После тебя. Кино о смысле

«После тебя»: кино о смысле

Всего 13 дней длился в Костроме показ фильма Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Вас раздражают перфекционисты? Люди, обладающие идеальным вкусом, тонким чутьём, отточенной пластикой и абсолютным слухом? Такие нередко нарушают привычный комфорт вашего существования, так как не переносят фальши в музыке, интонации, стиле, которые многие привычно не чувствуют. Спокойнее существовать, не замечая, что маникюр уже слегка облупился, а ваш любимый певец поёт мимо тональности. Возможно, вы любите свою работу и делаете с удовольствием то, что считаете нужным или что от вас требуется. Но есть люди, которые не мыслят себя вне избранной профессии. Сказать, что они любят свою работу – сфальшивить, так как они не отделяют себя от своей деятельности и стремятся делать больше, чем возможно. Это уже фанатизм. В особенности это касается людей искусства и науки.
Таков герой Сергея Безрукова Алексей Темников, артист балета, хореограф, лишившийся возможности выходить на большую сцену после травмы. Его шлейфом сопровождает прекрасная музыка, квартира эстетически безупречна. Он не терпит неидеальности окружающих. И если журналист некорректно сформулировал вопрос – будет послан даже в прямом эфире. Сегодня в его жизни всё также кажется безупречным – со стороны. Материально обеспечен. Однако амбиции  такого артиста никак не может устраивать «элитный балетный класс» для небедных домохозяек.
Герой Безрукова красив и по-балетному строг – в движениях, в мимике. Безусловна харизма, воля, интеллект. И дистанция, которую Алексей Темников держит между собой и людьми, будь то подчинённые или любовница. Это человек, который принимает решение, обсудив варианты только с самим собой, и для окружающих его действия и поступки оказываются неожиданными и, нередко, неприятными. Все его решения подчиняются жёсткой логике, хотя для людей неочевидной. Одна балерина пишет подруге sms: «Темников – козёл». Это, конечно, так. Но здесь как раз тот случай, когда до этого «козла» нам ещё расти и расти.
Есть в нём одна слабинка – Алексей заикается. Удачная актёрская находка, которая даёт дополнительную характеристику персонажу. Логоневроз, или заикание, может возникнуть из-за испуга, чаще развивается у эмоциональных, подверженным стрессам людей. Чего же боится этот сильный человек – а среди солистов балета, тем более балета Большого театра слабых не бывает?
Смысл, суть страха – в названии фильма. Что останется после тебя. Его беспокоят не дети. Подруга ждёт ребёнка, его бывшая знакомит с уже двенадцатилетней дочерью Кьярой. Но всё это не то и к нему имеет мало отношения. Ученики… Но даже достойных воспитанников с удовольствием «зарубят» его коллеги, мстя за старые обиды. Типичный случай.
Как он сошёлся со своей нынешней подружкой, красивой, но которую он в телефоне сохранил под именем «Выхухоль» – не очень понятно. Эта дамочка в исполнении Карины Андоленко, кажется, принимает Алексея таким, каков он есть, пропуская все его выходки, но она не слышит, не чувствует его в принципе, ни как гения, ни как злодея. Любит она его или просто хочет следовать стереотипам и реализовать необходимые пункты биографии – выйти замуж, родить ребёнка – трудно сказать. Скорее всего, она будет любить того, кто поможет ей эту «классическую» биографию создать.
С Кьярой, которую отец переименовывает в Клэр, диалог строится – девочка настраивается на его волну, пытается понять его непростой характер и жизнь. Клэр играет Анастасия Безрукова, однофамилица своего киноотца. Её героиня – девочка красивая, с большими, широко открытыми глазами, неглупая, ищущая как все подростки. Клэр пришла совсем из другого мира – мира нетехничных танцев и антимузыки. Но именно в её глазах Алексей хотел бы остаться гением, каковым его считали в 20 лет. Отец заботится о дочери – старается уберечь девочку от балета, внушая ей, что она технически бездарна.
Вопрос, кем он останется в памяти дочери и людей, ставится более остро после того, как врачи ему сообщают, что через полгода его парализует – последствия старой травмы. Просто и психологично поставлены сцены бесед Темникова-Безрукова с врачами. Врач говорит, объясняет, что нужно делать, что можно, что нельзя, а герой уже не слышит, оглушённый, но делает выводы и без долгих слов. «Отчаянные обстоятельства» вызывают в таком человеке необычную реакцию – он стремиться сохранить не свое физическое существование в инвалидном кресле, его цель сейчас – срочно поставить давно выношенный, в мыслях сто раз сыгранный балет. Начинается адская работа, врачи предупреждают об опасности, но остановить движение в полёте уже невозможно.
До этого момента время в фильме движется небыстро. Зритель попадает в мир жёсткого, но интересного и красивого человека, со своими идеями, проблемами и привязанностями. С фанатизмом, характерным для людей искусства – артистов, музыкантов, писателей. И зритель ждёт чуда творчества, которое должно спасти, излечить. Но не о том думает артист. Его задача может вписаться в цитату французского философа Сартра: «…можно оправдать своё существование? Оправдать хотя бы чуть-чуть?». Его цель – постановка балета должна прогреметь! Иначе всё равно, что её не было! Что интересует журналистов больше, чем премьера?
Фильм интересен и трагически красив. Сергей Безруков создаёт убедительную, цельную личность. В некоторых кругах принято ругать этого артиста, порой, не посмотрев ни одной ленты с его участием. Тянется это ещё со времён нашумевшей «Бригады», когда Безруковым был создан обаятельный образ бандита, вызвавший сочувствие и уважение. Целый ряд гениев разных эпох воплощены на сцене и экране этим артистом – Есенин, Моцарт, Пушкин, Высоцкий, и это специфическое амплуа породило свои анекдоты. Однако стоит непредвзято, без следования «моде», посмотреть на работу Сергея Безрукова, одного из талантливейших артистов на современной российской сцене. В интернете сейчас много отзывов о созданном Безруковым собирательном образе творца, художника Алексея Темникова, и в них даже его «непоклонники» отзываются об этой роли с уважением.
Финал фильма эстетически сильно отличается от основного содержания. Из мира ушла безупречность, стиль. Режиссёр кинозрителя превращает в телезрителя, потребителя ток-шоу и передач «из жизни знаменитостей». Переход слишком резкий, поэтому теряется созданная всем фильмом или героем гармония. Этот неприятный, но наглядный режиссёрский приём демонстрирует – после тебя в мире не остаётся ничего, кроме твоих творений, над которыми люди уже не властны. И всё же, на мой взгляд, хорошо было бы финал подретушировать, выдержать бОльшую паузу, чтобы сохранить в зрителе эмоциональную память о киногерое, Алексее Темникове, артисте и бунтаре.

Ирина Пекарская, кино и театральный критик
Опубликовано: СМИ44 http://smi44.ru/views/posle-tebya-kino-o-smysle/


Рецензии