Кто не знает Альберштейна?..

     Очередное усовершенствование системы образования требовало от педагогов не только умения проводить уроки, писать планы и заполнять журнал, но и заставило самосовершенствоваться, изучая труды классиков и новаторов психолого-педагогической науки и посещая различные обучающие мероприятия. Перед руководством текстильного техникума встала задача проконтролировать процесс самосовершенствования. То есть, директор и его заместители должны знать, какие конкретно труды изучают педагоги и какие мероприятия посещают. Поэтому педагоги вместе с поурочными и перспективно-тематическими планами должны были сдать и планы самостоятельной методической работы.
     Завуч  Надежда Васильевна свою работу любила и поэтому с особым пристрастием проверяла эти новоявленные творения преподавателей. Правда, для нее самой было не совсем ясно, сколько книжек за год должен прочитать педагог и каков объем книжки считать достаточным. Ведь объем брошюры далеко не равен объему собрания сочинений. То же и с курсами, семинарами, конференциями. Приравнять лекцию заезжего «академика» о способах выращивания риса в условиях пустынь Северной Африки к многоцелевым курсам повышения квалификации Надежда Васильевна не могла. Но знать степень полезности всех книг по всем предметам всех специальностей техникума она, естественно, не могла тоже, как не могла оценить степень актуальности всевозможных лекций, семинаров и тренингов. Оставалось одно – беседовать с каждым педагогом по каждому пункту его плана.
     Педагогический коллектив в поисках нужных источников знаний ринулся в библиотеку, но там, кроме нескольких экземпляров трудов классиков педагогической науки да методичек по работе с текстильным оборудованием полувековой давности, ничего не нашлось. Определенную помощь оказала городская библиотека, местный педагогический вуз и институт повышения квалификации. Он же предложил перечень курсов, лекций и других мероприятий на текущий учебный год.
     Преподаватель технологии ткацкого производства Елена Николаевна трудилась в техникуме уже много лет и была на хорошем счету у руководства. Она одной из первых сотворила новый план и она же первой пошла защищать свое творение. Как и следовало ожидать, план Елены Николаевны был принят завучем за эталон, но не за идеал. Ведь, если один человек сделал хорошо, то другой может и должен сделать еще лучше. Полученные педагогом замечания тут же распространились среди членов дружного техникумовского коллектива.
     Следующим, успешно сдавшим свой план, стал преподаватель истории Василий Иванович, достаточно молодой, но уже переживший трех директоров, наваявший свой опус за полчаса обеденного перерыва.
     Физику Виктору Алексеевичу, совсем еще недавно окончившему вуз, в курсах было отказано, приезда Нобелевских лауреатов в ближайшее время не предвиделось, а ехать в столицы для пополнения копилки знаний не позволяли финансы. С литературой тоже как-то не задалось. Еще в институте надоевших авторов перечитывать не хотелось, а найти что-то действительно стоящее не удалось. За советом пришлось обратиться к старшим товарищам. Елена Николаевна, ранее интересовавшаяся у Виктора, почему он выбрал совсем не престижный техникум, а не пошел в науку, настоятельно рекомендовала включить пункт о подготовке к поступлению в аспирантуру. Виктор Алексеевич ответил, что не испытывает в ней ни малейшей потребности. Однако Елена Николаевна отрезала:
     - Потом скажете, что не поступили или набора не было.
     Историк же посоветовал включить несколько известных произведений по педагогике и психологии, а остальную методическую литературу просто выдумать. Только заголовки сделать витиеватее, да авторов избегать с известными русскими фамилиями…
     Надежда Васильевна, изучая план Виктора Алексеевича, время от времени делала пометки в своей тетрадке, иногда возвращалась к началу, иногда одобряла выбор коллеги:
     - Вот! Правильно, что эту книжку включили в список. Я ее несколько раз перечитывала для пользы дела.
     Временами завуч начинала ерзать на стуле и извиняющимся тоном спрашивала:
     - Виктор Алексеевич, а вот эта книжка ведь тоненькая совсем – брошюрка? Вам бы надо по этой теме что-то посущественнее включить…
     Виктор соглашался и, заглядывая в собственноручно написанный текст, находил в нем нечто, возможно, относящееся именно к этой теме…
     - Альберштейн. «Психологические особенности подросткового…», - читала Надежда Васильевна, - Что-то я не знаю такого. Из современных что ли?
     - Как? Вы не знаете Александра Исааковича Альберштейна? Известный же ученый, - удивлялся в ответ педагог.
     -А-а! Александра Исааковича? Конечно, знаю! Фамилию его только все время забываю, - со знанием дела и даже как-то радостно закончила диалог завуч.
     После этого на некоторое время воцарилась тишина. Надежда Васильевна  молча изучала дальнейшие методические потребности молодого педагога, а он думал, откуда же завуч может знать такие фамилии, если они в воображении автора возникли только вчера, во время написания этого плана.
     Наконец, Надежда Васильевна отложила шариковую ручку, закрыла свою тетрадочку и со вздохом облегчения и нескрываемым удовлетворением заключила:
     - Человек Вы серьезный, Виктор Алексеевич, в аспирантуру поступать собираетесь. Потому и книги серьезные читаете, не то что Василий Иванович – одних брошюр наперечислял да на соросовскую конференцию записался…


Рецензии