Приключения фифалогини история третья

Кредит доверия: Балаганов, Козлевич и Паниковский

Когда движемся мы, жизнь тоже не стоит на месте – Закон Вселенной, поэтому вполне закономерно, что тема первоапрельских розыгрышей, затронутая мной вчера, вчера же и получила развитие… Ну а поскольку «ближние» на розыгрыши не сподобились, то подключились «дальние».

Итак, вспомнив – в честь Дня Дураков, так сказать, - разные виды «розыгрышей», я разместила пост в группе и отправилась на улицу в магазин. Тема Великого Комбинатора и его подручных, однако, все не шла из головы - уж очень колоритные персонажи! Вот, например, Адам Козлевич – в прошлом невезучий вор и неудачливый таксист, владелец легендарной «Антилопы-Гну». Как выясняется, кстати, недавно в Волгограде этот персонаж «Золотого телёнка» был увековечен в бронзе, где он теперь наглядно воплощает идею о том, что истинному автомобилисту для того, чтобы ударить «автопробегом по бездорожью», в принципе достаточно баранки и одного колеса. И в этом нам есть, чему у него поучиться, когда мы, встречаем мелкие трудности на пути к большой цели.

На днях я подвернула ногу, поэтому мое личное продвижение в сторону магазина, возможно, со стороны чем-то больше напоминало переминание с ноги на ногу или топтание на месте – ну по крайней мере у не очень наблюдательного наблюдателя могло создаться ложное впечатление, что четкая цель в моей жизни сейчас отсутствует. И вот в тот момент, когда я как раз подумала о сцене, в которой Остап, чинно прохаживаясь по просторному номеру гостиницы «Карлсбад» и время от времени многозначительно поглядывая на гравюру «Явление Христа народу», излагает свой план робеющим перед ним Балаганову, Паниковскому и Козлевичу - в этот самый момент ко мне походкой «как на шарнирах» направился некто, в ком угадывалась некая «квинтэссенция» этой незадачливой троицы. Фраза: «Можно к Вам обратиться?», произносимая подобными персонажами на улице, мне никогда не нравилась в принципе, ну а в контексте моих мыслей про Бендера – и подавно. Поэтому в ответ на вопрос: «Не могли бы дать свой телефон позвонить?» я коротко и ясно сказала: «Нет». Квинтэссенция, однако, решил не сдаваться: «Ну или хоть сами номер тогда наберите – понимаете, такая сложная ситуация» - в голосе послышались нотки мольбы и отчаяния. Я молча покачала головой и пожала плечами – мол, я за любой кипишь, кроме разводов и подстав. И это, действительно, так – я за любой жизненный опыт, который чему-то учит, даже негативный, который, как мы все знаем, учит эффективнее, кроме опыта, который, уже имея за плечами некоторый опыт, можно избежать.

Ясно, что у всех бывают сложные ситуации, в которых они порой вынуждены обратиться за помощью к незнакомым людям, однако на фоне темы Балаганова и К°, особой даты на календаре, а также наличия в непосредственной близости магазина, где на розлив продают пиво, что-то на уровне интуиции подсказывало, что в историю  ввязываться не стоит. Помощь ближнему, в целом, тоже нужно оказывать избирательно, хорошо подумав о ее последствиях как для себя, так и для ближнего.

В этом случае, действительно, ощущался некий «подвох» - чувствовалось, что в чем-то парень на шарнирах пытается надурить, а в чем конкретно - неясно.Думаю, что «Балаганову», которого его друзья "Балагуровы" послали за пивом, элементарно не хватило денег или возникла какая-то еще подобная заминка, по поводу которой ему нужно было срочно им позвонить, ибо, в силу неспортивного вида, малый едва ли смахивал на того, кто мог бы, выхватив у меня телефон, дать с ним дёру. Кроме того, на его лице недвусмысленно отражалась озабоченность,а в том, как он нервно сжимал в руке пустую авоську, угадывалась энергия «ходока» за чем-то. При всем любопытстве, выяснять конкретные детали всей этой "клоунады", всех этих дилетантских фокусов с телефоном,неумелого хождения на ходулях и любительского жонглирования авоськой, желания у меня не было. Так что найденное мной объяснение меня вполне удовлетворило. Ну а если я вдруг ошиблась в своих предположениях, и это был на самом деле не "балаган" (по типу "цирк уехал - клоуны остались"), когда истинные причины странного поведения человека просчитать невозможно,потому что он чудит, а какой-то премудрый развод, схема которого мне неясна, то всегда можно у знакомых спросить или в Интернете об этом почитать – за свою короткую жизнь мы все равно не сможем всему научиться на собственных ошибках – мы вынуждены учиться и на чужих.

Лично я – в плане дружеской взаимопомощи и обмена опытом – могу описать схему типового развода, с которым мне довелось столкнуться аж дважды – с небольшими вариациями – может кому-то пригодиться.

Поскольку место моей работы располагалось между театром Оперы и балета и филармонией, иногда после занятий я шла не домой, а на оперу или на концерт. На моё счастье ни то, ни другое не пользовалось в Воронеже той же популярностью, что и балет, поэтому билеты удавалось купить прямо перед началом, даже когда приезжали солисты из Москвы. В тот конкретный вечер это была опера «Тоска», а приобщившись к искусству оперы, невольно проникаешься любовью к окружающим – искусство всё же нас возвышает. И вот, когда я вышла из театра, моя одинокая фигура, неспешно двигавшаяся к остановке, т.к. я всё еще была под впечатлением гениальной музыки Пуччини, привлекла внимание некоего щуплого и немного покоцанного молодого человека.

Важнейший сигнал для всяких сомнительных личностей, сканирующих своим взглядом толпу в поисках «жертвы» - это отсутствие у потенциальной жертвы внешних признаков четкого плана действий: мы это уже видели и в случае с «Балагановым». Человека, сосредоточенно идущего по своим делам едва ли кто-то станет останавливать.

Наличие драматизма, или даже трагизма, в рассказе, который жертве развода предстоит услышать, – прямо как в опере «Тоска», где главный герой, спев свою предсмертную арию, погибает, а вслед за ним бросается с крыши и его возлюбленная, - еще один обязательный элемент сценария.

Поскольку в этой моей истории ключевая фраза не «фокус с телефоном», а «автомобиль Антилопа-Гну», то я буду называть этого персонажа не Балагановым, а Козлевичем, хотя все они в чем-то очень друг на друга похожи, и пока тема, с которой они пришли, до конца не прояснилась, сказать, кто именно из упомянутой троицы перед нами, сложно.

Итак, если тебе только что не удалось спасти жизнь Каварадосси и Флории Тоски, то твоё сердце в целом расположено к тому, чтобы хоть кому-то хоть чем-то помочь. Видимо, это тоже читается в глазах. Молодой человек, начав со мной разговор, поведал мне историю о том, как он издалека приехал на своей машине в город где-то рядом с Воронежем – может в Старый Оскол – уж я сейчас точно не помню – хоронить лучшего друга. Он ехал день и ночь и почти не спал в дороге, но всё равно опоздал – друга закопали до его приезда, и ему, не успевшему попрощаться с телом преждевременно ушедшего из жизни товарища, пришлось довольствоваться лишь кратким общением с его пока еще живой вдовой. Эта деталь – про опоздание – возможно, его личная фишка, т.к. она явно добавляла рассказу правдоподобия и некую «изюминку». В Воронеже, который он проезжал по дороге домой, он ненадолго оставил машину в неположенном месте, т.к. он мест положенных, будучи неместным, от неположенных не умеет отличать – и ее угнали на штрафстоянку. Он отдал все свои деньги вдове и ему нечем не только штраф заплатить, но и не на что купить себе поесть, да и ночевать, видимо, придётся на вокзале, если, конечно, у меня случайно не найдётся свободного уголка, чтобы его на одну ночку приютить.

Я в то время еще была замужем, и на это ему ответила, что моему супругу эта идея вряд ли понравиться, как и мне не понравилось бы, если бы он вдруг привёл с улицы домой девушку, которой негде ночевать – ну как в известном анекдоте про грузина: «Жена, можно я сэгодня буду со свэтом спать? - Свэта, заходи!»

Наличных денег с собой у меня тоже не было – только на маршрутку, иначе бы точно ему что-то дала, в сумке была лишь пачка диетических хлебцов, которую я ему протянула. Но он, видимо, сидел на какой-то иной диете, чем я, поэтому, сказав уже несколько иным тоном что-то вроде классического: «Да я не хлеба просил (и тем более уж не диетических хлебцов), а на хлеб», тут же отвалил. Это было давно и по наивности я, представьте себе, не сразу полностью осознала, что это был классический развод – какое-то время у меня были некоторые сомнения.

Второй аналогичный случай произошел совсем недавно, на этот раз это был сильно возмужавший Козлевич – упитанный и ростом эдак под два метра. У него тоже что-то случилось с его Антилопой-Гну – поломка какая-то непредвиденная вышла - и ему нужны были деньги на пригородный автобус, чтобы добраться до дома. Я выслушала его рассказ и вручила ему десять рублей – ибо исполнено было так себе – на троечку – в сравнение с первым Козлевичем даже близко не шло, да и я шла не из театра после оперы, как в тот раз, а с вокзала после электрички, которая волей-неволей настраивала на легкий цинизм в отношениях с окружающими. Сделав этот щедрый жест, я двинулась дальше, сопровождаемая его явно разочарованным взглядом. В том, что это был очередной «Козлевич», у меня не было ни малейшего сомнения – что-то такое у них всех есть во взгляде настораживающее, даже когда сама история звучит весьма правдоподобно. В общем, смотреть в таких случаях надо не просто в оба, но и «третий глаз» свой подключать, а он видит самое главное – зрит в корень.

Любые разводы, а также другие ситуации, в которых мы так сказать «обманулись» в людях, имеют в своей основе слишком большой кредит доверия, который мы для них открыли – причем по собственной воле. А, между тем, каждый из нас располагает весьма действенными средствами, позволяющими оценить ситуацию «кредитования» более адекватно – интуиция, логика, трезвый взгляд на вещи – и критическое восприятие,которое можно на всякий случай намеренно включить еще до того, как наша наивная девичья душа на автомате включит сочувствие и доверие.

Я записывала свои мысли и при этом все думала, в каком контексте, следуя требованиям жанра, в конце нужно упомянуть Паниковского, который, как то самое ружье, должен по идее «выстрелить», наряду с клоуном-простофилей Балагановым, а также двумя профессиональными мошенниками-автомобилистами Козлевичами, раз уж он  был заявлен в начале. И вот в Википедии я вдруг наткнулась на фразу в краткой характеристике этого персонажа: «Паниковский … заискивает перед Бендером, но при первой возможности готов его обжулить». Вот оно! Паниковский как особый типаж – это не уличный разводила - будь то матерый профи или дилетант-любитель - это кто-то, кто проник в наше окружение и затесался в друзья, ничего не выдумывая, не сочиняя никаких легенд, а точнее мы сами его приняли и открыли ему неоправданно большой кредит доверия. Это может быть, к примеру, улыбчивый и услужливый продавец на рынке. Месяц-два он вам улыбается, а потом вместо свеженького молоденького ягнёночка возьмет да и подложит большую старую свинью. Паниковскому тоже кстати возведен памятник – в Киеве, на Украине. Весьма символично, если задуматься.

Итак, подведем итог по нашей троице: если Балаганов с Козлевичем ждут что вы на что-то такое купитесь, то Паниковский вас самого продаст, когда вы этого не ждёте. Ну а в остальном они похожи - все трое, каждый на свой лад, хотят вас обуть и надуть, и все трое - птицы низкого полёта в многообразном мире игр и розыгрышей.   
 


Рецензии