Войны лукавства

Так получилось, что всю свою жизнь, вне зависимости от того, чем я занимался по жизни, меня интересовала разная информация о том, как возникают войны, и кто же правит бал в этом мире. Почему  победители в серьезных конфликтах недолго пользуются плодами своих побед. 19-й век, действительно стал «просвещенья веком»,  и принес много «открытий чудных», все по Пушкину. К окончанию века даже зародилась робкая надежда, что войны уйдут из истории человечества, которое большую часть своей истории вело войны. И даже Ленин в самом начале XX века высказал как то мысль, что развитие науки и техники должно сделать невозможными войны из-за их гибельности.  Позже он этой мысли не высказывал, а наступивший 20-й век стал ареной самых кровопролитных войн. Нынешние события вынуждают и меня  обратиться к теме войн.

Война; — конфликт между религиозными и политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооруженного противоборства, военных (боевых) действий между их вооруженными силами (Википедия).

Всегда война; является результатом конфликта интересов сторон.  Начну с нескольких цитат: «всякая война – это всегда драчка за деньги» (Маркес).  Но всякая война это драка за интересы, на которой не только дерутся, но и убивают. Любопытно  отметить и высказывание американского генерала, отдавшего почти 40 лет жизни войнам США в юго-восточной Азии: «война это рэкет», о чем свидетельствуется в книге Оливера Стоуна и Питера Кузник «Нерассказанная история США»[1]. Да  и убийства «политические», на поверку, оказываются убийствами из-за денег (это уже и мое наблюдение). На войне попирается главная, пожалуй, нравственная заповедь человека - «не убивай!» Напомню и слова философа  А. Зиновьева: - «Начался 21 век, но вместо обещанного футурологами необычайного прогресса во всех сферах человеческого бытия мы наблюдаем глобальное помутнение умов и поворот к дремучему мракобесию».

Самыми кровопролитными, пожалуй, были войны, имеющие религиозный, националистический или иной идеологический аспект. Война как рэкет - это форма ведения войны, а если рассматривать другие формы ведения войны, то можно добавить только форму ведения войны в виде геноцида или же смешанные формы.

[Геноци;д (от греч. ;;;;; — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую[1] группу как таковую путём (выделю социальную группу или класс Л.Н.):
• убийства членов этой группы;
• причинения тяжкого вреда их здоровью;
• мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
• изъятия детей из семьи;
• предумышленного создания жизненных условий (например, блокаду Л.Н.), рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы] (википедия).

   
Из этого я и буду исходить при оценке нынешней обстановки. Всякая война безнравственна и аморальна и для Человека мыслящего недостойное средство выяснение отношений. Мораль и нравственность это одна  тема. «O Tempore, o Morris!» (о времена, о нравы), восклицали древние. Нравственность – это правила поведения, нравы – поступки. Для  ведения войны стороны конфликта всячески стремятся придать делу «законный вид и толк», как волк из басни, а для поднятия духа своего воинства безмерно «демонизируют» противника, всячески принижая его достоинства и возможную правоту. Война – организованное действие, и имеет целью -  победить противника любой ценой. Поэтому обе стороны на войне не могут без лукавства.


 Некоторые «предводители» войн в отношениях с противником даже освобождают своих воинов от «химеры, именуемой совестью». А историю (войн) пишут победители – вот и гуляет на полях писаной истории множество мифов о правых и виноватых. История же   человечества доказала, что любые противоречия можно решать путем договоренностей, учитывая  интересы сторон и совершая приемлемые компромиссы. И  этому должна служить человеческая культура и нравственность, которые и призваны давать людям средства и методы договориться. Права культуры, поэтому первичны,  а её элементом являются права человека. Но права каждого человека ограничиваются правами другого человека, а неверно понятые права отдельного человека способны  стать разрушительным фактором. Всякая война когда-нибудь заканчивается и не всегда победители в войне выигрывают в историческом ракурсе, ибо их потери (и, чаще, нравственные) бывают невосполнимыми.


Все колониальные войны, которые вели мировые империи (и сейчас ведут США), на мой взгляд, несомненно, следует считать формой рэкета, как сознался американский генерал, и следствием алчности колонизаторов.  Хотя часто они приобретают форму геноцида. Немалый «вклад» в эти американские войны внес один из министров обороны США, Макнамара, призывавший и планировавший даже применить атомное оружие во Вьетнаме, отстаивая «интересы своей страны». Правда, как  писал Оливер Стоун[1], когда по поручению Макнамары,  американскими же секретными службами был проведен анализ всего содеянного там  американцами, то он признался одному из своих друзей после прочтения этого анализа: - «да за такое нас надо убивать»…. 

Безнаказанность сильных (победителей) – вот результат такого поведения. А «продажная профессура, всегда найдет оправдания действиям господствующего класса» (К. Маркс). Это не в том смысле, что вся профессура продажна, а о том, что в любом сословии есть люди, «мнение» которых можно купить, а дьявол лукавства они уж используют. Но – это «игры разума». Слаб человек и всякий склонен себя оправдывать. И как-то не принято судить победителей (сильных), так сложилось исторически.  «У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов). Юпитеру можно все?!… Хотя, вроде, и наметилась тенденция создавать разные международные «трибуналы» для рассмотрения кровавых конфликтов.  Но…. «А судьи кто?!» Ничем, практически не закончилась работа трибунала «по Югославии». «Виновники» были назначены победителями заранее…. 
 
Войны же внутренние, в форме геноцида, происходят, как правило, из-за «разрухи» в головах людей, которая зарождается или легко внедряется при несправедливом устройстве жизни (в том числе сильном имущественном расслоения людей), попрания справедливости, или подстрекательства.

В процессе своего развития, накопив опыт, человек стал победителем не только потому, что стал разумным, но и нравственным - Homo Morales, выработав нравственные нормы поведения. Человек рождается, однако, не нравственным и не знающим, а формируется воспитанием и обучением с использованием потенциала человеческого разума.   


Одной  из важнейших причин войн является отступления от нравственных норм, важнейшим из которых, считаю, являются:
; «не убивай»;
; «не кради»;
; не завидуй («Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».);
; «не судите, да не судимы будете».

В духе этих христианских заповедей был и разработанный и принятый в СССР при Н.С. Хрущеве «Моральный кодекс строителя коммунизма». Хотя в 1986 году из программы КПСС этот кодекс исключили. Это нравственные законы здорового общества. А в обществе, я не раз убеждался, что не хватает «закона о соблюдении законов», что кажется иногда иррациональным.

Есть  еще одна заповедь, которая почему-то присутствует как бы косвенно в этих нравственных ограничениях: -
; «Не лукавьте!!!»
Эта заповедь и должна, считаю, играть роль всеобщего «закона о соблюдении (нравственных) законов» и не позволять разыгрываться разуму.
 
 Лукавство все  религии приписывают Дьяволу, - Дьявол лукав, говорят. Лукавство, я полагаю, – это игры разума,   не отягощенного нравственностью. Лукавство – это полуправда с добавлением лжи, которая искажает всю правду. Лукавство – это когда недосказанность правды перемешана с ложью (Википедия). Лукавство размывает  нравственное начало в людях, притупляет самокритику, оправдывает свою лень и зависть к успешным людям, добивающихся своих благ усилиями. Ведь многие завидуют, вместо того, чтобы поискать пути к своему успеху. Правильно говорят:  «кто хочет работать – ищет пути, кто не хочет – ищет оправдания».

«Бессмысленные и беспощадные бунты (Пушкин)», то есть гражданские бунты тоже разновидность войн в форме геноцида, происходящих в народе, доведенном несправедливостями до отчаяния, и могут быть переведены в длительные гражданские войны силами лукавства, за которыми непросто разглядеть религиозный или национальный экстремизм, но всегда тоже маячат деньги.

Широкомасштабные бунты превращаются иногда в революции.  Сто лет назад нашу «революцию подготовили классовые проблемы и государственное устройство. Свою роль сыграла и мифология французской революции. В 1917-м в России ориентировались на французскую революцию. Император отрекся, зачем нужно было его арестовывать? Так поступили французы, они арестовали короля, судили и казнили. В головах сидела память о Робеспьере. Французская революция завершилась гильотиной (а у нас в 1917 году в 80% избранных делегатов Учредительного собрания были  представителями  левых сил:  - эсеров, эсдеков, кадетов, большевиков…. Народ желал перемен и справедливости  для большинства. Л.Н.), все знают, чем она закончилась у нас. Во Временное правительство входили опытные политики. Его все время оплевывали, но в это правительство входили далеко не бездарные люди. Керенский был яркой личностью, он многое мог сделать. Рядом с ним были люди незаурядные…. Урок истории: интеллигенция пришла к власти, но не смогла ее удержать (академик М. Пиотровский)» .

Не менее важен и  другой урок: власти, не способные защитить даже себя, не многого стоят. Тут с Лениным не поспоришь. Октябрьский переворот был закономерным результатом того революционного процесса. У власти оказались более активные и организованные силы, предложившие широким  массам близкие им лозунги и программу.

Французская революция тоже выдвинула, может быть, самый привлекательный лозунг: -«Свобода. Равенство. Братство». И, хотя сейчас французы считают, что их революция была ужасной, привлекательность этих лозунгов не померкла, а подверглась переосмыслению. И долго потом по Европе бродил «призрак коммунизма»,  из которого вылупился его давний, полузабытый предок – коммуникативизм. Время  показало его правоту, что свобода имеет свои границы, и «при безграничной свободе первой приходит свобода бесстыдства» (А. Солженицын). А лучшим инструментом свободы являются деньги. Равенство же людей возможно лишь в правах, да перед Богом. И, хотя права человека и одинаковы по закону, но по жизни лучше иметь иерархическое равенство. И, что позволено Юпитеру, не дозволено быку (посл). Привлекательная же идея всеобщего братства таит в себе элемент неравенства, хотя и указывает путь его устранения через братскую же любовь, что жизненно важно.

Создание ЕС произошло на основе коммуникативного договора объединения европейских государств. Но пропагандируемая сейчас в Европе идея толерантности (терпимости) не тождественна идее братства народов. Братство зиждется на братской любви, а любовь предполагает взаимность и уважение. Думаю, в Европе это со временем  осознают и найдут путь к мирному плодотворному дальнейшему развитию с учетом интересов всех народов, но, в первую очередь своих народов, чтобы стать примером для других.

 Гражданские войны – это «внутренние» войны, результат внутренней неустроенности и несправедливостей. Чаще всего они случаются после революций, когда новые власти еще не приобрели устойчивого авторитета. Это войны  в форме геноцида (в рамках принятых определений), в которых не отыскать ни правых, ни виноватых, а ведутся они между «своими» с отчаянием и упорством, часто доходящим до остервенения. Хотя непосредственная вина за это лежит на властях, разных «подстрекателях» и правящей «элите», но немалая доля вины ложится и на интеллигенцию, которая затевает бесплодные дискуссии, лукавя и пытаясь обелить любую из сторон конфликта, а не ищет пути к их разрешению.  Как сказал поэт –«если к счастью пути отыскать народ не сумеет – честь безумцу, который навеет (хоть ненадолго) человечеству сон золотой. А ведь нравственная задача интеллигенции - не дать разгореться такой войне, не «браться за оружие». А указать пути улучшения жизни для всех в стране, которую можно создать совместным трудом и справедливым распределением результатов труда созидательного. И пример можно брать с той же Европы, а не надеяться, что придет кто-то и все для вас построит – это унизительно. Нигде  и никому чужой народ не нужен! Не надо допустить разрушения того, что создано предыдущими поколениями, не разрушать промышленность своей страны!

Я согласен с теми, кто считает, что война, идущая сейчас на Украине, это гражданская война украинцев. Как это ни прискорбно признавать. И замечу, что если без лукавства, то началась она  в феврале  2014 года, когда на «майдане» людей, мирно протестующих против коррупции и казнокрадства (в основном, молодежи),  сменили группы организованных боевиков с «мирными» бутылками с зажигательными смесями. Законы своего государства были попраны, когда в свою власть, которую всегда олицетворяют правоохранительные органы, полетели горящие бутылки. Нельзя допускать никакого насилия против милиции (полиции). Это категорически недопустимо, а такие бутылки это оружие, не надо лукавить, и не от имени народа. Это разрушение своего государства и тем самым лишение защиты себя международным правом! Потому, что в начавшейся драке неизвестно кого и с кем, у каждой из сторон драки найдутся сторонники и помощники. Да и боевики на майдане неизвестно достоверно кем оплачивались, хотя многие из участников в силу  воцарившегося лукавства, могут считать себя героями, но по человеческим законам, всякий с оружием выступивший против власти – бандит и террорист (я не признаю понятия «вооруженная оппозиция» – это лукавство).


И первые террористы на Украине, таким образом, выступили в Киеве в феврале 2014 года. Но они (закулисье!) сумели использовать институты власти в своих корыстных целях и первыми объявили террористами другую часть протестующего народа  в других частях Украины, где институтов центральной власти не было, и это не только в Донецке, Луганске и Харькове, где как-то организовались,  но и по всей Украине. А киевские «самозванцы» (до выборов), сумели подчинить себе войска страны и направить их на других протестующих не из их «команды», что было несоразмерным применением силы (войск) внутри страны, и есть, если честно разобраться, преступлением против человечности.
 Потому-то и другую сторону конфликта, не без участия России, это тоже надо признать, для выравнивания шансов, тоже снабдили оружием. Это стало началом гражданской войны в Украине. И вместо того, чтобы начать её тушить, что и обещал новый избираемый президент, её все три года тщательно разжигают (и в основном, руками же украинцев), а при каждом обострении назначают «виновных» чаще из непричастных. Без всяких доказательств. А страна, не скрепляемая общими трудовыми делами, все больше устремляется к распаду, народ нищает. Прав, однако, Путин, сказавший, что «мы сами в этом виноваты» - не сумели найти мирное решение, или не дали его найти! И надо выходить из тупика  теперь в соответствии с принятыми договоренностями,  и не икать лукавых оправданий, что «нам-де условия примирения не подходят».

О том, что это внутренняя гражданская война в Украине, свидетельствует и меняющаяся риторика «защитников» правоты киевской власти. Все эти годы они твердили всему миру, что на них напала Россия, (в анекдотах Гитлер с Геббельсом «на том свете»  хохочут на этот счет от удовольствия). Сейчас, когда стало очевидным для всех незаинтересованных, что российской армии в Украине нет, эти «защитники, не моргнув глазом, говорят уже, что война ими ведется с «незаконными военными формированиями», правда добавляют, обучены они российскими специалистами. Обижаются, что против них воюют грамотно! А обученность войск уменьшает потери и добавляет уважения к противнику.

Любая блокада части своей страны, осуществляемая под «благовидными» лозунгами является геноцидом, и не может быть оправдана, это скажет вам любой ленинградец.  Это касается и блокады Крыма, отключение его от всесоюзной комсомольской стройки времен нашей юности, Северо-крымского канала. Ведь ума хватит и разобрать или разломать его! Да он, поди, и сам разрушается без присмотра хозяйского. Правительство, делающее это – преступное правительство и здесь невозможны сделки с совестью! Как минимум его надо срочно заменить.

Нормальным же выходом из гражданских войн является их прекращение путем замирения сторон, проведения амнистий для всех воюющих, не запятнанных в «зверствах». И никаких честолюбивых торгов. А также нужна эмоциональная точка во всякой войне.  Такую точку в Отечественной войне, например,  поставили, проведя Парад Победы 22 июля 1945 года - «наше дело правое, мы победили!» И начать созидательное восстановление своей страны.

Правильно, пожалуй, поступают итальянцы, которые за все послевоенное время почти ежегодно меняют свое правительство. Источником власти является народ, он и хозяин в своей стране. Правительство – лишь команда управленцев, нанятая народом для решения повседневных вопросов. Нет улучшения жизни народа или недостаточное – уступите место новой команде. И  без смертоубийства и без обид. Просто, к примеру, пусть получат пенсию на общих основаниях. Может кто-то из этого правительства еще пригодится, если не запятнал себя,  желает и может  послужить народу.

Научно доказано, что улучшение любой технической  системы, при сохранении целей её функционирования, надо проводить с того её состояния, которого она достигла. При этом, надо  не разрушать её «до основания, а затем…», а улучшать её элементы или добавлять новые.  К примеру, если в доме стала протекать крыша, то крышу и надо улучшать, или заменить новой, а не поджигать или разрушать крепкий дом!!! Наилучшую же систему для заявленных целей её функционирования невозможно создать, если улучшать ее только по одному критерию (условию) улучшения. Это понятно на простых примерах о выполнении желаний то ли Золотой рыбкой, то ли Феей. Хочу иметь жену на 30 лет моложе, попросил мужик у Феи, и стал на 30 лет старше. Фея была женщиной. Хочу, чтобы был до земли – и укорачивались ноги…. Обязательно должны быть к  критерию улучшения системы еще и ограничения. Для улучшения жизни служат ограничения нравственные.

Особенно это наглядно видно при оптимизации систем, элементом которых является человек, по критериям максимума прибыли или  другим экономическим критериям. Они здесь второстепенны, или вовсе неуместны. По этому критерию, окажется, что всех  пенсионеров надо просто истреблять, как не приносящих прибыли, или просто оставить на самих себя, а маму надо выгнать из дома, когда детям уже не нужна сиська, а папе тоже уже без надобности. И увечных ветеранов войн можно потихоньку забывать, обходя вниманием. Нельзя считать лучшими системы здравоохранения или образования, если экономически они лишь менее затратные. В таких системах лучшими следует считать те системы, где человеку лучше, где улучшается качество жизни, улучшаются перспективы его жизни. Правильный, считаю, путь избрал американский президент Вильсон после Первой мировой войны, когда в стране намеревался законодательно запретить получения компаниями прибыли, за счет военных поставок (оружия) воюющими странами. Работу продолжил Рузвельт, был даже разработан закон об изъятии 100% таких прибылей в доход государства. Но, не удалось его принять!
 
Основным внешним признаком нравственного благополучия страны, по моим наблюдениям, является начало масштабного строительства: - жилья (в первую очередь)  и производств. Благополучная страна (та же Европа) отличается ухоженностью. Начало же самостоятельного существования почти все республик бывшего СССР, как нетрудно вспомнить,  сопровождалось громадным падением всякого производства и разрушением (своими руками) заводов, пароходов, общественных сельхозпредприятий, ферм, коровников, птицефабрик, да и оставленного без присмотра жилья в селах и садоводствах. Ибо в головах людей наступила разруха. И вновь «Села неначе погоріли, неначе люде подуріли» (Т. Шевченко)….

Сейчас в России я наблюдаю, пожалуй,  начало процессов, обратных, процессам 90-х годов. Люди стали строить свои  дома в селах, слабенько сдвигается строительство жилья, по крайней мере, у нас в Ленинградской области и Питере. С удовольствием и надеждой наблюдаю рост частного жилья в городах, бум строительства в садоводствах (пока вблизи городов и без генеральных планов на перспективу), создание высокотехнологичные сельхозпредприятия, хотя много земли пустует, а это неправильно!  По моим наблюдениям, этот процесс в соседней Польше достаточно продвинулся уже в 80-е годы, что упустил Горбачев.

 Строить надо, создавать новое, дать людям цель и работу, и о войне думать не придется. Все блага  человеку завещано добывать в трудах своих. А труд это всякая полезная деятельность человека, как признается всеми социальными учениями.

 «Все философы прошлого лишь объясняли мир, а надо перестраивать его, созидать». (К. Маркс). И созидать надо без войн (и революций), чтобы «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем» (В. Маяковский). А революции пусть происходят в науке и технике. Не получается. Пока….

И «не надо заигрывать с боженькой» (Ленин). Церковь отделена от государства, надеюсь, навсегда. Церковь, пожалуй, исчерпала себя, создав однако, нравственные нормы, основанные на опыте человечества и в этом её немалая заслуга, но ведь это по ее вине (в первую очередь, христианства католического) произошел более чем тысячелетний перерыв в развитии наук, в чем я согласен с Лео Таксилем [2].  Мы  имеем научное наследие древних греков и римлян, но наблюдаем упадок науки после них в Европе вплоть до позднего средневековья. А церковные католические иерархи обогатили историю примерами бесстыдной борьбы за обогащение (и себя и церкви).


  Каждый  человек, совершающий убийство, должен знать, что наказание за это неминуемо. А верующий должен понимать, что ему не миновать ада и этому его должна учить церковь. Войны  это тоже убийства, а жизнь любого человека  бесценна и неприкосновенна. И войны должны уйти из арсенала человека, иначе это грозит всемирной катастрофой. Ведь накопленного ядерного оружия даже только того, что есть у стран, которые обладают им незаконно (Израиль, Индия, Пакистан, Корея), при его использовании, достаточно, чтобы на земле наступила «ядерная зима»….

1. Оливер Стоун, Питера Кузник. «Нерассказанная история США» 2. Лео Таксиль. Священный вертеп. http://www.fhotm.kpi.ua/guest/taksil-3.pdf


Рецензии