О поэтическом творчестве Павла Бойчевского Малова

Богата талантливыми людьми донская земля, да только изучают в средней школе, к сожалению, не всех. Хрестоматии по литературе Дона составителей Безбожного В.В., Небратенко В.Б., Яцыка В.Д. не включают в себя произведения современных авторов. Безусловно, надо знать произведения русских классиков о Доне, но часто меня спрашивают ученики: «А существуют ли у нас в Ростовской области живые писатели, или они все вымерли как динозавры?»
Я хочу рассказать о сборнике стихов «Исповедь идеалиста» Павла Бойчевского (Малова). Этот сборник состоит из 118 стихотворений различной тематики от любовной лирики до философской поэзии с глубоким смыслом.
В сборнике есть стихи о Донском крае. В стихотворении «Казачья картинка» поэт характеризует не только казаков – как «с чёртом знавшийся народ», – но и другие народности, живущие на Дону.
………………………….
Араб клинком играет из Дамаска,
Цыган на торг ведёт в узде коня.
И атаману щедро дарит ласки
В шатре турчанка, взглядами пьяня.

И дезертир с казённою фузеей,
Посапывая трубочкой, притих.
Из-за гроша дерутся два еврея,
Зарылся писарь в груду толстых книг.

Рубака-шляхтич в красочном камзоле,
С друзьями на дурницу подгуляв,
Пересыпая речи густо солью,
Занятной байкой тешит круг раззяв.

Черкес вострит кинжал булатной стали,
Морской разбойник – вшитый шьёт жупан.
Татарочка, крутя осиной талией,
Меж бунчуков плывет под барабан.
………………………………………
И от этих «кочующих ветров из дальних стран» вздрагивает царь, сравнивая донских жителей с бочкой пороха.
В стихотворении « Казачий край» курган изображен, словно живой человек, который много видел за свой век.
«…Там курган чуб трав духмяных клонит.
Как старик, он сед уже и сух.
Может быть, ему всё снятся кони,
По степи промчавшиеся вдруг…»
Автор начинает другое стихотворение, которое так и называется «Курган» с риторического вопроса:
«..Что таит в себе этот курган, –
Ископаемый вымерший мамонт?»
И тут же сам отвечает, как будто листает страницы далёкой истории. Здесь и «Бату-хан», и «хвосты бунчуков» (знаки власти казачьих атаманов), и «кипчакские бабы, словно кресты». Но в заключении стихотворения: «Дуб могучий, как раненный князь цепко берег хватает корнями». Это символизирует народ, который ни при каких обстоятельствах не уйдёт со своей родной земли.
В стихотворении « На родине» для создания образов поэт использует сравнения:
«Выплывает за Доном заря,
Как казачка в нарядах из шёлка.
Рыщет ветер, как волк по полям…
……………………………………..
И роняет, как будто слезу,
Небо каплю дождя на поле…
……………………………………
Словно лошадь по тонкому льду,
Следом… город идет осторожно…
………………………………………
Эта степь мне – что берег матросу!
…Сзади-трассы дамасский кинжал
Режет поле,
Как девичьи косы».
Есть у Павла Бойчевского стихи, характеризующие советскую эпоху нашей страны. В стихотворении «Телефон (1937)» представляется человек, который ждёт вероятных «чёрный гостей», то есть работников НКВД. И смотрит на телефон как на взведённый курок. Описываются его чувства и мысли:
«Но чем лагерный срок – лучше пуля в висок,
Лучше смерть, чем жестокая пытка».
В это смутное время «Всё смешалось, места поменяв до поры, где друзья, где враги непонятно!»
Сталин в этом стихотворении палач, ангел смерти и бог одновременно. Образ советского вождя представлен в «Балладе о Сталине», о суровом времени поэт рассказывает на примере своей семьи.
«…Был он вождь всех племен и народов,
Все боялись его, как огня.
Отобрал он у деда свободу
И, в придачу, лихого коня.

И работать задаром заставил,
Чтоб в стране был скорее процесс…
Всем «врагам» и «вредителям» Сталин
В лагерях повелел валить лес».

Есть в сборнике стихи о Великой Отечественной войне «Ночь перед боем», «Десант», «Регулировщица». Военная и армейская  тема продолжаются в стихах «Письмо из Афганистана», «Земляк», «На привале», «Гибель подводников», «ЧП», «Верность», «Высота», «Учения», «Я убит в Дагестане», «Засада», «Солдат».
 Не оставляют равнодушными стихи о России, о проблемах современности, о творчестве русских поэтов Пушкина, Есенина, Рубцова, Высоцкого.
Произведения Павла Бойчевского пронизаны любовью к родине. Они достойны, чтобы их читали дети на уроках литературы Дона и дома, во время внеклассного чтения.


Рецензии