Мойдодыр премьера оперы для самых маленьких
Удивительное зрелище можно было наблюдать в зале Прокофьева Мариинского театра: маленькие принаряженные зрители, в основном трех, четырех и пяти лет, с мамами, папами, бабушками или дедушками рассаживаются по местам в ожидании спектакля. 1 апреля 2017 года их ждала премьера одноактной детской оперы «Мойдодыр» в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Знакомая поучительная сказка Корнея Чуковского была превращена более полувека назад в оперу для самых маленьких композитором Юрием Левитиным, учеником Дмитрия Шостаковича. Эта опера про грязнулю и умывальник Мойдодыр была знакома не только родителям сегодняшних зрителей, но родителям их родителей, ведь она звучала в любимом детворой мультфильме «Мойдодыр», снятом в 1954 году.
Веселая выразительная музыка, характеризующая героев истории о том, как мальчика (Рустам Сагдиев) научили «умываться по утрам и вечерам»: грозный умывальник (Денис Беганский) «из маминой из спальной», который топает ногою, обещает задать головомойку «неумытому» и окунуть головою в речку Мойку, если тот не вымоется сам. Под жужжащий вихрь звуков чумазый подросток убегает и от умывальника, командира мочалок, и от самих мочалок (Анастасия Гиль, Майя Тарасова, Дарья Лысенко). Под величественную мелодию появляется Крокодил (Лев Эльгардт) со своими детишками – Тотошей (Анна Орличук) и Кокошей (Майя Тарасова) – и сочным впечатляющим басом велит грязнуле уходить домой и умыться, а то обещает налететь и растоптать. Все завершается веселым хором во славу чистоты, душистого мыла и пушистого полотенца, зубного порошка и густого гребешка. Под эту музыку хочется кружиться в танце и двигаться в такт мелодии.
Постановка оперы (Александр Маскалин) очень динамичная, хотя в ней используется минимальное количество реквизита и декораций: три больших деревянных ушата на колесиках, которые все время движутся, на них крутятся и катаются все семеро участников массовки. А еще есть небольшой заборчик, символизирующий ограду Таврического сада, через которую перепрыгивает немытый мальчик, где и встречает Крокодила. Общее действие на сцене захватывает не только детей. Маленькие же зрители часто реагируют очень непосредственно: что-то восклицают, ахают, ойкают, словом, не остаются равнодушными. Исполнители поют под аккомпанемент рояля, получается задорно и весело. Опера короткая, длится минут 20-25. И постановщик мудро рассудил, что маленьких зрителей надо подготовить для восприятия главного музыкального действия, поэтому первые минут двадцать артисты разыгрывают в лицах фрагменты других сказок Корнея Чуковского, которые дети знают, их им читают дома и в детском саду: «Муха-цокотуха», «Телефон», «Федорино горе», «Тараканище», Чудо-дерево», «Бармалей». Малыши увлекаются происходящим на сцене и легко переходят к восприятию детской оперы. В ней знакомые персонажи уже не только говорят, но и поют! Что может быть интереснее? И когда опера заканчивается, спектакль еще не завершается, потому что со сцены говорят детям: «А теперь вы можете пойти фотографироваться со сказочными героями». И сцена заполняется малышами и взрослыми, щелкают фотоаппараты и кликают телефоны, сохраняя на память частицу полученной в театре радости. Некоторые дети не решаются подойти к участникам спектакля, но с интересом наблюдают, как это делают другие.
Взрослые тоже довольны и спектаклем, и всем представлением в целом. Собираются прийти снова, подумывают купить абонемент для детей на следующий год. И малыши охотно делятся впечатлениями, что им понравился спектакль, что было интересно.
Глядя на этот детский энтузиазм и удовлетворенность родителей, думаешь, что очень верную политику в работе со своей публикой ведет Мариинский театр. Ведь вкладываться в детей – это работать на будущее, растить новых зрителей для серьезных спектаклей взрослого репертуара. Если внимательно посмотреть в зал на любом спектакле в Мариинке, то всегда там увидишь много молодежи. А это гарантия преемственности среди любителей театра. Не зря в недавно обнародованном рейтинге Мариинский театр вошел в тройку лидеров среди российских театров по заполняемости залов – в среднем от 95 процентов и выше. А залов у Мариинки много – четыре больших и три малых. Зал Прокофьева, где проходят детские спектакли, вмещает около 100 зрителей. Эти спектакли для самых маленьких еще и хорошая практика для тех, кто учится в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Молодые работают подрастающим поколением, чтобы постоянно вливались новые силы в ряды театралов и любителей Мариинского театра. Что на это можно сказать? Только приветствовать такую работу!
Свидетельство о публикации №217040200381