Не люди умирают, а миры

 (Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)



«1 апреля 2017 года в 19ч. 30 мин. по Московскому времени, в США скончался русский поэт Евгений Евтушенко»….

                (из новостной ленты Интернета)

               
                Памяти Е. Евтушенко

Это из учебников истории «можно выдирать» и переписывать целые эпохи, если того требует правящее меньшинство и его интересы… А вот из прожитых реально жизней случившиеся в них истории – большие, малые, значительные и не стоящие, казалось бы, внимания, – не вычеркнешь и не перепишешь набело. Что было, то было.  И сделанное неверно или «некрасиво», глупо или по прошествии лет, то, что казалось таким привлекательным, жизненно необходимым, празднично- фееричным, за что было переплачено такой ценой и сверх меры … - нет, не воротишь. Увы, бывают и такие прожитые дни, что по прошествии лет, человеку не хотелось бы смотреться в зеркало собственной души…  «Посеянное здесь, прорастает Там…», - говорит библейская мудрость. А значит, этих страниц не переписать и не заморочить голову библиографам, сбившимся со счёта от переписанных биографий и вымаранных из них фрагментов, - потому что человеческие поступки «здесь» - это не беспечно и с лёгкостью  выдернутые из личного дневника страницы, а – семена…растущие корнями вверх… Не повернуть время вспять: не изменить содеянного, не извиниться ни за него, ни за многое другое. Только, если успеть, искренне раскаяться.

Справедливо и другое. То, что было сделано от сердца и принесло радость и пользу другим, даже и не возникает желание «перекроить сызнова», а то и вовсе не помнится самому (сделал и – забыл). И сколько такого хорошего, приносившего радость, удовлетворение и даже счастье тоже уже позабыто или вскоре позабудется. Но так почему бы, например, это доброе, радостное, полное живого человеческого тепла воспоминание не запечатлеть на бумаге? Да, хотя бы, для своей некудышной памяти, для своих самых близких людей?..


...Для меня, как и для многих моих соотечественников, Е. Евтушенко был, в первую очередь, поэт шестидесятник, оратор, трибун. Зародившийся в те же годы «эстрадный» способ общения с аудиторией слушателей – любителей литературного творчества, пришелся ему, в отличие, скажем, от Б. Окуджавы, как скроенный по нему пиджак. Артистизм и театральная авантюрность, возможно, передавшаяся ему не только по наследству, но и бывшая частью его воспитания с детских лет (мать поэта была актрисой), отличала многие поступки Евтушенко, отражалась (ибо не могла не отразиться)  и на его поэзии.

Как человек публичный и стремившийся к этой публичности, он был неоднозначно (или однозначно))) ) принят как собратьями поэтами так и любителями поэзии. В те годы, конечно, это многим казалось чересчур: экстравагантным, странным для восприятия имиджа «поэта» (образ которого (конструкт) ещё недавно ретранслировался «толпе» иным, в частности, связан с «кружком единомышленников», уединением, со …«служенье муз не терпит суеты» ну и т.п.). Но сегодня этим уже никого не удивишь.  Поэтому Е. Евтушенко и продолжал оставаться современным уже много раз, за его жизнь, перевернувшемуся миру. …

Да, простит мне собрат поэт, мою краткость. Поскольку уверена, что наверняка найдутся поклонники творчества поэта, кто получше меня напишет и о его, не каждому данной (не только поэтам, но и обычным людям) способности: жить, такой жадной до жизни – жизнью.  А ведь для этого необходимо немало энергии, которой, как правило, зачастую и не хватает настоящим Поэтам…

В любом случае, Евтушенко было написано так много, что не может быть, чтобы (особенно старшее поколение и дети «шестидесятников») не нашли бы в его поэзии стихотворения, четверостишия, да хотя бы строки, которая бы не цепляла, не ложилась на душу, не вызывала ответного желания творить. Не говоря уже о стихах, положенных на музыку, большинство из которых заслуженно стали, в качестве песен, всенародными любимицами.

Когда уходит поэт, это ещё один повод пристальнее вглядеться в оставленное им поэтическое наследие. Смотрите, смотрите внимательнее, и какие-то строчки обязательно окликнут и вас.

«Шестидесятники»…. Такое им досталось бурное время. Но насыщенно и талантливо-интересным, делали его как раз эти самые молодые, дерзкие «дети войны»: художники, режиссеры, писатели, поэты… Это они, шедшие в авангарде, обогащали своим разноплановым творчеством опыт старших поколений, незаметно создавая (сами того не ведая) на многие годы вперёд, всю нашу дальнейшую будущность. «Сотворившие» и тех, кто вырос непохожим на них, несмотря на соприкосновение с их творчеством – то есть, нас – неизбежно иных. А что, до ошибок… Так от них абсолютно застрахован лишь тот, кто не живёт.
………………………………………………………….
Светлая память поэту и его, никогда и никем до конца не разгаданному миру.





………………………………………………………….


***

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

                Е.Евтушенко, 1961


Рецензии