Музыкальные впечатления 7
Утреннее религиозное песнопение Грегорио Аллегри символизирует начало новой эпохи – барокко.
Музыка Лучано Берио - это красочный музыкальный авангард. Композитор не отрывается от родной итальянской земли.
Трагедийный характер песен Алексея Верстовского намного раньше Фёдора Достоевского вызывает сострадание «к униженным и оскорбленным».
Сергей Танеев – композитор-философ: Семён Людвигович Франк в музыке.
Трагический танец Микиса Теодоракиса возвращает нас в Древнюю Грецию.
В хоровом произведении «Жертва вечерняя» Павла Чеснокова выражается сдержанная горняя скорбь. Оно достойно гениальной духовной музыки Чайковского и Рахманинова.
Иоганн Штраус-отец и его сын Иоганн, Йозеф и Эдуард – классики венской лёгкой музыки.
Вальсы Иоганна Штрауса-сына отличаются от музыки других представителей семейства Штраусов поэтичностью и одухотворённостью.
Иоганн Штраус-сын – скорее композитор-поэт, чем просто композитор.
На гитарную музыку Мануэля Понсе падают огненные блики костров, вокруг которых мексиканские индейцы совершают свои магические обряды.
В задумчивых лирических песнях Василия Соловьёва-Седого проявляет себя истинная великая Россия.
Визитная карточка Андрея Петрова – задушевные лирические мелодии.
Мишель Легран – интимный лирик.
Благочестивым православным пением Александр Гречанинов обращает наши взоры к престолу Отца Небесного.
Киномузыка Нино Рота погружает зрителей в мир сентиментальных грёз.
Станислав Монюшко – композитор-эхо, доносящий до нас отголоски классических опер.
Вано Мурадели пробуждает в людях гражданские чувства.
Песни Раймонда Паулса жёлтыми листьями падают на тротуар истории.
Музыка Поля Мориа будит в душе весну.
Музыка Эдуарда Направника – само благодушие.
Песни Андрея Петрова затрагивают лирические струны души.
Орнандо Лассо в хоровой музыке сооружает величественный храм природы.
В хоровой музыке Жоскена де Пре верующий молится перед Всевышним с опущенной головой.
Музыка Ипполитова-Иванова по-лермонтовски красивая и благородная, с другой же стороны – порывистая и мятежная.
Франц Легар – композитор-юноша, автор безоблачной музыки.
Сергей Ляпунов обладает таким же мощным русским духом, как Сергей Рахманинов, но не его талантом.
Фрэнсис Лэй затрагивает интимные струны любви.
Бенедетто Марчелло – уникальная личность: композитор, общественный деятель, папский камергер, юрист, музыкальный писатель, поэт. В его лице Венеция и вся Италия обретает мощный талант.
В 1669 году Алессандро Мелани создаёт одну из первых опер о Дон Жуане, которой автор даёт поучительное название: «Наказанный развратник».
Восхитительные романсы Александра Варламова покрывает чёрная шаль трагедийности.
Слушая гитарную музыку Мауро Джулиани, хочется воскликнуть: «Мир чудесен! В нём есть место для душевных порывов и признаний в любви».
Евгений Дога кружится в вальсе ликующего счастья.
Песни Александра Гурилёва повествуют о самом сокровенном для русской души. Кому, как не бывшему крепостному музыканту, автору песни «Вот мчится тройка почтовая» не известно, что и рабам свойственны благородные порывы души?
Жан-Мишель Жарр пишет счастливую музыку для счастливых людей - тех, в чьих душах вечный праздник!
Наряду с беспредметной живописью существует «беспредметная» музыка, состоящая из произвольно набранных звуков. Это музыка бурлящего звукового резервуара. Такие произведения встречаем у немецкого авангардиста Хельмута Лахенмана.
Генри Манчини облагораживает американскую развлекательную музыку солнечным итальянским мелодизмом.
Музыка кубинца Эрнесто Лекуона-и-Касадо примечательна национальным колоритом и мелодической красотой.
Существует музыкальная эротика двух направлений: западного и восточного, физического наслаждения и духовного слияния. Таковы произведения Джеймса Ласта и Александра Рабиновича-Бараковского.
Белорусский композитор Андрей Мдивани имеет профессиональные навыки в сочинении оркестровой музыки. Он чувствует и понимает оркестр.
Прославленный лютнист Франческо Канова да Милано – воистину мастер в лютневой музыке. Композитор творит ее спокойно и рассудительно.
Нельзя отказать светским мадригалам Луки Маренцио в живости и яркости их музыки.
Эннио Морриконе покоряет людские сердца музыкой осенней задумчивости.
Якоб Обрехт робко приподнимает взор к Отцу Небесному.
Лирика в эстрадно-джазовой музыке Юрия Саульского отличается душевной теплотой и нежностью.
Джузеппе Торелли – маэстро трубы! Его музыка в высшей степени яркая и праздничная.
Из скорбного многоголосия музыки Роре Киеприяно пробивается наружу светлая мелодия, отражающая образ Девы Марии.
Мелодический шедевр «Светлая ночь» Зденека Фибиха достоин лучших песен Роберта Шумана.
Ханс Циммер с большим коммерческим успехом перерабатывает музыку XIX века в современную киномузыку.
Сальваторе Шаррино – композитор-фантаст. В поиске необычных звучаний вводит в оркестр 100 флейт и 100 саксофонов. Большой оригинал!
Людовико Эйнауди в минимализме эстрадного типа воплощает застывшие лирические эмоции. Его музыка развертывается, как замедленная киносъёмка.
Музыка Степана Давыдова дышит горячим русским патриотизмом.
На редкость красивыми песнями Джером Керн пробуждает в сердцах людей мечту о счастье.
Карлос Гардель – основоположник его величества аргентинского танго.
Франц Ксавер Моцарт совершает мужественный шаг: он творит музыку не в стиле своего знаменитого отца Вольфганга Амадея Моцарта, а в духе недавно возникшего романтизма.
Пьер-Александр Монсиньи наделён чудесным мелодическим талантом.
Музыка в весёлых комических операх Даниэля Обера пенится, как шампанское.
Музыкальный драматизм Гаспаре Спонтини вполне сопоставим с бетховенским. Различие же состоит в том, что у у Бетховена он с большей убедительностью воплощается в симфонии, а у Спонтини – в опере.
Музыка комических опер композитора и знаменитого шахматиста Франсуа-Андре Филидора мелодична и приятна на слух.
Евстигней Фомин многолик: он и русский,и западно-европейский композитор.
Карл Давыдов в виолончельной музыке – блестящий виртуоз и нежный лирик.
Евстигней Фомин прививает черенок русской народной песни к дереву европейской оперы.
Задушевные песни Александра Гурилёва делают незнакомых людей близкими и даже родными.
Эмоции в мадригалах Карло Джезуальдо – это бледно-голубые подснежники, едва пробившиеся наружу
Блестящий «Мартовский хоровод» Григораша Динику – символ страстной, обжигающей цыганской музыки. Эта виртуозная пьеса облетает весь земной шар!
Антонио Томазо приписывается знаменитая Чакона. В ней строгая форма и эмоциональное содержание. Это напоминает старинную вазу с расцветающей розой.
Жан-Мишель Жарр простенький мотив помещает в космические сферы. В итоге: обыватель чувствует себя окрылённым.
Нужно родиться под неаполитанским солнцем, чтобы создать столь очаровательные неаполитанские песни, какими одаривает человечество Эдуард ди Капуа!
Франческо Миньоне не без успеха сочиняет песни в неаполитанском стиле.
Песенные жемчужины Франческо Тости принадлежат скорее к сдержанным, нежели страстным неаполитанским песням. Это объясняется тем, что композитор живёт в Англии.
Наедине с родной перуанской природой Даниэль Роблес испытывает величайшее блаженство.
Питер Уорлок находит покой и утешение в старинной музыке.
У Фридриха фон Флотова нежная, ласковая и вместе с тем сдержанная лирика. Мелодия «Последняя роза лета» - это любовное признание благородного человека.
Оперы Франческо Чилеа пользуются успехом у публики благодаря мелодичности и неаполитанской экспрессии чувств. Не случайно его арии поёт неаполитанец Энрико Карузо!
Музыка Эрманно Вольфо-Феррари обольщает публику беззаботной весёлостью.
Робберу Планкетту приносят славу романтические оперетты с изысканными штраусовскими мелодиями и ритмами.
Среди творцов музыки есть композиторы-счастливцы, которым удаётся написать бессмертные мелодии. Людей не перестаёт волновать Полонез Михаила Огинского и Романс Висенте Гомеса.
Простодушно-детская музыка Джузеппе Баини веселит душу.
В душе распускается цветок любви к партнёрше, с которой танцуешь романтическое танго Сиднея Беше.
Церковная музыка Артемия Веделя насквозь пронизана светлым украинским мелосом.
Вместе с девушкой и всей природой вы кружитесь в стремительном румынском хороводе под аккомпанемент виртуозной флейты Георге Замфира. Незабываемые минуты счастья!
Простая и ясная музыка Пьетро Гульельми возвращает нас в счастливое детство.
Рем Джадзотто сочиняет обворожительную мелодию под названием «Адажио Альбинони». В ней столько благородной скорби и душевной теплоты, что люди поверили, будто она принадлежит перу старого итальянского мастера. Нет, музыка Альбинони – это вечный праздник, а мелодия Джадзотто - безмерная скорбь и беспредельная любовь матери к распятому на её глазах сыну Иисусу!
Виртуозный блеск и мелодическая красота приносят чардашу Монти всемирную известность.
Глубоко символично, что один из основателей новой музыки Филипп де Витри сочиняет хоровые произведения, близкие к народным истокам.
В Небесной музыке Якопо Болонского встречаются мелодические обороты, из которых в будущем возникнут прекрасные мелодии.
Анатолий Лядов смотрит на мир глазами мудрого сказочника.
Король Франции Людовик XIV оценивает оперу «Каллироя» Андре Детуша выше, чем оперы Люлли и Кампра. Причуда монарха? И да, и нет. Талант Детуша никак не сравним с гением Люлли, но он делает решительный шаг в сторону реформаторской оперы Глюка.
Энергетически насыщенная музыка Аррига Бойто предвещает появление новой силы в Италии – фашизма.
Бальдассаре Галуппи – венецианский гондольер, распевающий популярные оперные арии.
Адольф Адан сочиняет «Жизель», а его ученик Лео Делиб – «Коппелию». Так появляются на свет две балетные жемчужины.
Музыка Вангелиса из кинофильма «Завоевание мира» скорбно возвещает о гибели великой древнегреческой цивилизации. Вот где трагедия из трагедий!
Карл Мария фон Вебер переплавляет красоту Моцарта и волю Бетховена в немецкий национальный дух.
Жизнь Микалоюса Константинаса Чюрлёниса – страстный творческий порыв! Композитор с тонкой психической организацией создаёт нервную музыку, граничащую с экспрессионизмом.
Арно Бабаджанян пишет музыку или откровенной, или приглушенной любовной страсти.
Лёгкая музыка – это красивая куртизанка, в которую нельзя не влюбиться. Мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера покоряют меломанов всех стран. Много ли надо невзыскательной публике?
Вокальная полифония Йоганесса Окегема – первозданная, суровая. Кажется, что верующие молятся коленопреклонённо под высокими сводами храма.
Музыка Алексея Пилатова оставляет приятное впечатление.
Имитация птичьих голосов в пьесе «Ньюанс» - существенный элемент музыки композитора. Радостный щебет возвращает нас в храм природы.
Во Второй симфонии эпизод спокойного созерцания мира сменяется взволнованным порывом чувств.
Когда слушаешь Третью (Ницшеанскую) симфонию Пилатова, невольно видишь образ Заратустры, стоящего на скале и обозревающего мироздание.
Концерт для варгана с оркестром буквально с первых же звуков привлекает внимание чувством всемирности, в котором сливаются воедино прошлое, настоящее и будущее. Это говорит о серьёзности намерений молодого автора.
Отрадно, что народно-танцевальные ритмы Струнного квартета №1 не приводят к фольклорному примитивизму.
Струнный квартет №2 вновь погружает в спокойное, мудрое состояние духа.
Такие произведения Алексея Пилатова, как фортепианная сюита «Три листа жизни» и оркестровая пьеса «Фея - повелительница радуги» имеют символический подтекст. Они поэтичны, трогают нежной лирикой.
Созерцание, благородство и утончённость музыки Алексея Пилатова указывают на её нравственную первооснову.
Каков духовный мир композитора Марины Лукашевич?
Суровый испанский колорит в пьесе «Казнь» вызывает в памяти трагические события истории.
В пьесе «Предопределении» человек остаётся наедине со своими тяжёлыми думами.
В Органной пьесе неумолимое время взывает к одинокому человеку.
Таким образом, мы имеем: одиночество, грустные мысли, трагедии минувших веков.
В пьесе «Semplice» Андрея Цалко звучит лирика чистой и светлой души. Она благотворно действует на человека. Автор пьесы «За дверью» погружается в тревожно-печальное состояние души, покой которой нарушают резкие звуки и звучности. «Кое-что» - пьеса ни о чём, если не считать растерянности сознания.
Андрей Цалко ищет новые тембро-звуковые комбинации, обращается к разомкнутым музыкальным конструкциям. Молодой композитор удачно соединяет сонористику с рационализмом, традиционность с современным музыкальным языком (например, в пьесе «За дверью» он пишет вариации на темы Родиона Щедрина).
Андрей Данилевич-Якушев – композитор романтического склада мышления. Об этом свидетельствуют такие его пьесы, как «Борьба», «Гибель мечты», «Любовь», «Одиночество». Они позволяют говорить, что у молодого автора есть мелодический талант. Другая сфера композитора – народно-песенный жанр («Лятела зязюля», «Мародёры»). Впрочем, развёрнутая по форме пьеса «Мародёры» говорит о том, что Данилевич-Якушев наделён ещё одним талантом: музыкально-театральным. Хочется посоветовать ему писать оперы.
Музыкальные произведения Юлии Тихоновой возвращают нас либо в ренессансную Европу, либо в древнюю Русь.
Гальярда 1 и Гальярда 2, Жига, Куранта, Павана сохраняют ритмический и мелодический рисунок старинных танцев. Эти пьесы для оригинального инструментального состава (с использованием баяна) и отличаются необычными тембровыми красками. В пьесе «Летопись» широкая русская мелодия растворяется в потоке жёстких языческих звуков.
Юлия Тихонова ищет вдохновение в прошлых эпохах.
Токката для двух фортепиано Алины Безенсон привлекает внимание русским мелосом, эмоциональной открытостью и свободной музыкальной формой.
«Грядущий день» Безенсон – пьеса концертного типа для выборного баяна и оркестра. Она отличается широким мелодическим дыханием, лирическими чувствами, трагедийной патетикой. В ней интересны тембровые краски баяна, имитация органного звучания.
Алина Безенсон создаёт живую, естественную музыку. Композитор всецело посвящает себя музыкальному искусству.
Свидетельство о публикации №217040300541