6. Отклик Нины Малых на мои воспоминания

В следующих четырёх очерках я привожу воспоминания (к сожалению, недописанные) Нины Малых, имеющих прямое отношение к Академгородку и ко мне. Вот первая часть:
«Здравствуйте, далекие друзья!

Не могу не откликнуться на очень для меня интересные воспоминания об Академгородке Миши Качана и о нашей совместной работе с ним.

В дополнение к воспоминаниям Миши о нашей работе надо сказать, что началась она еще в Гидродинамике, и задача была поставлена в связи с проблемой аварийной разгерметизации систем охлаждения атомных реакторов.

В работе по договору с Курчатовским Институтом мы должны были определить время задержки вскипания от момента начала разгерметизации. Задача оказалась нетривиальной, т.к. это время зависело от свойств жидкости, в частности, ее чистоты, и параметров волны разрежения, - скорости сброса давления.

Я тоже давно поняла и знала, что мы первыми в своей установке зафиксировали не только ударную волну разрежения (позднее «открытую» братьями Борисовыми and all.), но и распространение за ней фронта вскипания и появление соответствующей ему волны сжатия на профиле волны разрежения. Вот по появлению волны вскипания мы и определяли время задержки.

Позднее, когда я вернулась в теплофизику в 1972 году, я показывала этот фильм в лаборатории Накорякова, где была видна волна вскипания и разрежения, и прокомментировала это. Но, видимо, было рано – никто не обратил на это внимание.

[А, может быть, сознательно не обратили внимания? –МК]

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/03/334


Рецензии