Часть 7. Немного о тактике

Наряду с вооружением легионов самым современным по тем временам оружием, римляне внесли также и значительные усовершенствования в военную тактику.

Усовершенствование структуры легиона прошло двумя последовательными шагами, вызванными, конечно, чисто практическими целями.

В самые древние времена, войско, скорее всего, представляло собой толпу воинов, вооруженных самым разнообразным оружием.
Греки, так сказать, оформили эту толпу – стали выстраивать войска в шеренги. Несколько шеренг (обычно 5 – 8, на большее у греческих полисов просто не хватало боеспособных граждан) греческих гоплитов, стоящих в затылок друг другу, образовывали фалангу, ощетинившуюся копьями-сариссами.

Несмотря на кажущуюся простоту построения фалангой, это построение требовало некоторого обучения: как-никак, гоплитам нужно было научиться  держать строй при подходе к противнику и ударять на него одновременно, как один человек.
В этом мощном ударе большой массы людей, собственно, и заключался весь смысл фаланги. Здесь, может быть, стоит добавить, что поскольку задние шеренги фаланги напирали на передние,  -  первым просто некуда было деться от противника.

Македонцы, видимо располагая гораздо большими человеческими ресурсами, чем греческие города-государства, - вдвое увеличили количество шеренг в фаланге. В остальном ничего особенно не изменилось, разве что длина сарисс для задних рядов должна была стать длиннее.

При всех своих преимуществах перед толпой, фаланга все же обладала одним существенным недостатком: для ее наступления требовалось относительно ровное и гладкое поле. Если на направлении удара были какие-нибудь деревья, кусты или там возвышенность  – гоплитам приходилось их обходить: соответственно в одном месте фаланги возникала излишняя скученность и толкотня, а в другом – разрыв.
В разрыв мог проникнуть противник, а в этом случае фаланга теряла все свои преимущества перед обычной толпой.

В древнейшие времена римский легион, как и войска македонцев и греков, выстраивался в фалангу. Со временем, римские полководцы, поняли, каким образом можно избежать негативных последствий построения фалангой при ее применении на  неровном поле: легион был разделен на отдельные отряды-манипулы, которые выстраивались в шахматном порядке в три эшелона  (численность солдат в манипуле, похоже, в разное время была различной, однако  манипула всегда составляла несколько центурий-сотен).

Применение «манипулярной тактики» свело на нет негативную роль деревьев и кустов. Приближаясь к противнику, манипулы одной линии могли сокращать или увеличивать интервалы между собой. В случае непредвиденного прорыва противника через одну линию, манипулы следующего эшелона могли просто повернуться направо - налево и взять зарвавшегося врага «в клещи».

Непосредственно перед противником – манипулы второй и третьей линии просто ускоряли шаг, легион сливался в одно целое и ударял по врагу как обычная фаланга.

Кажется просто? Как бы ни так.
Все эти нехитрые, казалось бы, действия, тем не менее, требовали от солдат достаточно длительного обучения и железной римской дисциплины.

После знаменитого сражения при Каннах, когда Ганнибал, чуть ли не впервые в известной нам истории, применил резервы и за счет этого окружил и полностью уничтожил римскую армию, поставив Республику перед лицом полной гибели, -  римлянам пришлось снова совершенствовать свою тактику.

Дело в том, что командовать солдатами, вступившими в непосредственное боестолкновение с противником,  невозможно. Любое отвлечение внимания  во время рукопашного боя грозит солдату смертью.
И, после начала сражения,  никакой речи об управлении войсками уже не было. Полководцам древности, вроде Александра Македонского, ничего не оставалось, как принять в сражении личное участие.

Что было делать? Основной тактической единицей оставался легион.
А это, на минуточку, порядка 6000 пехотинцев, плюс легионная конница, плюс  вспомогательные подразделения, плюс разные там баллисты с катапультами и т.д. и т.п.
Один из республиканских реформаторов, вождь «популяров»  и противник Суллы, консул Гай Марий, разделил легион на более мелкие подразделения, - когорты.
Численность когорт менялась в разное время, а главным их преимуществом было то, что когорта (в отличие от манипула) представляла собой уменьшенную копию легиона, т.е. была подразделением, способным самостоятельно решать определенные боевые задачи в конкретных условиях. Иначе говоря - тактической единицей.

Теперь, полководец, вступая в сражение, мог оставить несколько когорт про запас и вводить их в бой тогда и там, где это требовала обстановка.
Появилась возможность боевого управления войсками (так, по крайней мере, говорят нам историки, а они-то уж знают все до тонкости)

И со времен Мария, римские полководцы, как правило, не бросаются в бой впереди на лихом коне, а наблюдая за сражением откуда-нибудь с пригорочка,  управляют ходом сражения, по мере необходимости вводя в бой резервы.

Некоторые сражения времен гражданских войн, предшествовавших появлению Империи, представляют собой блестящие образцы боевого управления войсками.
Классическим примером считается сражение при Фарсале (Греция), где Юлий Цезарь, обладая значительно более слабыми силами, наголову разгромил Помпея именно за счет умного управления резервами.

Не знаю, чего еще писать.
Поэтому заканчиваю.

Предыдущая Часть 6. Немного о вооружении: http://www.proza.ru/2017/04/02/1703
Продолжение: Часть 8. Облико морале сivis rоmаnus: http://www.proza.ru/2017/05/20/1314


Рецензии
Спасибо, Кузьма!
Очень интересно.
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   03.04.2017 19:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Сергей.
Сегодня в Питере тяжелый день.

Кузьма Калабашкин   03.04.2017 20:42   Заявить о нарушении
Я тоже с волнением слежу за всем этим.
Мои соболезнования питерцам...

Сергей Дроздов   03.04.2017 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.