Религия и церковь

   Религия и церковь. Как ни странно, для меня это разные понятия. Попытаюсь объяснить. В самом центре Симферополя есть маленькая православная церковь Константина и Елены. Это один из первых православных (если не первый) храмов, построенных в городе. Строилась она неким господином Поповым как домашняя церковь, и потому внутри она крошечная и изящная как бонбоньерка. В будние дни в ней всегда мало посетителей, а то и вообще пусто. Вот в эту церковь, начисто лишенную официоза, уютную и тихую, я при случае стараюсь зайти, хотя бы на 10-15 минут. Мне, как и многим другим людям, полезно, а порой и необходимо побыть одному. Отрешиться от мелочных повседневных забот, вспомнить ушедших родственников, друзей. Поставить и зажечь несколько тонких свечей, вспоминая их поименно. Получить некую психологическую разгрузку, прежде чем опять окунуться в «суету городов».

   Буквально рядом находятся два крупных собора, причем один из них кафедральный. Но там всегда многолюдно. И особенно меня раздражают фанатичные церковные прихлебательницы, которые под видом уборки могут тебя толкнуть, броситься, при тебе тушить наполовину сгоревшие свечи (понятно почему), делая вид, что очищают от воска подставку.

   У меня свое отношение к религии. Я не считаю, что любая церковь, взявшая на себя посредничество между человеком и Богом, всегда добросовестно выполняет свои обязательства. Кроме того, излишне заботится о своем благополучии. Что православная (по образу и подобию Византии), что католическая религия стараются сохранить старые традиции в пышности обрядов, убранстве храмов, ритуальных облачениях церковных сановников. Отнюдь не случайно римско-католическая церковь своим стремлением к роскоши вызвала протестное движение Реформации. Как результат, лютеранские и протестантские храмы подчеркнуто аскетичны.
 
   Однако, за две тысячи лет христианская религия кое в чем преуспела. Постепенно появилась особая церковная архитектура, со своими стилями и особенностями. Религиозная живопись в виде фресок и икон породила своих гениев. Достаточно вспомнить Микельанджело, Рафаэля, а в России Феофана Грека и Рублева. Церковную музыку сочиняли практически все великие композиторы от Баха в Германии до Бортнянского и Чайковского в России. Обряды и молитвы отточены до совершенства. Для этого достаточно хотя бы раз посмотреть венчание и похороны. Весь этот огромный пласт культуры имеет не только религиозное, но и общечеловеческое значение. Созданными шедеврами восхищаются не только верующие, но и атеисты.

       Вот почему, даже в насквозь атеистическом Советском Союзе, в филармонии можно было слушать произведения чисто церковных композиторов Баха, Генделя, Глюка, реквием Моцарта, Вивальди и т.д. Музыкальные шедевры одинаково сильно впечатляют и верующих людей и убежденных атеистов.

   Например, я никогда не забуду концерт в Ленинградской капелле. Исполняли Stabat mater – (скорбящая мать) итальянского композитора Перголези. В исполнении участвовали хор капеллы и хор мальчиков в сопровождении органа. Так вот, плакал весь зал. Поголовно. Я специально оглядывался, думая, что пробирает одного меня. А в Печорский монастырь послушать великолепный монашеский мужской хор приходят специально и верующие и атеисты.

   Музыка – универсальный, абстрактный вид искусства, который исключительно точно передает настроение, душевный настрой. Бывая за границей, я заходил в разные храмы (католические, лютеранские) специально, что бы прослушать органную музыку. И получал огромное удовольствие. Так в Будапеште удалось прослушать коронационную мессу Листа, в Союзе практически не исполняемую. Почему? Что в этом плохого? Пусть одни христиане крестятся справа налево, а другие слева направо – меня это не касается. Ту же католическую молитву Ave Maria в исполнении юного Робертино Лоретти все воспринимали просто, как музыкальный шедевр, а не как молитву.

   Самым неприятным порождением по крайней мере двух мировых религий - христианства и ислама, несомненно, является экстремально выраженный религиозный фанатизм. Официальные представители обеих конфессий от него решительно открещиваются. Хотя католическую церковь трудно себе представить без ордена иезуитов. Он был основан Игнатием де Лойолой в 1539 году, и уже на следующий год устав ордена был утвержден папской буллой. Мне не совсем понятно, чем руководствовался испанец (а точнее баск) Лойола при создании ордена: фанатизмом или жаждой личной власти. Скорее всего, всей этой гремучей смесью. То, что такой человек был нужен Ватикану, несомненно. Иначе бы его не канонизировали в 1622 году. Иезуитские школы и колледжи существуют до сих пор. Без фанатиков трудно представить себе и существование инквизиции.

   Православная церковь опекала кликуш, юродивых, припадочных и разного рода святых старцев. Синод, без всякой инквизиции, отлучил Льва Толстого от церкви. А сколько инакомыслящих, просто неугодных сгинуло в монастырских тюрьмах и подсчету не поддается.

   В современном обществе европейского типа такие тенденции неприемлемы. Полностью исчезли христианские теократические государства. В прочем нет, существует Ватикан. Его влияние падает, сотрясают скандалы, но он пока стоит. Стремительный рост радикальных сект и течений в современном исламе и численности религиозных фанатиков, на мой взгляд, создается искусственно. Это, более политическая, чем религиозная проблема.

   Однако не могу не отметить рост влияния православной церкви в России. Оказавшись в вакууме идеологических доктрин в государственной политике, многие граждане ищут ее в религии. Такие устремления активно поддерживаются и на самом высоком государственном уровне. Хотя некоторые церковные деятели прямо заявляют, что это ненормальное явление. Мол, церковь тогда сильна, когда она гонима.
Что касается самого Господа Бога, то я к нему отношусь спокойно. Насколько верны религиозные представления о загробном мире, все мы сможем убедиться лично. Ну, а здесь, на земле лучше строить храмы, чем тюрьмы и концлагеря. Аминь.


Рецензии
Вопрос соотношения религии и церковных структур очень давний — и непростой. В те седые времена, когда зарождался институт государства, заодно зародилось и жречество. И сразу же стало исполнять весьма важную социальную функцию, идеологическую. Сейчас-то идеология отпала от материнского древа и зажило своей, жутковатой жизнью. Но тогда...

Плюс — как верно заметил некий французский мыслитель, церковь при определенных условиях могла обеспечить своим служителям одно из главных условий для творчества — досуг и относительный комфорт. Буржуазная цивилизация похоронила все разом: "Все, что приносит прибыль, в Карфагене считается дозволенным".

Мехти Али   17.05.2021 13:24     Заявить о нарушении
Уважаемый Мехти! Я все больше прихожу к выводу, что в любом деле, если можно, то лучше отказаться от посредником. Тем более в таком непросто вопросе как вера. Думаю, что и Господу посредники тоже не нужны. Молитва - тоже дело интимное, мне тяжело молиться в храме, так как там много народу. И многие мнят себя знатокам всех обрядов. Думаю, что церковь - своеобразный институт со всеми присущи и таким объединениям недостатками.
Спасибо за прочтение и рецензию
Алиса Юровская

Юрий Юровский   17.05.2021 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.