Пари
На память мне приходит случай, который произошел лет эдак тридцать назад. Жил я в ту пору в небольшом горняцком поселке и работал врачом-терапевтом в местной участковой больнице. Не было мне тогда и сорока лет.
А на окраине поселка, в неказистом деревянном домике жил Иван Яковлевич Андрейченко, которому в то время исполнилось уже восемьдесят лет. Бабка у него умерла, и за десять лет своей последующей жизни он к тому времени поменял уже трёх старушек. Я хорошо был знаком с Иваном Яковлевичем. Мы с ним вроде бы даже состояли в родственных связях, так как третьей его бабкой была моя теща Анна Васильевна.
В тридцатых годах прошлого теперь уже века он был репрессирован, отбыл в лагерях на Колыме десять лет. Но это его не сломило, и в свои восемьдесят лет смотрелся бодро, моложаво. Был он высокого роста, сухощавый, всегда собранный, подтянутый. Регулярно занимался физическим трудом: работал в огороде, держал кур, коз, сам заготавливал на зиму дрова. Был постоянным участником поселковой художественной самодеятельности – исполнял романсы, которых знал великое множество.
Водился за Иваном Яковлевичем и один грешок – был он заядлым самогонщиком. Сам это зелье употреблял редко, пуская свой товар в основном на продажу. Покупателей у него всегда было – хоть отбавляй. А дело это в то время строго пресекалось.
В поселке периодически менялись участковые милиционеры, но борьбу с пьянством все они вели одинаково: время от времени навещали Ивана Яковлевича, выпивали стакан – другой самогона – и на этом их борьба с пьянством и алкоголизмом заканчивалась.
В выходные дни и по праздникам Иван Яковлевич вместе со своей новой женой, моей тещей, наведывался к нам в гости, не забыв при этом прихватить бутылочку или две самогона. Мы выпивали, закусывали, пели песни, играли в подкидного дурака. И всегда при этом у нас с ним завязывался интересный разговор. А собеседник он был отменный, много читал, много знал. И поэтому с ним было всегда интересно.
Однажды во время одной из таких бесед я предался воспоминаниями о детстве, поведав присутствующим о том, как мы, школьники пятого класса, учась в школе в соседнем поселке, расположенном от нашего прииска в восемнадцати километрах, еженедельно на выходные дни ходили домой пешком, преодолевая легко это расстояние за три часа.
– А я и сейчас пройду такое расстояние за три часа, – неожиданно сказал Иван Яковлевич.
Все мы: и я, и моя жена, и моя теща очень усомнились в этом, утверждая, что в таком возрасте сделать подобное невозможно. Но это только подзадорило нашего долгожителя.
– А я в этом нисколько не сомневаюсь, - продолжал утверждать он. – Пройду восемнадцать километров за три часа, причем сделаю это без особых усилий.
А надо заметить, что от нашего шахтерского поселка расстояние до райцентра было ровно восемнадцать километров.
– Не будем откладывать этот спор в долгий ящик, – категорично заявил Иван Яковлевич. – В ближайшее воскресенье его и завершим. Проигравший ставит бутылку коньяка.
Стукнули по рукам. Тут же обговорили детали спора. Было единогласно решено, что одного Ивана Яковлевича на дистанцию пускать нельзя. Во-первых, он может смухлевать, доехав до райцентра на попутной машине. А во-вторых, и это главное, в дороге с ним может стать и плохо. Поэтому было решено, что «юного» спортсмена в пути буду сопровождать я, выполняя при этом и роль контролера, и роль врача. Путь следования – от здания нашего поселкового Совета до горисполкома в райцентре. Начало старта – в восемь часов утра.
И вот наступил этот долгожданный час: середина июня, воскресенье. Теплый солнечный день. Поселок утопает в зелени, по небу плывут одинокие, легкие облака. Дует слабый ветерок. Мы с Иваном Яковлевичем облачились в спортивную форму, на ногах – кеды. За спиной у спортсмена – рюкзак, в котором разместился термос с горячим чаем. У меня в руке – портфель с аптечкой для оказания при необходимости первой медицинской помощи. В путь нас тепло провожают наши любимые женщины.
Старт дан, и мы с Иваном Яковлевичем делаем первые шаги по дороге, которая должна определить, кто же из нас прав. Дорога от поселка до райцентра проходит в живописных отрогах Малого Хингана, покрыта стареньким, в рытвинах и колдобинах асфальтом.
Прошли первые три километра. Наш спортсмен, отпив пару глотков горячего чая, бодро продолжал свой путь к заветному финишу. Рядом с ним следую я.
Преодолен и девятикилометровый рубеж – половина дистанции. Выпита еще пара глотков горячего чая. Идем дальше. Не разговариваем, лишь только время от времени обмениваемся короткими фразами. А вот и показались первые домики райцентра. Наш спортсмен движется в прежнем режиме, не выдавая никаких признаков усталости. А я чувствую, что изрядно подустал, и с трудом успеваю двигаться за ним.
Выходим на финишную прямую. Приближаемся к зданию горисполкома. А вот и финиш. Местное время – 10.55. А это значит, что расстояние в восемнадцать километров мы с Иваном Яковлевичем преодолели за два часа пятьдесят пять минут. Неплохой результат!
Вот так-то! Спор я, как вы уже догадались, уважаемые читатели, проиграл. Но ей Богу – нисколько об этом не пожалел.
2002 г.
Свидетельство о публикации №217040200948