Профессор Грановский

                Грановский преподавал свою науку о прошедшем,
                а слушатели выносили из его лекций веру в своё
                будущее"
                В.О. Ключевский               

                «Побережём себя на великое служение»
                Т.Н. Грановский               

       В архивах В.О. Ключевского сохранились наброски к статье о Тимофее Николаевиче Грановском, написанной после смерти великого русского философа. Ключевский писал: «Что, какая идея, какое воспоминание привело нас к этой могиле, закрывшейся полвека назад?  Та же идея, какая влекла наших отцов и ваших дедов в аудиторию Грановского».  «50-й день памяти Грановского невольно вызывает рой светлых воспоминаний о том времени, когда сквозь молчаливую мглу русской ежедневной жизни…<…>  вы, господа, можете ещё увидеть стариков, которые, попав в Москву из уездного захолустья, набожно крестятся, проезжая мимо полукруглого здания на углу Моховой и Никитской. Были годы, когда в Московском университете, вещая правду и свободу, он один стоял прямо и твёрдо, как стоит этот обелиск над его могилой. Имя Грановского стало символом, лозунгом общественного возрождения, совершаемого превращением слов науки в дело жизни».
   После смерти Грановского, о нём писали идиллические воспоминания, как о счастливом профессоре, покоившемся на лаврах студенческого обожания. Но это было не так.   
   Т.Н. Грановский родился 9 марта  1813г. в семье чиновника в губернском городе Орле, в дворянской семье среднего достатка.  Мать  происходила из богатой малоросской семьи и, занимаясь его воспитанием, она имела благотворное влияние на своего первенца. Его обучали французскому и английскому языкам. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, его отдали учиться в московский пансион, где он более проявлял интерес  к словесности, чем к истории. Там, будучи ещё подростком, он уже пробовал писать стихи, участвовал в литературных вечерах, делал свои первые литературные переводы.    
  В 1831г. молодой Грановский поступил на службу в Департамент иностранных дел в Санкт-Петербурге, а через год был зачислен студентом юридического факультета Университета. Там состоялось его счастливое знакомство с Н.В. Станкевичем – литератором и философом, общение и дружба  с которым  сыграли важную роль в его жизни.
  Год молодой историк и философ провёл в Германии. Он увлёкся Гегелем, его привлекали идеи разумной целесообразности и развития общества, возможность ретроспективно оценивать прошлые пути цивилизаций. Его гражданские позиции основывались на постулатах разума и просвещения, свободы мыслей и творчества.
   Оказалось, что свободно и плодотворно обсуждать настоящее и будущее родины легче заграницей, познавая новые для россиянина европейские идеи.
  Вернувшись на родину, Грановский до конца дней своих работал в Московском университете. Вторая поездка его в Берлин была стажировкой. В 1939г., вернувшись, он начал читать лекции по истории западноевропейского Средневековья, а несколько позже – по древней истории и истории Нового времени.
  Лекции Грановского о Древнем Мире и средневековье к удивлению многих вызывали прилив чувства патриотизма. История в его преподавании  становилась путеводителем жизни. Научные знания студенты начинали воспринимать как общественную силу. Имя Грановского связывалось с возрождением интеллектуального русского общества. Профессор говорил о свободе, вещая правду. Под его руководством студенты видели действительность прошлого со всеми его тяжёлыми, мрачными сторонами. В 1845г.,
на одной из своих лекций он сказал, что и сам   принадлежит к молодому поколению (ему было тогда 32 года), и в руках этого поколения   будущее отечества. Ключевский писал, что он смотрел на свою аудиторию как школу гражданского воспитания.
  Естественно, что он был  представителем «образованного меньшинства», целью его было «распространение гуманизма». Открыто и высокохудожественно он воспитывал в своих студентах чувство ответственности.
    Но это вызывало тревогу в российском обществе. Вне университета вокруг себя он чувствовал  настороженность.  «Надобно носить в себе много веры и любви, чтобы сохранить какую-либо надежду на будущность самого сильного и крепкого из славянских племён; наши матросы и солдаты славно умирали в Крыму; но жить здесь никто не умеет», - говорил он. Весть о падении Севастополя вызвала у него слёзы. «Будь я здоров, - писал он, я ушёл бы в милицию, без желания победы России, но с желанием умереть за неё; душа наболела за это время, здесь все порядочные люди поникли головами».
  С.В. Соловьёв, веривший, что восстающий от времени до времени русский богатырь вынесет Россию на своих плечах, Чичерин, в 1860-х годах  предпочитавший «честное самодержавие несостоятельному правительству», а 30 лет спустя принуждённый печатать - за границей свои последние и заветные мысли, и много, много других,  менее видных   людей «меры и порядка", надеявшихся на улучшение действительности, были обмануты в своих надеждах»
  Историю, Грановский  считал процессом развития человеческого духа, а выдающихся людей – орудиями проявления этого духа; цель историка определял как объяснение фактов, которое не может быть тождественно  их оправданию.
  Не удивительно, что Грановский был взят под надзор полиции и митрополита московского Филарета.

  Первый русский медиевист,* философ, профессор Грановский скончался 4 октября 1855г. в возрасте 42-х лет.
   Дом Грановского сохранился в Орле, сейчас он является частью Орловского объединённого литературного музея.



*Медиевистика (фр. m;di;val — средневековый) — раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.


Рецензии
Почему то в России, как только человек начинает действовать и жить с сознанием основанным "на постулатах разума и просвещения, свободы мыслей и творчества.", то сразу попадает в разряд людей подрывающих основы государства России. И этот вопрос стоит и в наше время. Ведь быть под надзором митрополита московского Филарета, это надо еще и заслужить. Разве Филарет был менее образованным человеком, чем Грановский? Филарет активно участвовал в Синодальном переводе Библии и был автором перевода Евангелия от Иоанна. Читая о Филарете, видишь столько работы, заслуг и разве они не требуют к себе уважения? Этот искус западного мировосприятия многие прошли в России, но не все в нем остались. Ведь Пушкин, Достоевский были другие и многое сделали для воссоединения цельности русского сознания. Нам не хватает этой цельности и в наше время. У Александра Панченко есть цикл телевизионных фильмов по истории России, где он подмечает временное начало раскола сознания людей, живущих в России, чего до того не наблюдалось. Отсюда и явление самозванства. Ведь избавившись от самодержавия, кто занял место - сплошь самозванцы. Каким бы не было самодержавие в России это лучше, чем подмена того. Сейчас пришло время, когда необходимо пересматривать отношение к тому времени. Ведь мы в советское время молились на декабристов, а эти люди вывели войска под предлогом защиты настоящего государя Константина, который не был им и отказался в пользу Николая. Разве солдаты понимали в политике и разделяли мировоззрение декабристов? Их просто использовали в своих целях, подставили. Погибли люди и кровь этих солдат - вина декабристов.
И Чаадаев был не цельным человеком, даже Пушкин зная его, видимо не ожидал от него этих философических писем. Чему подтверждение ответ ему, который он не отправил, по причине понимания, что будет с Чаадаевым после их публикации и он не хотел участвовать в поношении философа. Но ведь сознание у Пушкина было другое. И если Пушкин мог разделить Чаадаева в себе, то тот был далек от него.


Андрей Б   17.04.2017 04:05     Заявить о нарушении
Митрополит и философ, бесспорно были высоко образованными людьми; но путь к совершенствованию у них был разным.
Спасибо за Ваши размышления.

Дмитрий Ромашевский   18.04.2017 09:18   Заявить о нарушении
Все же это не размышления, а видение. Не скажу, что это только мой ум. Как писала Ахматова - стихи, это где то что то подслушать, где то что то увидеть и принять за свое. Встретить свое. Вы наверное правильно применили слово -"совершенствование". Наверное здесь и лежит краеугольный камень двух миров. Митрополит Филарет, ни когда не занимался совершенствованием. Это другая вера и мировосприятие. Ему ли было не известно о первом человеке попавшим в рай - разбойнике, распятым рядом с Христом и одним из единственных, кто поддержал и проявил человечность, которую от него никто не требовал. Наш мир Христианский и ни какое совершенствование, реинкарнация, развитие личности, самореализация здесь не приживутся. Это все чужое, это все химеры в русском сознании. Стоит только открыть Мандельштама, чтобы увидеть то, о чем я здесь говорю. Для него это все были ужасы, от которых он все жизнь отстранялся и был чужд этим призракам.
Наш мир намного сложнее и глубже. И мы сейчас стоим на гране, даже не катастрофы, которая уже произошла, а на краю исчезновения. Если мы не найдем свою точку опоры, свою внутреннюю обитель, мы растворимся в этом мире в погоне за тем, к чему мы не пригодны, теряя замысел Божий о себе. "Соль должна быть соленой, иначе зачем она нужна? ее просто выкидывают, как не нужную вещь"

Андрей Б   18.04.2017 14:10   Заявить о нарушении
А где же, в какой области искать эту точку опоры? Где этот духовный пастырь, который может объединить и повести народ? И захочет ли народ сегодня объединиться под руководством этого нового пастыря? И не произойдёт ли новая планетарная ошибка, взамен той, что происходит сегодня?

Дмитрий Ромашевский   19.04.2017 11:24   Заявить о нарушении
"А где же, в какой области искать эту точку опоры?" - у нас есть Библия, Евангелие, святые, поэты, философы,ученые, инженеры... мы сейчас стоим в таком времени, где взгляд новомученников, стоит перед глазами. Столько достойных жизней и жертв... для меня это странный вопрос. Мы должны быть причастны им, тому ради чего они отдавали свои жизни и труд. Разделить их труд и причаститься.

Андрей Б   20.04.2017 12:51   Заявить о нарушении