Забытые страницы в истории БАМа

      13 апреля 1932 года было опубликовано Постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги»». Строительство БАМа было возложено на Наркомат путей сообщения (НПС) СССР.
Народный Комиссариат Путей Сообщения (НКПС) в октябре 1932 года, издал приказ «Об организации Всесоюзного объединения по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и ликвидации Дальжелдорстроя». Была создана новая структура - Управление строительства Байкало-Амурской магистрали (УС БАМ НКПС). Первым начальником Управления строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали был назначен Сергей Витальевич Мрачковский (в 1936 году расстрелян, а в 80 годы реабилитирован, «за отсутствием состава преступления»)
           Толчком такого решения, послужили международные отношения на советском Дальнем Востоке. Япония оккупировала Манчжурию и создала угрозу одним ударом отрезать весь советский Дальний Восток от европейской части страны, а Транссиб проложен в близи границы. 
            Однако по ряду объективных причин (не реально поставленные сроки строительства, отсутствие строительной техники, неудовлетворительное снабжение стройки всеми необходимыми ресурсами и т.д., а 4 тысячи комсомольцев попросту сбежали со стройки), через полгода строительство было приостановлено.               
                В октябре 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о передачи строительства Объединенному государственному политическому управлению (Постановление СНК СССР №1650/340с «О строительстве Байкало-Амурской магистрали»). Приказом ОГПУ № 1020/с, от 10.11.1932 года, был создан Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМлаг).
            Это был один из самых крупных лагерей в СССР (количество заключенных в 1938 году достигло 300 тыс. человек). Его подразделения были дислоцированы на расстоянии 2000 км. БАМлаг был создан, как объект оборонно-стратегического значения. Управление БАМлагом осуществлялось из г. Свободный (по тогдашнему административно-территориальному делению Дальневосточный край, ныне территория Амурской области).
           За шесть лет функционирования лагеря, были построены:
- вторые пути от ст. Карымская до ст. Владивосток;
- соединительные ветки БАМ – Тында, Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, Известковая – Ургал (станции Кульдур, Яурин, Таланжа, Халкан, Тырма, Мошка, Ягдынья, Чекунда;
           Приказом НКВД СССР за № 043 от 28 февраля 1939 г. на базе БАМЛага было создано Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке СССР, (ЖДСУ), и БАМлаг как организация закрытого типа прекратил свое существование.
             Всем, кто интересуется историей читайте «Неизвестный БАМ», автор Виктор Прядкин. В интернете можно скачать бесплатно.
                * * *


Рецензии