Колымская ГЭС Синегорье продолжение 4

   Теперь, немного обжившись и осмотревшись, я хочу рассказать  о самой стройке. Колымский край место суровое, малонаселённое, но очень богатое.  Колыма восьмая по протяженности река России. Начинается от места слияния двух быстрых горных рек Кулу и Аян-Юрах, и, прорезая хребет Черского,  доходит до Северного ледовитого океана. Протяженность её 2200 километров. Ещё в тридцатые годы прошлого века на разведанных участках появились старательские артели, началась промышленная добыча золота. Как воздух нужна была электроэнергия.
    Сначала локомобили, которые могли работать на угле и дровах. Потом дизельные и бензиновые электрогенераторы. Перед самой войной была построена Аркагалинская ГРЭС мощностью 11000 Квт , 1942 году заработали Тосканская и Эльгенская  ТЭС. Но всё это было капля в море. Станции маломощные, требовали большое количество дорогого топлива, а край только развивался. Не было дорог, а недра заполнены так  нужными для страны золотом, платиной, оловом, урановой рудой. Золотой век советской геологии. В 1936 году появились первые статьи о результатах изыскательских исследований  по выбору створа будущей   ГЭС на Колыме. 
   
Мощный энергетический  гидроузел был необходим, но трудоёмкость работ, огромная стоимость   надолго затормозили строительство. Только в 1970 году начались работы по техническому проектированию.  Множество сложнейших  расчётов и исследований, выбор типа плотины, окончательное место створа, колоссальный объем подготовительных работ и многое другое было проделано, прежде чем  в1978 году началась работа на основных сооружениях.
Есть такое понятие,  терроформирование, когда на планете производятся глобальные перестройки, приводящие к изменению внешнего вида, климата и  экологии. Что-то подобное совершили строители при создании Колымской ГЭС.
     Провели дороги, создали мощную промзону, с разнообразными производствами. Нашли и разработали карьеры, где стали добывать камень, песок, глину, гипс. Из магаданского порта пошли колонны техники:  КамАЗы, КрАЗы,  карьерные БЕЛАЗы. На трейлерах везли трактора, бульдозеры, экскаваторы. Привезти нужно было всё, кроме найденных на месте природных строительных материалов. От  шурупов до многотонных трансформаторов и турбин для гидрогенераторов. Оконные стёкла и башенные подъёмные краны для строительства будущего Синегорья. Мебель, одежду, продукты для строителей.

     Колыма прорезала отрог хребта Черского на 1894 километре, считая от устья реки при впадении её в Восточносибирское море. Эти два гранитных плеча  надо было зачистить, выровнять и подготовить, чтобы создать между ними гигантскую дугу насыпной плотины.

    Росла промзона, заработали  производства. Пошла собственная продукция новых цехов. Началась отливка железобетонных конструкций. Загнали Колыму в бетонную трубу временного водовода.  Строителей становилось всё больше. Экскаваторы и бульдозеры вгрызались в обнажившееся дно реки, готовя место под основание плотины. Промышленные альпинисты зачищали стены створа. Уходили вглубь гранитного массива бригады проходчиков, пробивая туннели для будущих водоводов и вырубая помещения для агрегатов и механизмов ГЭС.
Насыпная плотина в условиях вечной мерзлоты не имела аналогов. Многие инженерные решения разрабатывались на месте. До тысячи тонн цемента в день перевозили из Магадана в Синегорье  водители КамАЗов. Только зимой в жесточайшие морозы можно  было провести многоколёсные трейлеры через реки и ручьи по Колымской трассе с тяжеленными, свыше 170 тонн негабаритными грузами. Сквозь снежные заносы, по крутым перевалам шли мощные "Ураганы"  МАЗ 543 .   На скользких спусках рядом с  , трейлерами шли мужики с деревянными брусками подкладывали их под колёса при торможении на спусках, Такая работа.

    Об этом времени написано много книг  профессионалами и участниками стройки. Ещё больше статей и диссертаций. Шли годы. Старое русло Колымы перекрыли. Ступенями поднималась вверх подкова плотины.  В гранитном массиве вырубили пещеру подземного машинного зала, множество монтажных галерей, проходов, каналов.  Тысячи кубов бетона превращались в основные сооружения, на фоне которых заметно бледнели   достижения строителей долины Царей в Гизе. Параллельно строились  дороги, мосты,  жилые дома, котельная. Словом Город, со всеми своими службами, баней, клубом, банком и магазинами.

     На смену долгим холодным зимам приходили бурные   опасные паводки. Вечная мерзлота мстила людям протечками, обвалами сводов подземных сооружений. Срывались с горных прижимов КамАЗы.  Гибли люди. Но находились новые инженерные решения. Работали на уровне столичных НИИ проектная контора и  ЦСЛ  (центральная   строительная лаборатория). Забивались в своды гранитных полостей сотни анкеров, армированными бетонными пробками перекрывались протечки.  И стройка продолжалась. К 1988 году уже запустили три агрегата, заканчивался монтаж четвёртого. Зиял гранитный котлован, справедливо называемый кратером, для пятого. Внешне ГЭС уже приобретала свой настоящий вид. Но предстояло ещё очень много. Параллельно работали монтажники Восточных электрических сетей. От стройки разбегались в разные стороны вышки высоковольтных электропередач, перешагивая, через сопки, реки и даже через разлив водохранилища, над которым, признав его морем, уже  закричали чайки. Последнее десятилетие для стройки стало очень тяжёлым и даже трагическим. Пришло время  распада страны. Началась мучительная перестройка экономики,. И вот во всё это на полном ходу врезалась стройка.  Синегорье оторванное от материка продолжало жить  в оазисе социализма. Такое же многонациональное, привыкшее к  трудностям, не избалованное комфортом, и  к
тому, что самое важное в жизни это работа. И работа продолжалась тяжёлая и опасная, несмотря на стремительно пустеющие магазины, на рост цен, на невыплату зарплаты. Главное, чтобы был цемент, и хватало ГСМ для техники. В остальном стройка уже стала достаточно автономной. На  многочисленных базах ещё оставался металл и запчасти Электроэнергия уже была своя, хоть залейся.

    Но быт налаженный ,быт уверенных в себе северян резко менялся. Появились местные деньги, которые назывались  «пехтинками»по фамилии нового начальника стройки, талоны или карточки с печатью Колымагесстроя. На них можно было купить хлеб, иногда масло, реже мясо. У предприятия был свой птичник, и своя свиноферма. Было даже тепличное хозяйство, но в основном для сотрудников . Спасибо   Юрию Иосифовичу Фриштеру. Но в середине девяностых Фриштер ушёл на пенсию. А на стройке началась тяжелейшая полоса выживания.

    Я уже два года работал в Синегорье. В конце восьмидесятых годов в Советском союзе стали строить диагностические центры. В этом был свой резон. Снабжать дорогим оборудованием все больницы государство уже не могло. Но создать районный или даже региональный центр хорошо оборудованный , который мог обеспечить качественной диагностикой сразу несколько больниц было возможно.


Рецензии
Грандиозная стройка! Вы сумели, Геннадий, очень наглядно, ярко описать величие, сложности и колоссальный,героический труд строителей, прямо дух хватывает! Сумели, выдержали, подняли такую стройку -и Вы были участником и свидетелем, вот что главное!
Вам есть, чем гордиться, Гена!
С огромным уважением к Вам!

Валентина Марцафей   06.04.2017 18:37     Заявить о нарушении
Валя я только краешком коснулся этого грандиозного подвига.Потрясающие люди,великие инженеры.Всё могли. И плотину строить и великолепные стихи писать.

Геннадий Шальопа   07.04.2017 10:53   Заявить о нарушении