О романе А. Дюма, д Артаньяне и трех мушкетерах

«Три мушкетера». Кто из нас не читал в молодости этот знаменитый роман А.Дюма? Эта книга, несомненно, является шедевром, жемчужиной мировой литературной классики. Редко какая книга читается так легко, с таким удовольствием, так запойно. Восхищают нас и сами мушкетеры, главные герои романа, становясь для многих молодых людей любимчиками и кумирами. Помню, как мы, еще дети, играли в мушкетеров, выбирая для себя тот или иной персонаж. (Замечу, в скобках, что меня всегда восхищал Атос, бывший едва ли не самым любимым моим литературным героем). Но вот недавно, совсем недавно, я решил прослушать в аудио-варианте свой любимый в молодости роман. И что же я испытал, при этом прослушивании? Потрясение. Удивление и потрясение. Замечательные мушкетеры, такие отважные, такие романтичные предстали передо мной совсем в другом свете. Хулиганы, пьяницы, циники, развратники, лгуны, гордецы, азартные игроки, тупые служаки, а иногда трусы – именно такими я увидел их более «опытными» глазами.

Насколько же выгодно, в сравнении с мушкетерами, выглядят в романе гвардейцы кардинала, эти честные, славные малые, добросовестно несущие службу великому человеку, кардиналу Ришелье и государству. Сейчас мы хорошо знаем, что именно Ришелье был истинным патриотом Франции, великим государственным деятелем, благодаря которому Франция стала могущественной европейской державой. Для мушкетеров хозяином, идолом, которому они тупо и слепо служили, был Людовик 13 – ничтожная личность: пустая, глупая, безответственная, пошлая. Разве их можно за это уважать? К слову сказать, и господин де Тревиль, капитан мушкетеров, тоже не отличался ничем другим, кроме собачьей, бездумной преданности королю, напоминая этим слепую машину. Но обратимся к личным качествам героев и начнем с д'Артаньяна, который, напомним, мушкетером стал не сразу, но проводил со своими друзьями все свободное время и в нравственном отношении мало чем отличался от них.

Отметим в первую очередь, что д'Артаньян, в своих поступках, был человеком бесчувственным и жестоким, для которого чужая жизнь ничего не стоила. Вызвать на дуэль первого встречного, под надуманным предлогом, и убить его, гасконец не считал чем-то особенным и быстро забывал о своих жертвах. Д'Артаньян был развратником, еще каким развратником. Не успев потерять госпожу Бонасье, от тут же завязал роман с миледи и одновременно вступил в связь с ее служанкой, нисколько не заботясь о судьбе последней. Используя захваченное у графа де Варда письмо, под покровом ночной темноты, д'Артаньян забрался в постель к миледи, хотя она ждала совсем не его. Затем будущий мушкетёр, используя подложное письмо, очернив в нем своего соперника, уже под своим именем, нырнул в ту же постель, за новой порцией любовных утех. Разве это не подлость? Ведь д'Артаньян не только опорочил человека, в глазах любящей его женщины, он сделал их врагами друг другу. Мне скажут: но миледи была сволочью, шпионкой, личностью злобной и мстительной. Ну и что? Разве из этого следует, что можно так цинично относиться к женщине, хотя бы и порочной, удовлетворяя свою сексуальную страсть? Служанку, которую д'Артаньян, уверяя в своей любви, тоже использовал в качестве сексуального партнера, он вовлек в заговор против ее госпожи, а затем спихнул девушку на каких-то знакомых Арамиса, и она была вынуждена бежать из Парижа. Но, может быть, д'Артаньян способен вызвать наше уважение своей храбростью? Вовсе нет. Д'Артаньян панически боялся миледи, при одном только ее имени, у него начинали трястись руки, он бледнел, терял присутствие духа и волю к борьбе. Какая уж тут храбрость.

Столь же непривлекательно, как д'Артаньян, выглядит Портос. Непомерное тщеславие, сословная спесь, хвастовство, наглость, нравственная тупость – таковы основные качества Портоса. Более чем характерным является эпизод романа, когда Портос, по дороге в Лондон, получил на дуэли ранение и остался вместе со слугой в гостинице, чтобы залечить рану. Вместо того, чтобы упокоить хозяина гостиницы, согласовать с ним вопрос оплаты за временное проживание, Портос пользовался плодами воровства своего слуги, упивался и объедался ворованными вином и пищей. При этом, Портос категорически, под угрозой смерти, запрещал своему слуге и хозяину гостиницы говорить правду о своем ранении и лгал всем знакомым, в том числе друзьям, утверждая, что вывихнул ногу. А чего стоит отношение Портоса к жене прокурора, госпоже Кокнар? Испытывая физическое отвращение к этой женщине, он уверял ее в своей любви и вымогал у нее деньги на свои нужды, вынуждая ее воровать у собственного мужа. Это ли не корыстолюбие?

Но, может быть, способен вызвать наше уважение и любовь благородный Атос, утонченный, рафинированный аристократ, всегда такой уравновешенный и невозмутимый? Давайте вникнем в детали и припомним несколько эпизодов романа. В первую очередь вспомним отношение Атоса к своему слуге Гримо. И д'Артаньян, и его друзья презирали своих слуг, не раз кормили их объедками со своего стола, но все они, кроме Атоса, позволяли слугам хотя бы некоторые вольности. Атос же превратил Гримо в бессловесное орудие, лишенное собственной воли, а в случаях нарушения слугой предписанного ему правила молчания, избивал его. Атос был азартным игроком в кости и не брезговал играть на личные вещи своих друзей. Так он проиграл лошадь д'Артаньяна, а также его дорогой перстень, который, впрочем, сумел отыграть. Когда Атос обнаружил, что его молодая жена заклеймена за какое-то преступление, он не стал разбираться за какое, а тут же повесил ее на дереве. И впоследствии он никогда не раскаивался в своем поступке, а только сожалел, что вместе с женой не повесил и ее сообщника. Атос был запойным алкоголиком, что в общем можно ему простить, но за что трудно его уважать. А как безобразно вел себя Атос, когда он, отстав от д'Артаньяна, на пути в Лондон, заперся в погребе трактира со своим слугой и устроил там многодневную пьянку. Несомненно, трактирщик тоже был неправ, когда обвинил Атоса в предъявлении ему фальшивых денег, с чего собственно и начался инцидент. Но ведь его предупредили об этом другие люди, которым он доверял. Когда недоразумение разъяснилось, а произошло это быстро, никто не держал Атоса в погребе и он мог сразу же вернуться домой. Но возможность гульнуть "на халяву" показалась Атосу очень соблазнительной. И началась многодневная пьянка и обжорство, на горе несчастному трактирщику, давно уже осознавшему свою ошибку и извинившемуся за нее мушкетеру.

Несколько меньше претензий мы можем предъявить Арамису, который находится в романе несколько в тени. Но по самым разным эпизодам, мы видим, что и Арамису были свойственны пороки его друзей: бесчувственность, гордыня, корыстолюбие, цинизм. Арамис находился на содержании своей любовницы, и когда она переставала писать ему письма и высылать деньги, он  впадал в депрессию и у него появлялось желание оставить разгульную жизнь и стать священником.  Но стоило любовнице написать ему письмо и прислать деньжат на текущие расходы, как Арамис, тут же оставлял своё намерение. Само собой, Арамис никому не говорил правду о том, откуда у него появились деньги, утверждая, что они получены за литературные труды. Но в этом вопросе мы должны его оправдать - мушкетёр не хотел компрометировать знатную даму. Резюмируя, скажем, что с точки зрения современного человека, тем более пожившего и умудренного опытом, мушкетеры – совершенно аморальные личности, которых трудно уважать и которым, конечно же, не стоит подражать.


Рецензии
"Для мушкетеров хозяином, идолом, которому они тупо и слепо служили, был Людовик 13 – ничтожная личность: пустая, глупая, безответственная, пошлая."

По прочтении биографии Ришелье, написанной П.П. Черкасовым, я понял, что Людовик вовсе не был таким простаком и ничтожеством, каким он предстает в романе. Именно король настоял на продолжении осады Ла-Рошели, когда кардинал был уже готов всё бросить и отступить. Реальные конные королевские мушкетеры и гвардейцы кардиналы, конечно, не были такими, какими они изображены у Дюма. Между ними, естественно, случались стычки, поскольку они служили разным хозяевам. У реального Армана-Жана дю Плесси были основания недолюбливать забияк-мушкетеров, один из которых убил на дуэли его старшего брата, что вынудило будущего кардинала резко поменять направление своей карьеры (от военной службы к службе Господу).
Относительно того, что прослушивание аудиоварианта заставило автора статьи резко изменить свое мнение о персонажах романа. В детстве литературные произведения воспринимаются совсем иначе (я бы сказал восторженно, но не критично), чем в зрелом возрасте. Помню, как я был восхищен флоберовской вещью "Саламбо", или "Туманностью Андромеды" И.А. Ефремова. А теперь оба романа кажутся мне плоскими и даже наивными.

"де Тревиль, капитан мушкетеров, тоже не отличался ничем другим, кроме собачьей, бездумной преданности королю, напоминая этим слепую машину."
Реальный де Тревиль, как это показано у П.П. Черкасова, был заметной фигурой в том мире интриг, который сложился в при дворе Людовика 13-го, и интриговал он против кардинала. В итоге Ришелье удалось отправить его (и Дэзэссара) в почетную отставку с пенсией и льготами. Место де Тревиля занял другой гасконец - де Фабер, человек простоватый и не склонный интриговать.

"Вызвать на дуэль первого встречного, под надуманным предлогом, и убить его, гасконец не считал чем-то особенным и быстро забывал о своих жертвах."
Нельзя судить людей прошедших эпох с позиций современной морали. В то время поводом к дуэли мог служить косой (с точки зрения оскорбленного) взгляд проходящего мимо дворянина. Лично я вполне могу простить д Артаньяну и его любвеобильность: мальчишка-провинциал, который недурен собой и не избаловен обществом хорошеньких столичных дамочек, попадает в сети профессиональной обольстительницы из высших слоев света, - с кем не бывает. Неудивительно, что, с другой стороны, обаянию д Артаньяна поддаются смазливая служанка, ревнующая мужчин к миледи, которую она ненавидит, но которой вынуждена служить, и замужняя простолюдинка (буржуазка) г-жа Бонасье. Тогда уж именно она ведет себя безнравственно, позволяя себе супружескую измену и предпочитая глупца-мужа блестящему королевскому гвардейцу, шевалье, пусть даже из захолустной Гаскони.

"Д'Артаньян панически боялся миледи, при одном только ее имени, у него начинали трястись руки, он бледнел, терял присутствие духа и волю к борьбе."
Может быть, у него и тряслись руки, только не от страха перед миледи, а от осознания, насколько она опасна и хитра. Трудно поверить, что трясущийся от страха молокосос гасконец способен был перехитрить это чудовище в юбке. Недаром обведенная вокруг пальца миледи возненавидела д Артаньяна, почувствовав себя обманутой в стиле Донжуана и оскорбленной в лучших чувствах.

Портос - фигура в роде шекспировского Фальстафа. Не понимаю, какие у автора статьи претензии к этому персонажу.

Атос - не алкоголик, хотя и непрочь принять лишнего, что вполне объяснимо - жизнь не удалась, любимая жена оказалась шлюхой. В романе "20 лет спустя" его друзья опасались, что он спился и не способен им помочь. Ан нет, Атос взял себя в руки и бросил пить. Бить слуг, конечно, дурно. Не знаю, почему Дюма приводит эту деталь. Возможно, писатель хотел показать, что Атос - натура сломленная, и садистская жестокость - следствие трагедии, пережитой им ранее. Но ведь это мы, а не автор, возносим Атоса на пьедестал благородства и чести.
И мы, и автор видим в Арамисе человека с двойной моралью, злопамятного и коварного.
Да, у каждого из знаменитой четверки есть качества, которые их не красят. А у кого их нет? Так что же, нам остается заклеймить четверку этих отъявленных негодяев, развратников, циников и убийц и исключить "Трех мушкетеров" (со всеми "Годами спустя") из мировой литературной классики под тем предлогам, что они не достойны подражания? Смешно.
Пусть наши внуки играют в трех мушкетеров, как в детстве играли мы, - ничего плохого я в этом для их нравственности не вижу. Кстати, мне в детстве нравился не столько сам роман, сколько инсценировка в московском ТЮЗе и французская экранизация "Трех мушкетеров" Бернара Бордери.


Алексей Аксельрод   29.06.2023 14:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за Ваш комментарий и интересные данные.
Но Вы отнеслись к моей работе слишком серьезно. Между тем, эта работа шуточная и когда я сочинял ее, то хохотал от души. Об этом я говорил и в своих ответах на предыдущие комментарии, развернуто, в ответ на комментарий Е.Циона. Конечно, я как и раньше люблю этих героев.

Евгений Терещенко   29.06.2023 17:59   Заявить о нарушении
Кстати, в своем фанфик-романе "Крошка из Менга", я даю объяснение многим поступкам Атоса, да и других персонажей знаменитого романа Дюма. Может, автор и рецензент найдут резон в таких объяснениях?

Михаил Колобов 53   13.01.2024 20:05   Заявить о нарушении
Начал читать Ваш роман, Михаил. Отличный язык! Времени, увы, не так много, поэтому буду двигаться неспеша.

Евгений Терещенко   14.01.2024 18:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений. Мне очень важны заинтересованные читатели, которые в теме.

Михаил Колобов 53   14.01.2024 20:41   Заявить о нарушении
Евгений, вы третий раз читаете первую главу, и, кажется, не знаете, где обнаружить главы остальные. В самом низу моей страницы в виде сборника, выложены все главы моего фанфик-романа для любителей Дюма.

Михаил Колобов 53   16.01.2024 10:39   Заявить о нарушении
Не в этом дело, Михаил. Просто я читаю урывками, когда есть время. Первую главу добью сегодня.

Евгений Терещенко   16.01.2024 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.