Легенда русского спецназа ч. 1

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПОЛКОВНИКА ИЛЬИ ГРИГОРЬЕВИЧА СТАРИНОВА - ТЕОРЕТИКА И ПРАКТИКА ДИВЕРСИОННОЙ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ.

24 октября 2000 г. было отмечено 50-летие образование войск специального ГРУ ГШ. Сначала это были отдельные роты, позже батальоны для ведения разведки и совершения диверсий в тылу врага, а с конца 1962 г. во всех военных округах стали формироваться бригады «спецназа». Именно они впервые стали так называться и именно армейский спецназ ГРУ является исторически «настоящим спецназом» (теперь разные начальники цепляют без разбора это название к военным, полицейским и прочим подразделениям). Спецназ ГРУ не имеет ничего общего с разведкой ВДВ, хотя и носит порой для маскировки, петлицы воздушно-десантных войск. Имея свою подчиненность, разведывательно-диверсионные части спецназа предназначены для действий в оперативном тылу врага на всю глубину театра военных действий (ТВД) от 100 до 1000 км, в отличие от тактической разведки, которая действует в прифронтовой полосе до 100 км и стратегической (вся глубина). История возникновения подразделений спецназначения уходит глубоко в прошлое. Существенную роль в создании русского спецназа сыграли: путешественник Всеволод Иванович Роборовский (1856–1910) и Илья Григорьевич Старинов (1900–2000). Детство и последние земные дни Роборовского прошли в с. Андреевское, Вышневолоцкого уезда Тверской губ. (ныне д. Тараки Удомельского района, похоронен в с. Овсище Вышневолоцкого р-на). Походы Н.М. Пржевальского, в которых принимал участие В.И. Роборовский, осуществлялись, прежде всего, в интересах военного ведомства и им финансировались. Оба исследователя были офицерами Генштаба, а их экспедиции проводились на всю глубину Центрально-Азиатского ТВД. Они заявлялись как научные (операт. маскировка) и реально выполняли свои задачи.

Но, на первом плане всё же был сбор информации разведывательного характера: картографирование местности, поиск проходов в горах и пустынях, знакомство с особенностями местных жителей, изучение климата, обеспечение территорий водой и т. д. Научные же экспедиции по линии Академии Наук, финансировались на порядок хуже. Территория, по которым проходили экспедиции Пржевальского и Роборовского, были в то время фактически бесконтрольными, и Российская Империя изучала возможность подчинить их своему влиянию. По организации, целям и задачам, по глубине действия эти походы, выражаясь современным военным языком, можно охарактеризовать как «действия отряда оперативной разведки ГШ на глубину ТВД». Илью Григорьевича Старинова ещё при жизни стали называть легендой русского спецназа. Он сыграл решающую роль в создании предпосылок для возникновения специальных диверсионных частей, разработал основы их тактики, создал специальные виды вооружения и техники для их эффективной деятельности, а также разработал основные учебные пособия и наставления по минно-подрывному делу. Жизнь Старинова была настолько засекреченной, что узнать раньше какие-либо сведения из его биографии было невозможно. И только оставив службу, свою военную биографию Илья Григорьевич через время изложил в книгах «Мины ждут своего часа» (1964) и «Пройти незримым» (1988). В середине 1990-х были изданы, в т. ч. за рубежом, его книги «Записки диверсанта», «Мины замедленного действия», «Солдат столетия», «Под покровом ночи». После отрешения от власти Н.С. Хрущева из первой книги цензурой было изъято 8 печатных листов, но и в оставшемся объёме Старинов откровенно и жестко изложил своё мнение об ошибках и просчётах военного руководства СССР накануне и в ходе Великой Отечественной войны (далее ВОВ).

Именно поэтому его вторая книга вышла из печати только через 24 года. Накануне столетнего юбилея нашего героя, в периодике прошло ряд публикаций о его жизни. И.Г. Старинов родился 2 августа по н. ст. (Илья-пророк, громовержец) 1900 г. в с. Войново Болховского района Орловской губ. В год его рождения семья переехала в Редкино Тверской губ., в 1903 г. вернулись в Войново. Он был первым ребёнком в семье путевого обходчика на перегоне Завидово-Редькино. Семья из 8-ми чел. проживала в ж/д будке, недалеко от реки Шоша. Это место сейчас затоплено водами Иваньковского водохранилища. Надо полагать, что дата рождения и имя, предопределили судьбу мальчика: «Часами в детстве сидел я у насыпи, глядя как завороженный на проносящиеся мимо будки, поезда. Казалось нет на свете силы, способной сдержать их бешеный бег. Однако мы, ребятишки, знали: отцу поезда подчиняются... Однажды вьюжной ночью я проснулся от грохота взрывов. Оказалось, отец обнаружил лопнувший рельс и, не надеясь, что машинист заметит красный сигнал, положил на рельсы петарды. Они и задержали состав. Этот случай так поразил мое мальчишеское воображение, что отец долго-долго представлялся мне человеком сказочной силы». Учился И. Старинов в Завидово, в четырехлетней школе, куда ездил каждый день на поезде, вставая в 5 часов утра. Примерно в 1908 г. во время Великого поста его, ученика приходской школы, отправили в дальнюю поездку по школьным делам со священником. В вагоне батюшка развернул сверток и стал есть котлеты. Мальчик возмутился, а при возвращении из поездки прилюдно осудил действия священника. За это Илью отчислили из школы и уже с 12 лет он работал сторожем на торфяной машине.

Ещё до революции наш герой попал в Тверь и устроился работать на одну из фабрик. В октябре 1917 г. вместе со своими фабричными приятелями он вступил в боевую группу, созданную Тверским горсоветом рабочих и солдатских депутатов. Невооруженной группе поручалось задерживать воинские эшелоны, следующие на Петроград. Боевая молодежь смогла задержать несколько составов с солдатами, заваливая ж/д пути брёвнами и выводя из строя семафоры. В 1918 г. умерла мать Ильи Григорьевича, а в 1929 г. ушёл из жизни отец. 18 июня 1918 г. Старинов был призван в ряды Красной Интернациональной Армии. Служил в 20-м полку 3-й стрелковой дивизии. После месячного обучения воевал на Южном фронте против войск ген. Л.Г. Корнилова.  В 1919 г. в районе г. Короча Курской губ. после одного из боёв с белыми вместе с сослуживцами попал в окружение и плен. Во время конвоирования появились казаки, решившие вырезать пленным на спинах звёзды, но конвой расправу предотвратил. Их отвели в село, где решать судьбу каждого должен был священник. Самым «благонадёжным» светила служба уже в Белой армии или работа на шахтах, остальных, прежде всего тех, у кого не было крестиков на шее, ждал расстрел. У Ильи крестика не было, но в тот вечер священник почему-то не пришёл. А ночью пленные разоружили охрану и сбежали... В дальнейшем И.Г. Старинов участвовал в боях против белогвардейских частей генералов А.И. Деникина и П.Н. Врангеля, получил тяжелое ранение в ногу. В госпитале г. Тула встал вопрос об ампутации, но ему повезло с врачом, сохранившем возможность нормально ходить. Под воздействием рассказов товарища по госпиталю, после выздоровления Илья Григорьевич попросился в сапёры и был зачислен в 27-ю сапёрную роту 9-го инженерного батальона. Таганрог, Азов, Керчь, потом через замёрзший пролив - на Сев. Кавказ.

Темрюк, Батуми, Баку, Махачкала, Грозный – долгий путь солдата на войне. Служба в инженерных войсках определила всю его дальнейшую жизнь. В октябре 1920 г. вступил в партию большевиков. В сентябре 1921 г. перспективного Старинова направляют на учёбу в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников, где всего за год он с отличием осваивает двухгодичный курс. Уже в сентябре 1922 г. Илья Григорьевич назначен на должность начальника подрывной команды 4-го Коростенского Краснознамённого железнодорожного полка, дислоцированного в Киеве. Военнослужащие полка выполняли задачу по восстановлению разрушенной в годы войны сети железных дорог. Вдоль ж/д полотна, вблизи ряда населенных пунктов находилось большое количество неразорвавшихся боеприпасов. Пользуясь любой возможностью, Старинов изучает устройство различных типов взрывателей, делает первые опыты по выплавлению взрывчатки из бомб и снарядов. «Уже в то время, - пишет Илья Григорьевич, - я впервые задумался над созданием портативных мин для подрыва вражеских эшелонов... простых, надежных, удобных, безотказных». В этом тезисе Старинов сформулировал задачу, которая в то время в мировой практике ещё не была решена. Противопоездные мины – «адские машины», которыми пользовались инженерные войска многих стран, были громоздкими и не надежными. Старинов увлечён минно-взрывным делом, ищет новые способы как для совершения диверсий, так и для их предотвращения. С осени 1923 г. по осень 1924-го учился в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников. Привлекался в качестве эксперта при расследовании диверсий на железных дорогах. С осени 1924 г. - командир роты 4-го Коростенского полка, строившего железную дорогу Орша-Лепель.

Обучал подрывников на железной дороге. В 1925-1928 гг. занимался обучением в Киеве загражденцев. В 1920-х гг. Старинов разрабатывает собственную портативную мину, которая получит известность как «поездная мина Старинова». Именно взрывные устройства подобного типа станут самым эффективным оружием партизан. Впоследствии за эту разработку офицер Старинов получил звание кандидата технических наук. Тогда же, в 1920-х, он придумал и способ противодействия диверсантам, планирующим подрывы железнодорожных мостов. На неохраняемых объектах устанавливались мины-ловушки, взрывавшиеся при несанкционированном входе на сооружения. Одной ловушки было достаточно, чтобы оглушить человека, но не убить его. Мины оказались весьма эффективны - количество диверсий снизилось, а несколько контуженных злоумышленников были задержаны. Увлечение молодого военспеца минным делом замечает начальство. В конце 1920-х гг. его командируют в приграничную полосу для составления планов разрушения ж/д инфраструктуры на случай войны. В 1929 г. занимался подготовкой диверсантов в киевской школе Кочегарова. Вначале 1930-х гг. в западных приграничных округах развернулась работа по подготовке кадров для партизанского движения в возможной будущей войне, строительство укрепрайонов, партизанских баз, велась закладка тайников с оружием и снаряжением (в т. ч. на территории сопредельных государств). Большое внимание всему комплексу по подготовке к партизанской войне уделяли К.Е. Ворошилов, А.И. Егоров, Я.К. Берзин, В.К. Блюхер, И.П. Уборевич, В.М. Примаков и другие видные военачальники. Илья Старинов занимается созданием минно-взрывных заграждений на западной границе СССР, организовывает лабораторию, где работает над созданием новых образцов специальных диверсионных мин.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2017/04/06/2163


Рецензии
Очень интересный очерк о человеке-легенде. Удивительная судьба! Удивительные факты. Даже и в Испании воевал Ваш герой и удачно применил военную хитрость -троянского коня -то бишь мула, начиненного поклажей с взрывчаткой. В то время было много героев. Вы рассказали про одного из них. И время было героическое.
Спасибо большое за огромный и правдивый труд.
С большим уважением,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   18.05.2017 17:43     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна! Весьма признателен Вам за отзыв и комментарии. Будьте здоровы и больших творческих успехов!!! Николай Филиппович.

Николай Мринский   20.05.2017 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.