О монашестве

     О монашестве, святых старцах, современных монахах написано много. Люди верующие понимают, что в монахи идут, не обделенные талантом, а те, кто добровольно отказываются от мирских благ, права иметь  семью, детей, личное имущество. Несут полное послушание, посвятив  всего себя служению Господу.
   Написать о монашестве решила, узнав о том, что выпускник семинарии  Роман принял монашеский постриг с новым именем Феофан, в честь Феофана Затворника. Теперь он иеродьякон Иргизского  мужского монастыря Криволучье, Покровской Епархии. Принял решение, хорошо обдумав, по-взрослому. Ему более 30 лет. Из многодетной,  верующей семьи.  За плечами средняя школа, колледж, служба в ракетных и пограничных войсках России, год послушника  мужского монастыря, семинария.
    Пришел в семинарию по напутствию Владыки Лонгина.  По  его благословлению начал учиться в ней только через год после монастыря. Его подарок –«Душевно-полезное житие Аввы Дорофея» постоянно с ним, ко многому обязывает.  Во время учебы в семинарии хорошим примером для него постоянно служили два монаха: первый проректор семинарии игумен Варфоломей и проректор по воспитательной работе иеромонах Герман. Они круглосуточно в семинарии. Рядом  живут в кельях, в одной трапезной с семинаристами. Готовят их  к пасторскому служению. Ежедневно ведут церковные службы в храме для будущих пасторов и  прихожан. Во время служб исповедуют и причащают. С утра до позднего вечера заняты преподавательской и  служебной деятельностью. Нет ничего удивительного в том, что одни семинаристы по окончанию учебы  обретают семьи, детей, получают сан священника, уезжают  служить в городских и сельских храмах. Другие принимают монашеский постриг и уходят в монастырь.  Примером служат монахи высокого сана, которые живут в несколько других условиях, чем большинство монахов. Они постоянно общаются с мирскими людьми, и у них больше искушений и соблазнов, чем у монахов, живущих за стенами монастыря.
   Вспоминаю паломническую поездку в Оптину Пустынь, один из старейших монастырей страны, основанный в 14 веке. В  его   храмах мы прикладывались к мощам Великих Оптинских Старцев: преподобных  Макария, Амвросия, Антония, Моисея, Льва и их последователей, живших в 19 веке. Встречались с современными монахами.  От иеродьякона Илиидора, регента храмового церковного хора, получили тексты песнопений на церковно-славянском и греческом языках. Увидели необычную палочку, его наследство, доставшееся  от старицы женского монастыря Софии.  Встречаясь с архимандритом Венедиктом, наместником монастыря,  поразились  простотой    его общения, скромной  одеждой, недорогим автомобилем, на котором  он приехал. Были  встречи и с  безвестными монахами  этого известного монастыря. Когда покидали это райское место, неожиданно пошел осенний дождь. Видимо, природа  с нами оплакивала расставание с Оптиной Пустынью. В ней ощутили Дух мира Христова, обретенный через святое старчество. Атмосфера сосредоточенности и тишины нас охватила. В святом месте побывал и  Роман (Феофан) с группой семинаристов. При посещении Оптиной Пустыни они, возможно,   испытывали те же чувства, что и мы.
       Хороший знакомый, иеродьякон Феофан, ушел в тихий, скромный монастырь. До революции монастырь был хорошо известен, но на долгие годы о нем забыли. Восстанавливали по благословлению Владыки Лонгина. Как и другие монахи, Феофан отрекся от  всего мирского. В ближайшее время он продолжит возрождение старинного монастыря, чтобы сделать его лучше прежнего. Пройдет время, к Феофану придет мудрость, с ней духовный опыт, он научится преодолевать тяготение мира в сердце. 
      Живущим по мирским правилам, трудно представить себя на  месте Феофана, любого другого монаха. Понять, как могут монахи отречься от своего имени, от всего того, чем живут, чем постоянно занимаются? Многие мирские не готовы к подобному ежедневному подвигу.   
               
                Апрель 2017 года.


Рецензии