Мятежная Елатьма
Вопрос к матери.
- Мам, а как после революции в 1917 году устанавливалась новая рабоче-крестьянская власть в нашем бывшем Елатомском уезде Тамбовской губернии? В нашей деревне?
- Я ещё во время революции маленькая была и о революции знаю из рассказов отца, матери, свёкора, соседей; зато весь послереволюционный период деревенской жизни проходил на моих глазах.
- Когда власть в Петрограде, после отречения царя от престола, перешла к Временному правительству, крестьяне во всем уезде бурлили. Тогда ни радио, ни телефонов в деревне не было. Служебный телефон был только у Елатомского городничего Фруктова Николая, по которому связь устанавливалась через Сасовский железнодорожный вокзал со столицей и Тамбовым, ведь Елатомский уезд в то время входил в состав Тамбовской губернии, а соседний Касимовский уезд – в Рязанскую губернию. Но Елатомский городничий скрывал правду от жителей. Все известия о революции и её лозунгах крестьяне узнавали от солдат, вернувшихся с развалившегося германского фронта.
В то время Сасово входило в состав тоже Тамбовской губернии. Грунтовая основная дорога из Елатьмы в Сасово проходила через нашу деревню к Оке и дальше через Петелино в Сасово. Елатьма в царское время была известным в России и за границей городом, хотя промышленности в городе не было, слишком удален он был от основных дорог. До железной дороги, что в Муроме и что в Сасове было почти по 100 километров. Уезд занимал площадь более четырёх тысяч квадратных километров с населением в сто сорок тысяч человек. В самой Елатьме было тогда тринадцать церквей, две мечети и одна синагога. Это на несколько тысяч населения! Они-то и придавали значимый статус городу. В Елатьме проводились шумные ярмарки, в городе жила известная в округе помещица – миллионерша, купчиха Попова Мария Андреевна. У нее были лучшие в уезде земли, были и пароходы, на которых товары переправлялись и в Приволжские города, и в Москву. В хозяйстве её работали батраки, много их было из соседней Мордовии. К мордовским батракам относились пренебрежительно и меньше платили за тяжелый крестьянский труд. Но к жителям Елатьмы помещица относилась по-доброму, помогала им, когда к ней обращались, потому и вспоминали её с теплотой. В городе жили и другие помещики, среди которых заводчик Девешев, у которого был завод по производству крахмала, важный тогда товар в торговле. Своими товарами, а это кроме крахмала и мука, и сушеная вишня, и рыба, и соль, и мёд, и сало, Елатомские купцы и торговали. Много товаров вывозилось в Москву зимой по льду замерзшей Оки. Других-то дорог в зимнее время не было.
Обстановка в 1917 году в Елатомском уезде была напряженная. В уезде 214 помещиков имели столько земли, сколько 180 тысяч крестьянских хозяйств. При том земля помещиков была лучшей. В их собственности были и заливные луга и строевой лес, а потому крестьяне зависели от помещиков и ссорится с ними было себе в убыток. А здесь солдаты с фронта привезли интересные для крестьян новости, что вся земля должна быть отобрана у помещиков и бесплатно роздана крестьянам. Крестьяне об этом и мечтать не могли, а тут такие вести! Елатомский городничий Фруктов, зная действительное положение в стране, сведения до жителей не доводил. Уже с весны 1917 года начались грабежи помещичьих усадеб. Менее работящие, наглые и нахальные буквально поняли лозунги: «Грабь награбленное!» и «Смерть буржуям!». Тащили из помещичьих усадеб всё: сельскохозяйственный инвентарь, уводили домашнюю скотину, выносили строительные материалы, одежду, посуду и все, что плохо лежало. Особенно усердствовали мордовские батраки, которые не только отбирали у помещиков имущество, но нередко расправлялись и с семьями помещиков, в имениях которых они батрачили. В глазах крестьян помещики не работали. Они землю, луга отдавали в аренду, лес продавали с корня. А сами, проживая в богатых, уединенных особняках, время свое тратили на застолья, охоту, поездки по уезду в гости к другим помещикам в красивых тарантасах, запряженных откормленными конями в красивую сбрую и с бубенцами. Издали заслышав бубенцы, крестьяне поспешно уходили с дороги в сторону, покорно кланялись, долго и со смирением смотрели вслед божественно красивой кареты: «Барин поехал!» Известная Мария Андреевна рано овдовела и очень боялась грабителей, особенно работавших у нее мордовских крестьян. Вечером она велела слугам зажигать в гостиной дома побольше свечей и керосиновых ламп, заводила патефон, который ставила на подоконник открытого окна, как бы показывая, что в доме много гостей.
После захвата власти Временным правительством зашаталась и власть в уездах. Люди уже не хотели подчиняться, как раньше: городской управе, городовым, полицмейстерам. Помещичьи усадьбы стали грабить. Вот и потянулись уездные помещики со своим добром в тихую, удалённую от больших дорог, от властных центров Елатьму, надеясь, переждать, здесь бурю революции. Они верили, что привычная российскому народу самодержавная власть, вновь восстановится в стране, и они заживут прежней беззаботной жизнью: когда они будут управлять, а крестьяне на них работать.
Сюда же в Елатьму потянулись офицеры, юнкера – дети местных богачей, тоже оставившие развалившийся германский фронт и мечтавшие на родине заняться привычными мирскими делами в своих родовых помещичьих усадьбах. Все они надеялись отсидеться в тихом уездном городке, где течение революционных событий замедлялось отсутствием известий от удаленных властных центров: Петрограда, Москвы, Тамбова и Рязани.
Но после октябрьского переворота 1917 года новая власть, прежде всего большевиков, стала брать управление уездами в свои жесткие руки. Центр уездной власти из Елатьмы переместился в Сасово. Этот поселок находился на оживленной железной дороге, был связан телефонной связью с Петроградом и Москвой. Из Петрограда в Сасово был направлен уполномоченный Советской власти большевик Янин Андрей Никитич с мандатом: возглавить местную администрацию и обеспечить Советскую власть в Елатомском уезде Тамбовской губернии. Прибыв в Сасово, он с помощью местной ячейки большевиков, при поддержке крестьян, организовал и возглавил Военно-революционный уездный комитет, который заменил Временный уездный комиссариат, организованный Временным правительством.
В Елатьме влияние большевиков было незначительным, так как после революционных событий 1905 года елатомские большевики были арестованы и высланы на север. А трое присланных Яниным, были выдворены из города городничим Фруктовым и штабс-капитаном Аваевым. Перед Яниным стояла первоочередная задача: установить власть Советов в уездном городе - Елатьме, где собрались царские офицеры, юнкера, гимназисты, которые не хотели признавать власть большевиков, организовали военную дружину с задачей: не допускать грабежей в окрестностях Елатьмы, сохранить в городе власть городской управы. Дружина была хорошо вооружена стрелковым оружием, в том числе и пулемётами. Для пополнения военных запасов дружинники разоружили расквартированный в Елатьме отряд для сопровождения заключенных. Возглавил дружину офицеров и юнкеров молодой штабс-капитан Аваев Георгий Петрович, начальником штаба стал тоже молодой корнет Покровский Борис Евгеньевич. Расположился штаб в особняке Поповой Марии Андреевны, которая к тому времени уже покинула Елатьму вместе со своей охраной.
В январе 2018 года Янин организует поход на Елатьму конного отряда, усиленного пехотой из добровольцев во главе с товарищем Боревым. Но на подходе к Елатьме дружине из восьмидесяти офицеров Аваева и Покровского удалось устроить засаду и захватить отряд Боревого в плен, разоружить красноармейцев и отпустить их на все четыре стороны.
Тогда в феврале Янин формирует новый отряд, более многочисленный, для похода на непокорную Елатьму. В отряд также входила конница, пехота из регулярного войска, численностью более ста пехотинцев с тремя 76 мм орудиями; из Рязани подошло подкрепление в составе пулемётной роты и шести пулемётов, из Петрограда прислали сто винтовок, и пять тысяч патронов к ним для формирования отряда добровольцев из дезертировавших с фронта местных солдат. Их также Янин привлек к походу на мятежную Елатьму. Этот поход возглавил сам Янин Андрей Никитич.
В это время Елатомскому городовому Фруктову позвонил Тамбовский комиссар Орлов и просил привлечь жителей Елатьмы для организации обороны города от выступившего из Сасова армейского отряда Янина. Фруктов и Аваев, выполняя просьбу губернского комиссара, собрали на базарной площади у торговых рядов жителей города и предложили им записаться в городскую дружину, чтобы отразить наступление большевистского отряда. Жители города, уже наслышанные о лозунгах большевиков отказались от участия в обороне города. Тогда Фруктов и большая часть помещиков, прибывших в Елатьму со своим имуществом в надежде, что всё скоро уляжется, а прежняя власть в стране восстановится, покинули город.
Аваев и Покровский стали готовиться к обороне города силами дружины. Имеющиеся пулемёты были установлены на колокольнях церквей, отряд разделили на три группы и сосредоточили их на возможных направлениях наступления отряда красногвардейцев по основным дорогам на въезде в город. Осталась не прикрытой восточная сторона города, обращенная к заснеженному склону, к Оке. Здесь наступления не ожидали и оставили только дозор.
Янин тоже принимал меры по освобождению мятежной Елатьмы, стараясь не допустить больших потерь красногвардейцев. Прибыв к Елатьме в конце февраля, он организовал свой штаб в близлежащей к Елатьме деревне Пустыни. Направление наступления определил по трем основным дорогам, на которых свою оборону построили и Аваев с Покровским. На каждое направление Янин выделил, кроме пехотинцев и кавалеристов, по пушке и по пулемётному взводу. С помощью большевика Егора Сарычева из деревни Лазарево был организован большой отряд добровольцев из бывших солдат близлежащих к Елатьме деревень. Их вооружили винтовками, которые Янин лично привез из Петрограда. Некоторые добровольцы пришли со своим оружием. Добровольцам обещали после освобождения Елатьмы от мятежников отдать на разграбление усадьбу самой богатой в Елатьме помещицы – миллионерши Марии Андреевны, о богатстве которой в окрестных деревнях все знали. Из нашей деревни, как рассказала мама, в добровольческий отряд записались молодые солдаты из шести самых бедных семей, среди которых оказался и наш сосед Петр Петухов, со слов которого она и рассказывала о военном походе на Елатьму. Добровольцы не знали только, что Мария Андреевна ещё с осени, когда начались грабежи в Елатьме, погрузила на свой пароход ценные вещи, свою охрану и отплыла по Оке в сторону Москвы к родственникам. Однако осенние заморозки сковали лёд, пароход где-то у Тулы остановился. Мария Андреевна на лодке, с трудом добралась до Тулы. Все её ценные вещи утонули вместе с пароходом. Не имея средств для жизни, она устроилась работницей в Тульский детский дом. Покидая Елатьму, как она думала навсегда, она раздала всё ценное имущество своего имения соседям, крестьянам, которые на неё работали и оставшимся в Елатьме своим слугам. Так что грабить у неё в Елатьме было нечего.
Утром третьего марта Янин предпринял второе уже после прибытия наступление на Елатьму. Первая атака красногвардейцев в конце февраля, плотным огнем дружинников была отбита. Но появились первые убитые и раненые с обеих сторон. Тогда на колокольню Пустынской церкви, по приказу Янина, крестьяне – добровольцы затащили 76 миллиметровую пушку, которая с орудиями других направлений и начала артподготовку, а затем после трехдневной осады Елатьмы, в наступление пошла пехота. Дружинники Аваева встретили цепи наступающих красногвардейцев пулеметным и винтовочным огнем. Среди защитников Елатьмы в основном были офицеры и юнкера, которые прошли в армии подготовку и метко стрелять умели. Но боезапас расходовался, а пополнить его было не откуда. Аваев и Покровский понимали, что Елатьму им не защитить и умирать ни кому не хотелось. Воспользовавшись тем, что началась сильная метель, и видимость на дорогах стала плохой, половина дружинников, разбившись на мелкие группы, с оружием двинулись из Елатьмы в сторону Выксы, что была за Окой, и по льду Оки в сторону Москвы, пристав к обозам торговцев. В их числе оказался и Аваев, который к тому же сумел прихватить весь золотой запас уездного банка. Утром 4-го марта из Елатьмы в штаб Янина, в Пустыне пришли с белым флагом двое жителей Елатьмы: известный в уезде судья Праведников и учитель Старченко. Они сообщили Янину, что дружинники, вместе со штабом, покинули город.
Отряд Янина вошел в оставленную дружинниками Аваева и Покровского Елатьму и начались аресты. Арестованы были дружинники, не пожелавшие бежать из города, депутаты городской думы, священнослужители. Несколько человек при этом были расстреляны. За убежавшими из города дружинниками Янин организовал погоню отрядом кавалерии. Беглецов настигли у Выксы. Некоторые офицеры сдаваться не пожелали, оказали вооруженное сопротивление конному отряду и были уничтожены кавалеристами. Сдавшихся пленили и арестовали. Среди убитых и арестованных не нашли ни Аваева, ни его начальника штаба Покровского. Их, под другими фамилиями, нашли и арестовали в Москве позже.
Добровольцы из местных деревень, как рассказывала мать, собрались грабить имущество Марии Андреевны, но оказалось, что в помещичьем особняке уже ничего нет, всё уже разграбили до них. Петухов Петр сумел все-таки найти в печке, в бане грязное нижнее бельё, очевидно гостей Марии Андреевны. Добровольцы пожаловались Янину, что за их работу надо бы заплатить, они рисковали жизнью, ведь в усадьбе-то нет ничего, а обещали несметные богатства! У Янина тоже ничего не было, но тут пришли его солдаты и сказали, что нашли склад Девешева с крахмалом. Вот им и расплатился Янин с добровольцами. Когда Петухов вернулся в деревню, то односельчане в первую очередь его спросили, что удалось захватить в усадьбе Марии Андреевны? На что Петя смущенно сказал, что нашел в бане старое грязное помещичье белье и еще от Янина получил полпуда «трахмала» (крахмала). Так закончилось освобождение мятежной Елатьмы. Среди жителей, больше всех пострадали священнослужители. Известна и судьба Марии Андреевны. Она некоторое время работала в Тульском детском доме, а когда узнали: кто она, то её арестовали. Однако ценных вещей при обыске у нее не нашли, а из Елатьмы по запросу властей на неё пришла положительная характеристика - бедные жители Елатьмы помнили её доброту. Марию Андреевну освободили из заключения, однако из-за переживаний сердце её не выдержало, и она уже на выходе из тюрьмы умерла. Штабс-капитан Аваев в Москве был арестован, допрошен и расстрелян. Аналогичная судьба и у начальника штаба дружинников Покровского. О судьбе сына Марии Андреевны, тоже дружинника, ничего не известно. В уездном городе Елатьме была установлена Советская власть и наведен революционный порядок. Не стало ни погромов помещичьих усадеб, ни грабежей, ни самоуправства богатеев. Открылась возможность добросовестно трудиться на равных для всех условиях.
- А как приняли Советскую власть в деревне?
- А никак. Только власть от старосты перешла сельскому Совету в составе председателя и секретаря. Однако пошумели много, когда первый раз делили казенные земли по едокам. Доходило до оглобель, когда кто-то посчитал, что ему земля не та досталась. Но вскоре всё улеглось. Крестьяне стали самостоятельно работать на своей земле и обижаться, кроме как на свою лень, было не на что. Люди с радостью трудились на своей земле, верующие, а их в деревне было большинство, ходили молиться в церковь, которая действовала в соседнем Сабурове. Праздники, как правило, религиозные справляли в деревне все, веселились от души. Жить стали хорошо. В деревне заработал клуб, где были организованы курсы ликбеза. Ведь большая часть крестьян были неграмотны, не могли читать, писать, расписывались крестиком. Жители стали обновлять свои дома, хозяйственные постройки, больше внимания стали уделять противопожарной безопасности, в деревне появилась пожарная дружина, на домах появились таблички со знаками: ведро, топор, багор. Это те предметы, с которыми житель дома должен прийти на пожар, чтобы активно принимать в нем участие. В деревне постепенно в каждую квартиру по желанию домовладельца провели радио, электричество, газ, воду. Появились школы: начальная, семилетка и десятилетка, все в отдельных зданиях, а выпускных: по два класса, детей было много. Появились в деревне: больница на 12 коек, амбулатория, для первоначального приема заболевших, почта, сберкасса, детский садик, молокозавод, хлебопекарня, баня, обозный завод. Улучшались дороги. Управление велось сельским советом, правлением колхоза, конторой потребкооперации. С образованием колхоза появилась вся инфраструктура, необходимая для производства продукции растениеводства и животноводства.
Однако после революции 90-х годов постепенно стало это всё исчезать с улиц деревни. И теперь не стало почты, сберкассы, больницы, молокозавода, детского сада, сельского Совета, правления колхоза, конторы потребкооперации, бани, обозного завода, а построенная ранее средняя школа с трудом набирает первый класс из десятка учеников со всех близлежащих деревень. Разрушены постройки зернового тока, на котором мололи и зерно для корма скота, мастерские, животноводческие фермы; поля теперь уже не пашутся и зарастают мелколесьем. Да и лес, в который раньше жители ходили за ягодами, грибами, а в лесхозе выписывали деревья для строительства, вырублен и представляет из себя незавидную картину. Не стало и техники, на которой пахали поля, перевозили выращенный урожай. Всё в одночасье исчезло, как и не было ничего. Местные жители стали покидать деревню, уезжая в Рязань, Москву, Касимов, где пока ещё можно найти работу. Теперь старожилов в деревне можно сосчитать по пальцам, а немногочисленная молодёжь – это, как правило, приезжие из Закавказья, занимается на свободных земельных участках бывших колхозников выращиванием укропа, петрушки, кинзы для продажи на Московских рынках.
И что же будет с деревней дальше? Будет лучше? Или ещё хуже? Или одними деревнями жизнь в стране не измеряется?
Март 2017 г. Записано со слов матери, использованы также материалы архива. Кирюхин А.
Свидетельство о публикации №217040300695