Золотая Адель

Если бы кто-то нарисовал картину о жизни художника Густава Климта, фоном и основным лейтмотивом этого полотна были бы женщины – сотни обнаженных прекрасных тел, сливающихся в одно, переплетающихся своеобразным узором.  А поверху – широким росчерком золотой мазок. Адель. И хотя официальной музой и возлюбленной художника считалась Эмилия Флеге  (вот же она, на нашей воображаемой картине, сиренево-синим туманом окутывает все полотно), пусть именно Адель сияет в центре, как сама любовь, пролившаяся золотом на холст, и, увы, исчезнувшая из реальной жизни.

Femme Fatale

Адель Блох-Бауэр была дочерью одного из самых влиятельных банкиров в Вене. Родилась, можно сказать, с ложкой во рту, да не серебряной, а золотой. Детство было счастливым, малышку холили и лелеяли, но однажды ее уютный мирок перевернулся – умер ее любимый старший брат Карл. Может быть, именно тогда в ее прекрасных темных глазах поселилась та самая печаль, которую мы видим на знаменитой картине. Во всяком случае, от религии девушка отдалилась, в родительском доме начала томиться…Ну и вышла замуж в 18 лет от тоски. Но, хоть и от тоски, как и положено девушке из приличной еврейской семьи, не сбежала с каким-нибудь нищим музыкантом, а с одобрения родителей соединила семейные капиталы с богатым сахарозаводчиком Фердинандом Блохом, который был на 17 лет старше девушки. Родители заодно подсуетили ее сестру Терезу брату Фердинанда. Было, видно, что-то в этих девушках, так как впоследствии оба брата добавили к семейному имени девичью фамилию жен. Так и появилось сразу 2 пары Блох-Бауэров.
Адель была, без сомнения, сложной натурой и, по совместительству, роковой женщиной. Вот что бывает, когда Бог в приливе вдохновения миксует утонченную внешность, обаяние, романтизм, интеллект, хрупкое здоровье, уверенность в себе, гордость, высокомерие, артистизм и прямо-таки какую-то достоевскую склонность к страданиям. Такая смесь не могла ни привлекать людей. Адель становится светской львицей, в ее гостиную, словно мотыльки на пламя, слетаются люди искусства – Ричард Штраус, Густав Малер, Стефан Цвейг и многие другие. Все они с восхищением следили за этой элегантной женщиной, рассуждающей об искусстве с неизменной сигаретой в руке. Однажды фрау Блох-Бауэр представили и Густава Климта.

Муза и муж

К моменту знакомства с Адель, бунтарь Климт был уже популярен и обласкан властями (В двадцать шесть Климт получил золотой орден «За заслуги», в двадцать восемь — императорскую премию) и многочисленными женщинами – живописцу приписывают 14 детей. Меланхоличные глаза Адель притянули его и утопили в своей глубине. Это лицо не отпускало его. Говорят, именно Адель изображена на знаменитой картине «Юдифь», ее лик некоторые искусствоведы находят и в других полотнах (а ведь Климт не любил писать одну и ту же женщину больше одного раза, скучно ему становилось).
Что было между ними на самом деле – никто не знает. При всем своем бунтарстве в искусстве, этом откровенном эротизме, опередившем свое время, Густав Климт был очень скрытным человеком в личной жизни. Так что официально отношения Адель и Климта нигде не задокументированы. Неофициально – о них говорила вся Вена. Судя по всему, сплетни дошли и до Фердинанда. Что же делает наш муж-рогоносец? Устраивает истерику? Стреляет в  Климта? Отправляет  жену за границу, дабы избежать позора? Нет, нет и нет, Фердинанд для этого слишком умен, кроме того большой поклонник Климта. Он разрабатывает дьявольски гениальный план, позволяющий не только сохранить подле себя жену, но и приобрести очередной шедевр модного художника. Фердинанд заказывает Климту портрет жены.

Золотой плен

Когда художник увидел цифру в предложенном контракте – устоять не смог. Хитрый Блох сразу оформил долгосрочный годовой контракт, прервать который было нельзя – это грозило космической неустойкой, которая могла бы разорить даже весьма обеспеченного Климта. В чем же хитрость? Оставить жену с любовником наедине на долгие часы? Именно! Фердинанд достаточно изучил увлекающуюся натуру художника – Густаву  необходимо было менять натурщиц, столь долгое изучение объекта собственной страсти гарантированно уничтожит эту самую страсть. Хорошо знал бизнесмен и собственную жену, которой длительные часы позирования скоро наскучат, а ведь нет ничего губительнее для любви, чем скука. Так что, за работу, господин Климт! Вперед, моя жена – вся ваша.

Самое удивительное, что расчетливый Фердинанд оказался прав. За время работы над картиной отношения между художником и музой (если они и были) прекратились. Одних только набросков Климт сделал около 100 штук, в целом же работа над картиной растянулась на 4 года. Блох хотел «всего самого лучшего» для своей Адель – и он получил шедевр. Из золотого плена на нас смотрит утонченное лицо, грустные глаза, руки сложены в каком-то молящем жесте… Если была у Густава любовь к этой женщине – вот она вся, в этом портрете, навсегда обездвиженная золотыми оковами.

Прощай, Адель

Картина долгое время висела в гостиной Блох-Бауэров в Вене. Болезненная Адель умерла в 1925, не дожив до того ада, который ожидал Австрию через несколько лет. Перед смертью она попросила передать ее портрет и другие полотна Климта австрийской государственной галерее. Муж волю покойной выполнил.

Все мы знаем, что началось в Австрии в 1938. Фердинанд бежал из страны, картины же остались в Австрии и были экспроприированы нацистами. Неудавшийся живописец Гитлер любил искусство, Климт ему очень нравился, но портрет Адели где-нибудь в Рейхстаге он повесить не мог – уж больно она была типичной еврейкой. Именно это спасло картину от гибели  в огне или под завалами.

«Портрет Адели Блох-Бауэр» после войны стал визитной карточкой Вены, его называли «австрийской Моной Лизой». К сожалению, выяснилось, что перед смертью Фердинанд  завещал все своей племяннице Марии Альтман, эмигрировавшей в США. После долгих судебных разбирательств, Австрия была вынуждена передать картину законной наследнице в 2005. Проводить «Адель» собрались тысячи людей. Со слезами на глазах смотрели они как национальное достояние Австрии покидает родину. Теперь на память Вене остались лишь сувениры.


Рецензии