Ветер в парусах

      
         (очерк о заслуженном художнике России Абреке Абзгильдине)


       Есть что-то магическое в этой картине. Отойдешь, сделаешь круг по залу, и снова взгляд тянется к ней. С другими людьми, похоже, происходит то же самое. Не было никого, кто пробежал бы по полотну небрежным мимолетным взглядом. Останавливались обязательно. Иногда надолго. Неведомой силой зритель словно был втянут в круг, в котором  - Аристотель и Данте, Авиценна и Эразм Роттердамский, Гегель и Руссо, Лев Толстой и Ганди, Пушкин и Гете, Моцарт и Бетховен, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Маркс, Энгельс, Ленин. Его мы видим на картине трижды – юного студента университета, убежденного марксиста и уже зрелого вождя победившей революции.
    Вокруг работы А. Абзгильдина «Эпохи, люди» буквально с первых дней разгорелась настоящая дискуссия. Мнения  - самые противоречивые: от  пронизанных чувствами восхищения и благодарности автору за пережитые  светлые минуты до гневных, готовых уничтожить,  в буквальном смысле слова,  новое произведение.
    Несколькими годами раньше в Казани же проходила зональная выставка «Большая Волга».  Живописная картина «Сон Тукая» вызывала такой же горячий интерес. В этой романтичной работе автор, мастерски используя приемы коллажа, сумел добиться эффекта поэтической строки, несущей в себе заряд тончайшего лиризма.
    Имя художника Абрека Абзгильдина,  одного из ведущих мастеров монументальной живописи Татарии,не нуждается в особом представлении, потому что  собрать и увидеть экспозицию его произведений в одном зале невозможно.  Они украшают многие здания городов Татарии и Башкирии. В Казани, например, это мозаичные панно, стенные росписи, монументально-декоративные композиции в Молодежном центре, институте культуры, в Доме быта, КГУ, в конструкторском бюро компрессорного завода, в ресторанах «Акчарлак» и «Восток». Произведения Абзгильдина украшают также интерьеры и фасады зданий в городах Брежневе (Набережные Челны) и Бугульме.
    Мышление художника-монументалиста чувствуется и в станковых живописных работах Абзгильдина, для которых также характерна четкая обозначенность тем, их ярко выраженная публицистичность.  Вести людей к размышлению, которое разбудит активность граждански зрелых поступков – вот что содержится в подтексте творческих исканий Абрека Абзгильдина.
    Однако вернемся к картине «Эпохи, люди». Она приобретена Музеем ИЗО ТАССР и хранится в его фондах. И хотя картину изредка извлекают оттуда, когда, к примеру,  проводится встреча зрителей с автором, все-таки рановато ей, думается, прописываться в запасниках.
    Пожалуй, не стану  описывать картину, фоторепродукция которой перед глазами читателей. Искусствоведческий анализ тоже оставим специалистам. Мне же хотелось бы поразмышлять возле нее и пригласить к этому других.
    Абрек Абзгильдин среди своих духовных учителей называет  итальянского
 художника-антифашиста  Ренато Гуттузо, на публичных лекциях которого ему посчастливилось побывать в Москве и чьи суждения об искусстве навсегда остались в памяти. Гуттузо говорил:» Если ты  - художник, сумей остановить внимание зрителя любым способом, а уж потом он разберется, что - к чему.»
     Итак, внимание остановлено.  Чем же? Из книги отзывов:
    «… Наконец-то  появились у нас художники-творцы, а не фотографы, и кисть художника  превратили в резец философа;»Эпохи, люди» - центральная картина выставки, она сразу же приковывает к себе внимание. Зритель невольно останавливается и начинает думать, размышлять об истории и сегодняшнем дне, спорить с автором…»
    «…Картина  Абзгильдина  «Эпохи, люди» заставляет жить и бороться, а не плыть по течению. Спасибо Вам и  низкий поклон от всех студентов КАИ».
    Еще одна запись:» Эпохи, люди». Хочется крикнуть:»Неужели лучшие умы прожили жизнь, сгорели только для того, чтобы человечество уничтожило себя?!»
   Из разговора с заведующим кафедрой марксизма-ленинизма Казанской консерватории, профессором Б.Ф. Султанбековым:
   - Ленин в картине Абзгильдина показан в динамике, процессе познания. Он более понятен, более убедителен, и, следовательно,  более достоверен. Ведь еще Надежду Константиновну Крупскую  очень беспокоили  плакатные, иконописные изображения Ильича, когда казалось, что он чуть ли не с первого класса  гимназии был уже сложившимся революционером. Картине, думаю, место в университете, возле мыслящей молодежи.
    Приведенные выше  высказывания убеждают, что в  изобразительном искусстве Татарии появилось  произведение не бесспорное, но актуальное, созвучное  сегодняшней атмосфере, когда активная гражданская позиция требуется от каждого, и в первую очередь, от тех,  кто трудится на  одном из самых сложных фронтов перестройки – перестройки сознания, души человека. Это фронт людей искусства, среди которых и Абрек Амирович Абзгильдин.
    Он вырос в небольшом башкирском городе Баймак. Нелегкое детство военных и послевоенных лет, учеба в горно-механическом техникуме, работа на шахтах Свердловской области, затем военная служба.
    Однажды в казанскую изостудию для самодеятельных художников, которую вел  живописец Х. Хайдаров, пришел застенчивый молодой человек в солдатской форме. Уроки те оказались бесценными. Абрек ощутил магическую власть рисующей кисти. Отслужив, он  поступил в Казанское художественное училище. Вспоминает художник-педагог Рашид Абдрахманович Тухватуллин: « Я был  куратором группы,где учился Абрек.  Она была необычная – из одиннадцати юношей, самолюбивых, целеустремленных, начитанных. Абреку было особенно тяжело. Ведь он  начал  довольно поздно.  Трудностью было и то, что к тому времени он уже имел семью. Однако все это  не мешало ему  быть среди лидеров курса – как в учебе,  так и общественной работе. Помогало  огромное упорство.
    Как-то в училище пришла со своим горем женщина. Сын-инвалид, но имеет тягу к рисованию, нужна профессиональная помощь.  Ее вызвался оказать и без того перегруженный всяческими заботами Абзгильдин. Выкраивал драгоценные минуты, чтобы дать юноше все, что мог.  Выхлопотал транспорт и стал вывозить больного на природу. Юноша любил рисовать под музыку Бетховена, Чайковского. Абрек привлек студентов консерватории, друзей-гитаристов, и они устраивали домашние концерты. Пройдут годы, и работы самодеятельного художника, на всю жизнь прикованного к постели, будут неоднократно экспонироваться на выставках…
    Есть люди, притягательная сила которых обнаруживается не сразу. Но их обаяние берет в плен надолго. В таких людях привлекает  самостоятельность суждений, умение сопрягать в своей жизненной задаче проблемы личные и общественные. Их альтруизм – черта почти врожденная. Каким бы родом деятельности  они ни занимались, их отличает стремление одухотворить человека, помочь ему осознать свое достоинство. Доброта этих людей ничего общего не имеет  с унижающим других проявлением жалости в виде разовой поддержки-подачки. Их доброта помогает слабеющим окрепнуть, потерявшим интерес к жизни вновь почувствовать ее притяжение. Именно к таким людям , на мой взгляд, относится Абрек Абзгильдин.
    Мастерская художника. Еще недавно здесь  рождались «Эпохи, люди». Сейчас на очереди – новый триптих.  Он будет посвящен молодежи. Абзгильдин уверен, что нельзя ограничиваться только созерцанием, пересказом событий  средствами изобразительного искусства, пусть даже очень талантливой рукой. Искусство сегодня обязано быть  публицистичным  и в то же время пронизанным духом высокой поэзии.  Нельзя сидеть в музее и ждать, когда  в залы придет молодежь, которая,  как ни горько сознавать, для этого недостаточно воспитана.  Нужно самим художникам искать активные формы общения с ней, чтобы приблизить к искусству. Именно потому левая часть будущего триптиха посвящается теме Героев, она будет подана подчеркнуто плакатно. Образам Че Гевары, Гарсиа Лорки, Юрия Гагарина  будут противопоставлены образы молодых людей, внешне несколько странных -  с окрашенными лицами, взъерошенными прическами, металлической атрибутикой в одежде (дань модным течениям). Что это, как не отражение  опасной, зреющей внутри сути? Но глубина чистых, вопрошающих зрителя юношеских глаз:»Правильно ли я иду и куда?» - должна создать диалог, разговор о наиважнейшем для всех поколений – о нравственности.  Замысел триптиха частично навеян мотивами известного романа Чингиза Айтматова «Плаха».
    На стене – картон знакомой трехчастной картины «Эпохи, люди», один из многих вариантов работы, которая создавалась около четырех лет.
    - Я прошел за это время своеобразный университет, - рассказывает художник – О каждом герое прочитал горы литературы. Хотелось своей работой развить любознательность у школьников, студентов, учащихся ПТУ. Предполагал, что  при первом  осмотре они узнают лишь некоторые лица. А кто же рядом с ним? Именно этот вопрос хотелось  заронить в юные умы.
    Я долго и мучительно искал композицию. Через образ молодого Ленина, как бы перед его мысленным взором должны  были пройти эпохи, миры, античные руины, египетские пирамиды… Место каждому из персонажей находилось само собой. Авиценна простирал руку над головой мадонны Леонардо да Винчи. Получилось, что восточный мудрец как бы оберегает  позднюю европейскую культуру. Рядом возникает образ современной мадонны – из голодной Африки… Языком искусства мне хочется сказать, что в мире рядом с  мудростью  и красотой  соседствует много тревог, не думать о которых сегодня непростительно, ибо завтра будет поздно. Не случайно за спинами  героев картины – зловещий профиль  инквизитора Савонаролы…
    Абрек Амирович живет сегодня еще одним замыслом. Не без внутреннего трепета начал он работу над портретом доктора искусствоведения , профессора Московского художественного института, своего учителя Михаила Владимировича Алпатова, человека огромного таланта и эрудиции.  Художник признается:» Все время чувствую себя перед ним должником, как когда-то перед памятью отца, погибшего на войне в возрасте двадцати восьми лет….»
   Что же, как говорят, если ветер в парусах не ослабнет, мы станем свидетелями интересного продолжения творческой биографии.
   На снимке: художник Абрек Амирович Абзгильдин. Фото Евгения Логвинова.
                Светлана Ким. Казань.
                Газета «Советская Татария». 28 июня 1987 года.

   Первого марта 2017 года Абреку Амировичу исполнилось бы 80 лет.

СВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА. Абрек Амирович Абзгильдин (1 марта 1937 — 24 декабря 2013)[1] — советский и российский живописец. Народный художник РФ (2009). Член-корреспондент Академии художеств РФ (2008). Заслуженный художник РФ (2002)[2]. Заслуженный деятель искусств ТАССР (1986). Член СХ РТ (1974).

Содержание

    1 Биография
    2 Основные работы
    3 Выставки
    4 Награды и звания
    5 Примечания
    6 Ссылки

Биография

Родился в рабочем посёлке (ныне город) Баймак Баймакского района Башкирской АССР.

В 1970 году окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (педагог К. А. Тутеволь).

С 1970 года жил и работал в Казани. С 1993 года занимал пост председателя правления Союза художников Республики Татарстан.

В своих работах широко использовал язык аллегорий, символику. Для его произведений характерна чёткость, пластичность, богатство красок, разнообразие средств выразительности.
Основные работы

Циклы работ «Сабантуй» (1970—2001), «Цветы и женщины» (1981-85), «Обнажённые» (1994), «Кентавры» (1974-95), триптих «Эпохи и люди» (1985-92), монументальная композиция «Властелины ума» (1991-96); циклы произведений, посвященные религии и культурным традициям.

Работал и в жанре портрета: «Искусствовед М. А. Алпатов», «Г. фон Караян» (оба — 1987), «И. И. Дильмухаметов», «Б. Урманче» (оба — 1989), «Дэрдменд» (1997), «С. Губайдуллина» (1998) и др.

Абрек Абзгильдин работал с настенными росписями для зданий Казани: «Революция» (1972—73, Молодёжный центр), «История моды» (1975, Дом моды) и др.

Работы художника находятся в коллекциях БГХМ, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), в частных собраниях в России и за рубежом.
Выставки

Персональные выставки: Казань (1994, 1995, 1997, 2000, 2007, 2009), Уфа (2000, 2009).

Участник выставок с 1968 года, международных — с 1992 года.
Награды и звания

    Серебряная медаль Российской Академии художеств
    Золотая медаль Российской Академии художеств (2012)
    Член-корреспондент Академии художеств РФ (2008)
    Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1986)
    Заслуженный художник РФ (2002)
    Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая (1997)


Рецензии
Спасибо, Светлана, за знакомство с художником, который работает на фронте
перестройки сознания и души человека. Интересно показаны и отзывы людей разного возраста и занятий.А ведь именно такие картины и нужны сейчас! Хорошо показано его великодушие по отношению к инвалиду, любящему и желающему заняться изобразительным искусством. И ясно, что картине такой высокой души художника ещё не место в запасники. Рано! Думаю, его творчество послужит ещё в воспитании нового человека.
До встреч с новыми героями очерков Людмила.

Людмила Дементьева   02.03.2021 22:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.