Ударилась ногой о камень, а рядом лежала, змея.
-Ты видела змею?
-Да.
- Где она?
-Да вот лежит. Мы подошли поближе к месту, где была гадюка, но ее уже не было. Галя говорит:
- Если ужалила змея, нога будет опухать. Ждать не пришлось, нога, как дрожжевое тесто, начала распухать. Сообщили родителям. Мама переживала и плакала,от укуса змеи были случаи с летальным исходом людей. Отец отправил старшую сестру Октябрину, на подводе доставить пострадавшую в больницу, на центральный участок леспромхоза. Расстояние в двенадцать километров преодолели за полтора часа, опухоль дошла до бедра. Врач, осмотрев ногу, сказала:
- Поздно - помочь не сможем.
Поднялась температура, нога ныла, горела и была как сплошной нарыв. В безнадежном состоянии, заехали к брату, его теща – знахарка и кое какие методы лечения передала своей дочери Марии( жене брата). Мария на детскую клеенку, разложила молочную простоквашу, толщиной в один сантиметр, и положили меня на молочный компресс, сверху такой же слой простокваши, нога и нижняя часть тела оказались в кислом молоке и легонько забинтованными, прочитала заговор, слов не слышала. Мне стало легче, и я уснула.
Сестра вернулась домой, меня лечила Мария. Все молоко от их коровы, и что соседи приносили, все заквашивалось и шло на компресс. Менялась простокваша по мере высыхания влаги. Опухоль остановилась, через три- четыре дня медленно пошла на сна убыль.
Учебный год закончился. Как только позволила погода, отец приехал за нами. Вот и родной кордон, снился во сне, то одет в летний наряд, то в сказочной одежде матушки зимы. Как магнитом тянуло домой, особенно первую четверть. Вместо того, чтобы слушать учителя, гоняла в памяти жизнь в лесу. Да, еще и говорок сибирский, с вятским произношением слов. Сестры прозвали меня «Пойдемте-тоо».
В школе было не до прозвищ. Из тридцати ребят, в первом классе; одна украинка, одна русская, остальные из Литвы. Учителю приходилось не только научить нас читать, писать,и искоренить не правильное произношение русского языка.
В середине лета приехал старший брат на велосипеде, о котором я мечтала много лет. По очереди, с Галиной учились держать равновесие и управлять велосипедом. Галина до седла не доставала, но могла на педалях гонять, находясь верхом на велосипеде, мне же только под рамой крутить педали, в таком положении трудно держать равновесие. Катались на велосипеде по тропе, ширина полотна которой, составляла не более семидесяти сантиметров.
Подвела велосипед к небольшому склону тропы, чтобы легче держать равновесие, и почувствовала резкую боль в пальце правой ноги. Успела увидеть хвост змеи огневки, убегающей в траву. На мой крик прибежали гости, гостившие у нас, принесли меня к реке, ножом надрезали ранку «укус змеи» и начали выдавливать кровь. Разрез глубокий, кровь текла хорошо.
Отвезли на лечение к Марии. Опухоль, в сравнении с ядом большой серой змеи, в два раза меньше и дошла до колена. На следующие летние каникулы, приехала домой в середине мая.
Как только река восстановилась в берегах, от весеннего паводка, отец спустился на лодке вниз по течению реки, до центрального участка леспромхоза.
Занятие не закончились, но поскольку я «герой», пострадавшая от змеиных укусов, выдали табель успеваемости и о том, что переведена в третий класс.
Отчим шел на шесте, с металлическим наконечником, вверх по течению реки. Лодка долбленка, легко управляемая, плавно скользила по глади воды вдоль берега реки.
Предстояло преодолеть пятнадцать километров.
Моя задача сидеть спокойно в лодке или лежать. В плавание находились 4-6 часов.
Спать не хотелось, представляла встречу с мамой. Как в начале она отправит в баньку, а после начнет угощать вкусными шаньгами со сметаной или вареньем и узнавать, как освоила школьную программу.
Сидишь в лодке и невольно погружаешься в тишину и мир природных звуков. Мелодичный звук воды от скольжения лодки и ритмичный всплеск от погружения шеста, переходящий на глубинный звук и стук металлического наконечника о каменистое или песчаное дно реки. От возникающих ритмических звуков, появляется умиротворенное состояние, ощущение не осознанного, необыкновенного счастья.
Наблюдаю за расходящимися мелкими волнами. В зеркало воды отражается голубое небо.
Местами попадаются водоросли - целый сад, заполняют толщу воды снизу доверху. В водорослях наблюдаю молодь хариуса. А вот чуть в стороне, настоящая рыбья дорога. Видимо утрами, хариусы спешат по ней на жировку к дальней отмели. А вот и «торпеда»! Для щуки водоросли это не только дом родной, но и место, где можно хорошо подкрепиться молодой рыбкой. Привлекает внимание и животный мир. Ондатра с набитым ртом травой, беспечно рассекает гладкую поверхность воды, плывет вдоль берега, то уйдет под воду, то опять голова, спина и хвост на поверхности воды. На противоположном берегу, расположились дикие утки – чирки.
За небольшим мысом реки находится хребет, под названием «Унышинский лоб». Начало горы в метре от берега, склон пологий и действительно похож на лоб. Ширина «лба» около двадцати метров. Склон горы зеленый, деревья растут на самой высокой точки хребта. Пройдя горный хребет, отец причалил лодку к берегу, «будем разводить костерок, кипятить чай, обедать» - подумала я.
Находясь с отчимом в пути, он всегда останавливается, готовит на костре таежный чай и рассказывает пару интересных, загадочных случаев про обитателей дикой природы. Этого момента жду и радуюсь, когда он наступает. Отчим ушел нащипать лучины для растопки костра, в походный котелок, набираю воды. Отчим возвращается без щепок и говорит:
- Готовить чай будем в другом месте.
– Почему? Он шестом указал на пень, что находился в пяти метрах от берега. Пня
не было видно, на который указал отчим. Присмотрелась по внимательнее и вижу переплетенных змей, в количестве пятидесяти штук, которые находились в постоянном движении. Появлялись головы из под низу, с центра живой кучи, и вновь вползали в гущу живого кома. Спросила:
– Это их гнездо? И они проснулись, от зимней спячки?
- Эта их свадьба, спят они в расщелинах гор.- Ответил отчим.
Отплыли от змеиной свадьбы, на противоположном берегу реки развели костер, отец приготовил шикарный, таежный чай с листом брусники. Отдохнули и тронулись в путь. По пути решили снять сеть, которую поставил отчим в курье, когда спускался вниз по течению реки. Занявшись вытаскиванием сети из воды, услышали шлепок, о поверхность воды и не большой удар о борт лодки, с противоположной стороны от отца. Посмотрев в сторону, неожиданных звуков, увидели черную змею, которая готовилась к новому прыжку. Отчим ударом шеста, утопил змею в воде, но она вынырнула на поверхность воды и поплыла к берегу змеиной свадьбы.
Созрела голубица и настала пора сбора ягод. Вместе с сестрами отправились в ягодные места. Мама предупредила, что у колоды (старое, сухое, расщепление дерево, лежащее на земле ни один год) могут находиться змеи. Растет голубица на приболотных склонах и в валежнике. Для гадюк благоприятное место. Осмотрели внимательно местность. Облюбовали небольшую поляну, кусты высокие, ягода крупная. Если смотреть сверху сплошная сине – голубая лента. В центре ленты, находилась старая, толстая, полусгнившая колода, кора осыпалась.
Собирать голубицу легко, наклонишь куст над ведром, тряханешь его и ягода в ведре. Сестры находились вблизи. Незаметно обобрала ягоду по краям поляны, и незаметно приблизилась к лежащему дереву (колоде», и слышу шипение двух змей, почти дуэт и где то рядом. В траве не видно. Кричу.:
– Змеи, змеи!! и дрожу от страха, прибежали сестры, каждая с длинной палкой в руке и показывают на колоду, на которой лежали и грелись на солнце три змеи.
Пришлось оставить богатую ягодой поляну.
Вернувшись домой, сестры рассказали маме, как быстро обогнала их в сборе ягод и как змеи помешали обобрать ягодную поляну.- Почему к Тамаре неравнодушны змеи- недоумевала мама. Кто встречался с гадюками, считают, что змею надо обойти стороной. Ее не тронешь, она не тронет тебя. В моих случаях, поведение гадюк не предсказуемое, кроме змеи огневки, которую придавила колесом велосипеда и змеи, которая спала со мною, а в других случаях, явное нападение. Мое мнение, что в пресмыкающихся животных есть врожденный инстинкт нападения - отсутствует инстинкт материнства. Наблюдала, как выползали змейки из живота змеи и разбегались в разные стороны. При этом мать успела проглотить одного новорожденного, отсутствуют инстинкт страха и самосохранения.
Девственная тайга, образец совершенства природы, которая припадала мне урок, что в мире красоты и благоденствия обязательно находится зло. В миру людей, не всегда могла, распознать подколодных змей. Их колода- маскировочная маска,якобы приветливых и добрых людей. В лицо говорят приятные, хвалебные слова, которые напичканы враждебной энергией, несущей зло - укус змеи. Но самый злой укус из под тешка, за спиной. Их нападение настолько изощренно и «правдоподобно», несущий негатив, что укушенный человек страдает ни только эмоционально, но и физически.
Тамара Великжанина
Свидетельство о публикации №217040201016