Раду Воевода Красивый. Долг Брашовян

    Письменное послание господаря Раду чел Фрумоша в Брашов.
Славяно-валашский текст.   
          
       Подлинник документа хранится в архивах Брашова. N 292. Печать на обратной стороне.       

       Датировано 19 февраля, год не указан, возможно, от 1463 до 1470-х годов. Раду напоминает правителям Брашова о долге в 15 000 форинтов, которых они брали от валашских купцов, часть которых в 4 000 форинта они платили во времена правления Влада Цепеша. В случае уплаченного долга воевода Раду обещает им свободную торговлю в Валахии. Он посылает своего писаря Костандина как царского вестника.
      
       Замечу, что большинство грамот от имени господаря Радула составлены на славяно-валашском языке, который по грамматике и языковым особенностям очень близок к болгарскому и церковно-славянскому. В город Брашов Радулом отправлено около 8 посланий на славянском. В том числе и, возможно, последнее его письмо из Джурджу в Брашов от 10 августа 1474 г. когда он написал что был болен.
      
       С самим городом и воеводой также связана запись польского историка Яна Длугоша, который написал, что в 1477 году брашовянами он был выдан воеводе Штефану (1457-1504).
      
       А возвращаясь к началу, в момент своего княжения, 15 августа 1462 года, виконт короля Венгрии Матьяша, Альберт из города Истенмезейе (венгерского города) в письме Брашову признает Радула новым воеводой Трансальпины "llustri principi Radul, nunc Wayda parcium transalpinarum".
      
       История князя Раду тесно связана с Брашовом, как правитель Валахии, он обязан был поддерживать торговые и политические отношения с этим городом.
      
       Итак, вернемся к письму. Мой перевод текста:
      

               Я Радул воевода и господин, пишу я желая много здравия друзьям моим, пыргарам брашовским. Я дам вам знать о свободной торговле, какую вы хотите на моей земле, как вы посылали ко мне об этом много раз прежде. Вы хорошо знаете, богатство моего народа принадлежит вам, оно состоит из пятнадцати тысяч пятьсот форинтов; а вы отплачивали во времена Влада воеводы* только четыре тысячи, а касательно других мы заключили сделку для вас, чтобы вы оплачивали три раза в год; работа было сделана, но вы не сказали ни слова (о вашей задолженности). Так что вы знаете, что вам было отдано, и вы должны отплатить господину; вы говорите, что господин взял свои деньги, но мы нашли истину: господин просил вас вернуть ему долг, и вы дали ему деньги моего народа, а не свои. Поэтому верните моему народу деньги, чтобы турки не преследовали их. И я дам вам свободную торговлю в моей стране, где бы вы ни хотели; потому что я до смерти своей не забуду о вашем долге. И поверьте тому, что мой царский граматик*, Костандин, скажет вам, так, будто я говорю с вами напрямую, потому что это мои слова. Пусть Бог сделает вас счастливыми. Написано от 19 февраля.
               
               Я Радул Воевода, милостью Божьей господин.
               
               Адрес на обратной стороне: Моим добрым друзьям, пыргарам брашовским.

      
       *Влад Цепеш, его старший брат.
       *Граматик - писец, писарь.
      
           Напоследок процитирую интересную запись Д. Богдана:
      

        "Следует также отметить, что находящийся в конце подписи хрисмон - это не обычный крест подписей славяно-валашских грамот, встречающийся во всех грамотах включительно до княжения господаря Радула Красивого (1462-1464). Это крест той византийской формы, которую византийские императоры ставили в конце своей собственноручной подписи на выдаваемых ими хрисовулах. В славяновалашских грамотах эта византийская форма креста появилась из болгарских грамот".

      
       Странно, почему указан год 1464 (скорее опечатка), между прочим, годы правления Раду:
      
       Первое правление: 15 августа 1462 - 23 ноября 1473
       Второе правление: 23 декабря 1473 - 10 августа 1474
       Третье правление: от 4 сентября или 1 октября до 5 октября в 1474
       Четвертое правление: в ноябре и декабре 1474 - от 10 января до июня 1475
      
      
       Библиография:
      
       Grigore G. Tocilescu - 534 documente istorice slavo-rom;ne din ;ara Rom;neasca ;i Moldova privitoare la leg;turile cu Ardealul - 1346-1603
       Ioan Bogdan - Documente privitoare la rela;iile ;;rii Rom;ne;ti cu Bra;ovul ;i cu ;ara Ungureasc; ;n sec. XV ;i XVI. Volumul 1 - 1413-1508
       Богдан Д. П. 1962. Три древнейших славяно-валашских грамоты. Археографический ежегодник за 1960 год. М. 1962


Рецензии