Остров Любви II-7, 8, 9 К роману Путь апостолов 7

Приложение к роману "Путь апостолов".         
Комментарии к поэме "Остров любви!

               
Остров Любви
               
               
( Поэма о Кипре)
             
               
          
Часть II. Крест




                7

О, так хотелось... перейти рубеж,
Сложив ладони горестной ладьей,
Но первый встречный из толпы невежд
Крест на Голгофу вынесет святой.

Когда бы знать...и чашу пить до дна,
Для  Воскресенья и Грядущих дней,
Но в том беда, что чуткая душа,
Скорбит смертельно посреди людей.

И, если открывает ночь миры,
Рассвет чадит в распятые тела...
Страстной недели, что ни говори,
Хватает плотникам для ремесла.

Не перейти заветный рубикон,
И не принять смиренно «Божий раб...»
За Гефсиманским садом сладок сон,
А человек - он одинок и слаб.

                8

Тяжелый Крест на два бревна,
Как перекос  души и тела,
Его рубили так умело,
И шлифовали до темна.

В нем тайна плотницких искусств,
В нем все упорство камнетеса, (i)
Чтоб ношу все -таки донес Он,
В изнеможенье и без чувств.

Был у Иосифа удел
Строгать - искусство не от Бога,
Сын плотника Своей Дорогой
В работе той поднаторел.

Донес Он миру и векам
Свое Творение и Веру,  (ii)
Чтоб Крест для всех служил примером,
Как во Спасенье Он страдал.

Тянулась ровно стружек нить,
Палило солнце повсеместно,
Но, на свету, сучки заметней -
В чужом глазу бревну не быть.

И будь что будет..., лишь бы гвоздь
Вошел легко и безотказно
В Отца и Сына, в Духа плоть...
А голень перебьют три раза... ( iii)

Но Вера не трехглавый пес
С хвостом дракона из Аида, ( iv)
Она - надолго и всерьез,
И чад своих не даст в обиду.

Во имя Сына и Отца,
И во Святого имя Духа,
Петр усечет в защиту ухо,  (v)
Но губкой вытрут пот с лица. (vi)

                9

Воскресение Господа Нашего
Исцеление Гамлета Датского,
На рассвете тоски заквашено
И какого-то холода адского.

То распятые латы мерещатся,
То венец вместо шлема терновый,
И языческая околесица,
И Заветного Слова основы.

Но воистину все Воскресение,
В переливах и света и тени,
И неверия и суеверия -
Все в молитвах и долготерпении.

Там и солнышко светлое сходится
С самым главным и трепетным таинством,
И жалеть ни о чем не приходится-
Беспредельно любое познание.

Только Вера одна изначальная:
На иконах - Великая Троица,
И за призраки и умолчания
Не приходится беспокоиться.

(i)  Иосиф был строительных дел мастер. В деревянной Европе греческое слово «тектон»  получило значение  «плотник». Не исключена возможность, что его надо переводить «каменщик». В Палестине строили из камня, и строительные образы в евангельских притчах скорее относятся к ремеслу каменщика, чем к ремеслу плотника.

(ii )Господь не отменял закона, но, толкуя закон в духе высших достижений Ветхого Завета ,  Он становился выше закона. Он Сам был свободен и других освобождал от рабства закону. Его сила проявлялась в духовной свободе, и свобода - в учении и чудесах - осуществлялась в любви. Этим объяснялось влечение к Господу народных масс.

(iii) Иисус умер раньше, чем распятые с Ним. Распятие на кресте было самой мучительной казнью не только потому, что было сопряжено с большими физическими страданиями. Но и потому, что смерть наступала нескоро. Для ускорения смерти применялось crurifragium, перебитие голеней. Но голени были перебиты только разбойникам, так как Иисус был уже мертв.

(iv ) Восстание ветхозаветных святых в час смерти Иисуса и явление их по Его Воскресении лишний раз свидетельствует о таинственном единстве Страстей и Воскресения. Оно же говорит иоб исполнении Ветхого Завета во Христе. По учению Церкви Господь по смерти сходил в ад.
Трехглавый пес Аида  - Кербер, с хвостом и пастью дракона, с которым боролся Геракл.

(v ) Иудейские начальники наложили руки на Иисуса  тотчас по окончании моления о чаше. Ученики оказали попытку сопротивления. О ней говорят все четыре Евангелиста. Поэтому было бы неправильно думать, что один только Петр был готов поднять оружие в защиту Учителя. В Евангелии от Луки (XXII,49) «бывшие с Ним» предлагают Ему ударить мечем. И один из них - мы знаем теперь, что это был Петр, усек ухо рабу первосвященника. Они одинаково свидетельствуют и о том, что Иисус запретил сопротивление. Как знак неодобрения проявленной учениками инициативы, можно толковать и исцеление усеченного раба. В Евангелии подчеркнута мысль о добровольности Страстей.

(vi)  «После того Иисус, знал, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал:свершилось! И, преклонив голову, предал дух». (Евангелие от ИоаннаXIX,28-30).   


Рецензии