Евтушенко

Я не знаю великого русского поэта, который миновал бы тему Христа. Евтушенко вне этой темы.

В душе русского человека Бог с дьяволом борется – об этом писал Достоевский. Переложение молитвы Ефрема Сирина – прекрасное наследие Пушкина. Его же Гаврилиада – дань юношескому свободомыслию, и тоже некоторая позиция относительно Всевышнего, поиск божественной истины в пекле ада. Известны богоборческие стихи Брюсова и Есенина, у последнего, думается, – это не лучшие его стихи. В белом венчике из роз узрел Блок Христа в революции. Христос-Антихрист – в этой дилемме бился Серебряный век.

Маяковский? Но поэт революции – сам в чистом виде персонаж Достоевского. Один из Карамазовых плюс Ставрогин – как Ставрогин и ушел он из жизни. Антихрист был его врагом и кумиром, с которым боролся и, возможно, проиграл в своей эпохе, чтобы прийти к потомкам как мученический символ, значение которого до сих пор не осмысленно вполне.

Свое неполное тождество собственно поэту Евтушенко, видимо, сознавал сам. Мучился этим. Отсюда строки: «Поэт в России больше чем поэт». Что такое больше по отношению к поэту, а что меньше – кто рассудит, если поэт сам по себе чуть более чем бесконечность?

Здесь важно – кто требует испытуемого к священной жертве. Аполлон ли? А может – просто конъюнктура гражданского поступка. И - необходимость отвечать за свои слова, которые у поэта суть дела его.

Одно несомненно. Биография Евтушенко действительно эпохальна. Какова бы ни была эта эпоха, он один из ее символов, а его тексты – достояние культуры.


Рецензии
"Какова бы ни была эта эпоха, он один из ее символов, а его тексты – достояние культуры." плюс цветные штаны в крупную клеточку и кепка от Куклачёва!

Бабуин.

Эдгарт Литау   03.04.2017 11:17     Заявить о нарушении