Иордания. Записки иностранки Ч. 7

Музыка номадов и “Рам”

“Что такое музыка? - писал Генрих Гейне, - она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства”.

Музыка всегда сопутствовала человеку в его развитии. От примитивных ритмов древних барабанов и ритуальных напевов до сложных классических симфоний с задействованием различных инструментов, тем и музыкальных приемов. Музыка была неотъемлемым элементом военных экспедиций для ободрения духа воинов. Без музыки не обходились свадьбы и аграрные ритуалы древних языческих религий, связанные с посевом и собиранием урожая, а также солнцестоянием.

Конечно, у каждого времени своя музыка, как, впрочем, и у каждой нации и региона. Кроме того, время от времени мы сталкиваемся и с запретами на музыку. Так, известно, что музыка не приветствуется в некоторых провинциях Пакистана, а также Саудовской Аравии. Это связано с особо строгими течениями Ислама, как, скажем, вахабизм, духовные лидеры которого считают, что музыка - это одно из проявлений сатаны, она отвлекает человека от божественных мыслей и поклонения Всевышнему. Тем не менее, в тексте Корана подобного определения нет, как, впрочем, нет и запрета на музыку вообще.

Традиционная музыка Иордании - это колоритные звуки флейт, барабанов табла или дарбука, струнных инструментов рабаб и уд и, конечно, сельские песни (заджал). Заджал является ничем иным как традиционной формой устной строфической поэзии. Это в большинстве своем импровизации на всевозможные тематики - от ежедневных житейских сценок до философских размышлений и чувств. Заджал - это не только песни, но и целые представления, часто обыгранные в виде диалога поэтов в сопровождении хора и музыкальных инструментов, популярные как в Иордании, так и на территории всего Леванта. Этимология арабского слова “заджал” уходит корнями к обобщающему глаголу заджила, значение которого варьируется от “производить звук” до тихого плача и возбуждения эмоций, до игры и развлечения.

Так, восседая на ярких коврах в лагере бедуинов во время очередного нашего путешествия по Иордании, мы стали свидетелями импровизированной пантомимы в музыкальном сопровождении рабаба. Сам по себе звук этого инструмента вряд ли покажется красивым или трогательным, однако в сладковатой дымке наргиле, под чистым звездным небом пустыни, перебиваемый потрескиванием костра и тихим бульканьем крепкого арабского кофе, рабаб - это малогабаритное трехструнное чудо! - очаровывает, усиливая ощущение полусна-полуреальности. За неимением трех струн, рабаб вполне функционально используется и с одной - тут уже дело за мастерством музыканта.

Самыми душеприятными из иорданской традиционной музыки, пожалуй, можно назвать звуки уда, широко распространенного по всему Ближнему Востоку. Уд - это своеобразное детище гитары и лютни, которое может иметь от 11 до 13 струн, по глубине звука мало отличающееся от гитары.Наилучшим образом уд представлен в творчестве современного алжирского музыканта и композитора Мухамеда Роуане. Его стиль, - это тонкое соединение традиционной музыки и элементов джаза, наполненное яркими красками, - называется Касба джаз.

За последнее десятилетие в Иордании стали очень популярны музыкальные фестивали, которые, в зависимости от времени года и тематики, проводятся в таких исторических местах как Петра, Джераш и римский амфитеатр в центральном Аммане. Здесь можно увидеть фольклорные ансамбли, исполнителей современных жанров, инструментальные группы, а также такие новаторские музыкальные коллективы как “Рам” (Rum) во главе с Тариком Аль Нассиром.

“Рам” (по всей видимости, получивший свое название от иорданской пустыни Вади Рам) - это смелое новшество в ближневосточной музыке. Группа насчитывает более 30 человек, мастерски объединяя в своих композициях восточные, западные и  другие международные инструменты, создавая уникальный музыкальный узор с уклоном на местный фольклор, New Age и Chillout. Их музыка неоднократно использовалась в кино и телевидении в качестве саундтреков. Творчество “Рам” - это инструментал с легким использованием вокала, часто вспомогательным, часто без слов. Самые известные композиции: “Rohi ya roh” ("Лети, моя душа"), “Yumma” ("Мама"), “Man story” ("История человека"), которые уносят воображение к красным пескам иорданских вади, где потрескивают костры, а на расшитых традиционной вышивкой подушках сидят кочевники бедуины с обветренными лицами и мудростью странника в глазах.


Рецензии
А Вы бывали в Умм Каис?

Зус Вайман   08.07.2022 19:24     Заявить о нарушении
Нет, не бывала, хотя слышала, что там совершенно иная природа - больше зелени и более благоприятный климат, - по сравнению с южной частью Иордании.

Ирис Зимбицка   13.07.2022 18:14   Заявить о нарушении
Пора, пора...
Там дворец недавно построили

Зус Вайман   13.07.2022 18:24   Заявить о нарушении
Историческая часть несомненно того стоит.

Ирис Зимбицка   13.07.2022 18:38   Заявить о нарушении
Там родился изобретатель эпиграмм.
Тогда там жили греки и евреи. Арабов было мало

Зус Вайман   13.07.2022 20:59   Заявить о нарушении