Бойтесь своих желаний, ибо они исполняются

 Мир собак еще не полно изучен.
 Прославивший нашу страну хирург-исследователь Иван Петрович Павлов отмечал, что собака с радостью служит человеку, но не задавался вопросом почему? Он видел собак в неволе лаборатории и проводил над ними опыты с целью изучения процессов, происходящих в человеке.  А  сама собака с ее мировосприятием, взаимоотношения в мире собак, отношение собаки к человеку его не интересовали, но и при этом он не мог не заметить случая, когда одна собака спасает жизнь другой, вылизывая у нее загноившуюся рану.

 Больше могут рассказать о собаках кинологи. Но у них хоть и благородная, но насильственная цель - воспитать собаку в послушании человеку, поставить на службу для человека. И собаки служат, порой жертвуя своей жизнью при том, что инстинкт самосохранения развит даже у примитивных существ, а собака самоотверженно преодолевает этот инстинкт.
 
 Да, есть труды ученых о собаках, где наряду с ответами множество вопросов.

 Думаю, что понять собаку можно только предоставив ей свободу.  В копилку  наблюдений тому,  кто интересуется этими животными бескорыстно,  из  любви и уважительного удивления я  пишу этот рассказ.

         Дачи грабили часто,  просто бедствие какое.  На кого,  спрашивается,  надрываешься,  если тот,  кто не копал,  не садил,  не поливал,  пришел и взял осенью твой труд за все лето.

      В разговоре о том, что надо бы собаку завести, я  высказалась,  что мне нравится немецкая овчарка,  но не заводить  же для дачи такую дорогую собаку
Вскоре после этого  разговора,  а именно 7-го января  я шла  поздно вечером по улице.  И вдруг  с противоположной  стороны улицы из темного переулка вышла собака с цепью на шее. Она перешла дорогу и пошла за мной.  Это был молоденький самец немецкой овчарки, может,  не чистопородный,  он без документов  за  мной увязался.  Я остановилась, поговорила с ним, погладила по голове и велела идти домой.  Он спокойно слушал, разрешал себя гладить, но не уходил, а все равно шел за мной до самого подъезда.

 Пришлось пригласить провожатого в квартиру. Он сел у порога в квартире и с любопытством рассматривал коридор. В это время зазвонил телефон. Я сняла трубку – на другом конце провода молчали. Я слушала молчание,  глядя в умные глаза собаки,  и понимала, что все не случайно.
 Налила ему в большую миску из кастрюли суп, и он деловито съел весь суп,  которого нам хватило бы поесть всей семье нашей.  Я поняла, что обрекла себя на двойные расходы на питание. Увела его на место службы – на дачу. Мы его назвали Чанг.

 Купила книгу по обучению именно немецкой овчарки и взялась учить его простейшим командам.
 Он меня обучал успешнее.

 Иногда мы с ним барахтались в снегу. Иногда гуляли вместе, но без поводка потому, что он с такой силой тащил меня за поводок, что я за ним бежать не успевала, и удержать его не хватало моих сил.

 Это был удивительный пес, он редко лаял и только по делу.
Вот встречается нам крупная лохматая собака и так грозно лает.  Я думаю,  что  надо быстрее мимо проходить. Чанг останавливается,  с минуту молча смотрит на нее и, пригнув голову,  молча,  не спеша идет к ней. Подходит,  делает свое самское дело и, так же молча,  спокойно  возвращается ко мне,  и мы идем дальше.  А собака еще долго,  уже дружелюбно  бежит за нами,  хотя он  больше не обращает на нее никакого внимания. Иногда следом бежит хозяин собаки,   приказывая ей вернуться,  а она тоже не обращает на своего хозяина никакого внимания.  Хозяин,  догнав свою собаку,  начинает  требовать, чтобы мы здесь не ходили и его собаку не уводили. А мы чем виноваты? Она нам не нужна. И где же нам ходить, если везде есть собаки и история повторяется. Самое удивительное было для меня то, что он любил и самцов, и они не возражали.  «Наш Чанг какой-то странный» – говорила я сыну, озадаченная его любвеобильной неразборчивостью.  Сын хохотал и успокаивал меня,   дескать,   в природе такое бывает,  вот только насекомые так не могут потому,  что у них органы так устроены, что это не возможно.

 С наступлением весны  по утрам я стала  заставать Чанга рядом с цепью, на которой  пристегнут  застегнутый ошейник. Неужели кто-то приходит ночью, отстегивает собаку, застегивает ошейник и кладет на землю?   Зачем?  И Чанг это позволяет?!

 И я решила проследить. Вот наступила темнота, я выключила свет в доме,  якобы спать легла,  а сама у окна смотрю,  что будет. И вижу,  что Чанг ложится на траву и лапами стаскивает  через голову ошейник.  Освободившись,  он стремглав куда-то убегает.  А мне казалось,  что ошейник застегнут  туго,  и голова в него пролезть не сможет.

 А утром, как ни в чем не бывало,  сидит возле своей цепи и заглядывает в глаза и хвостом машет,   дескать,  давай привязывай,  да корми. «А в гостях-то что,  не накормили?» - спросила я его,  но,  конечно,  накормила и не стала чинить никаких препятствий его ночным отлучкам,  хотя именно ночью собака на даче и нужнее всего.   Выключив свет,  показав,  что  сплю, я смотрела в окно,  как забавно он стаскивает с себя ошейник,  как  радостно убегает.

 Чанг видел, как я уехала на машине.  Эта машина жила по соседству с нашей дачей.  В эту ночь я не пришла ночевать на дачу. Ночью, освободившись от ошейника,  когда машина возвращалась домой,  он бросился на неё и погиб.


Рецензии
Ольга, в Вашем рассказе интересные жизненные наблюдения описаны хорошим литературным языком. Вот только, трактовка событий может быть более полной. Я не претендую на знание предмета, поэтому скажу: я читал, что... Собака - стайное животное, подчиняется вожаку, если таковой у него есть, а человек-хозяин становится на место вожака, она ему подчиняется и обожает его. Соблюдает некие условия отношений, заложенные на уровне инстинктов. Собаки часто гибнут на дорогах, так как не могут соразмерять скорость машины со скоростью своего перемещения поперек дороги. И у меня на даче живет собака, которая может стянуть ошейник, иногда это делает, но обычно нет, так как она связана договором: она охраняет, я кормлю ее. И много других еще нюансов. Это вообще интересно, Сетон-Томсон и Виталий Бианки создали много повестей и рассказов о собаках, волках, птицах и других животных.

Алексей Головко   14.10.2017 01:11     Заявить о нарушении