Паниония как прототип платоновой Атлантиды

Сохранилась легенда о том, как статуя (bretas) Мелькарта (Геракла) приплыла на плоту из Тира в Эрифры (Эритры, Erythrae, Erythrai) (Павсаний, «Описание Эллады» VII 5, 5-7), город на побережье Малой Азии (современнная турецкая деревня Илдири) – в 22 км к северо-востоку от порта Кисс (современное название Чешме), на небольшом полуострове на равном расстоянии от гор Мимант и Корик, прямо напротив острова Хиос. Неоднократно город разрушался мощными землетрясениями, оползнями и бурными ливнями.

Эрифры, известные своим вином, козами, древесиной и жерновами, а также пророчествами, были колонией критян, карийцев и пафлагонцев, выведеных с Крита (Павсаний, «Описание Эллады» VII 3, 7) под руководством Эрифра (Эритра; «Красного») Архагета, сына Радаманта, брата Миноса. В более поздний период в город пришел иониец Кноп (Клеоп), сын афинского царя Кодра, из-за чего город иногда называют Кнопополь (Страбон, «География», 14, 633). Известен Гиппий Эритрейский – греческий историк, автор утерянной «Истории Эритр», единственный фрагмент из которой сохранился в «Пире мудрецов» Афинея. Эрифры считаются родиной двух пророчиц, одна из которых Сибилла, другая, Афинаида, жила во времена Александра Македонского. Когда Александр вернулся в Мемфис в апреле 331 г. до н.э., посланники из Греции ждали его, сказав, что оракулы в Эрифрах, которые молчали в течение длительного времени, вдруг заговорили и подтвердили, что Александр был сыном Зевса. Одна из сибилл по имени Иерофила была родом из Халдеи (южной Вавилонии) и являлась дочерью небезызвестного жреца Беросса, автора «Халдейской истории». Аполлодор Эритрейский упоминает о Сибилле, которая пророчествовала о грядущей троянской войне и падении Трои.

В городе было два весьма древних храма – храм Афины Полиады и храм Геракла, в котором находилась обладавшая чудесными свойствами статуя бога-героя (!).

Город Эрифры принадлежал к Ионическому (Ионийскому) союзу 12-ти городов (изначально 10: Милет, Миунт, Приена, Ефес, Колофон, Лебед, Теос, Клазомены, Фокея, Эрифры, позднее – острова Самос и Хиос за заслуги в борьбе с туземными карийцами и абантами, а тринадцатым городом союза стала эолииская Смирна после завоевания ее колофонянами), патроном которого считался Посейдон. В его честь члены союза совершали Панионии (;;;;;;;;, Panionia «Всеионийские») – великие национальные собрания ионян, которые происходили на находящемся напротив острова Самос мысе с горой Микале (греч. ;;;;;;, Mykale, тур. Дилек Даг; собственно, на северном склоне, на вершине нынешнего холма Otomatik Tepe (750 м), где обнаружен в 2004 г. обнесенный каменной стеной теменос с жертвенником Посейдону), в трех стадиях над морем, если плыть в сторону Эфеса, к северу от устья реки Меандр, недалеко (15 км, 9 миль) от города Приены, между Эфесом и Милетом (Геродот, «История», I, 148; Страбон, «География», 14, 1, 20). Здесь было панионийское святилище Посейдона Геликонского, от города Гелика в южной Греции (Гомер, «Илиада», VIII, 200-204), где изначально находился храм ионийцев, и также почитался Посейдон и в Беотии на горе Геликоне неподалеку от Коринфского залива и в гомеровском гимне он назван «владыкой Геликона». Такие мысы с местом культа Посейдона в античной традиции назывались Посидий (греч. ;;;;;;;;;, Poseidion лат. Posidium «Посейдонов»).

К храму стекались громадные массы народа в месяце посидеон (декабрь-январь). Главной частью праздника было жертвоприношение, исполнителем которого являлся особо назначавшийся на этот случай молодой приенец, с титулом ;;;;;;;; (basileus, «царь», крит. qa—si—reu). «… Страбон рассказывает, что жрецами культа Посейдона Гели­ кония в Панионии были жители Приены, ближайшего к Панио­ нию ионийского поселения. Из их числа выбирался юноша, на­ блюдавший за исполнением священных обрядов. Одним из таких обрядов было мычание приносимого в жертву быка: оно означало благоприятное предзнаменование (VIII, 7,2). Об этом предсмертном стоне быка, приносимом юношами в жертву По­сейдону Геликонскому, упоминает Гомер (Il., ХХ, 403-405): Он, испуская свой дух, застонал, как вол темночелый Стонет, кругом алтаря геликийского мощного бога Юношей силой влекомый, и бог Посейдон веселится … (Пер. Н. И. Гнедича)» [Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации : Иония ХI-VI вв. до н. э. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2009.  – С.112].

Помимо религиозных целей, население собиралось сюда для обсуждения политических вопросов и принятия решений накануне серьезных опасностей.

Впоследствии возник новый религиозный центр ионян в Ефесе после Ионийского вос­стания против персов в 500-494 гг. до н.э., во время которого еще происходили сове­щания в Панионии. Страбон сообщает, что эфесские феоры просили у жителей Гелики с их «материнским» для панионийского храма храмом Посейдона деревянную статую бога или хотя бы модель храма (Страбон, «География», VIII, 7, 2). Но это не помешало Паниониям удерживать свое религиозно-политическое значение и продолжать Панинонийские священнодействия и игры во времена Александра Македонского и владычества Рима.

Считается, что сам Ионийский союз Посейдона учредил Нелей (Павсаний, «Описание Эллады» VII 2; Страбон, «География», 14, 633), сын Кодра, последнего афинского царя, и Нелей был в восьмом поколении потомком предыдущего Нелея, сына Посейдона и финикийской нимфы Тиро (дочери Салмонея), царя Пилоса в Мессении, с которым враждовал Геракл. Будучи изгнан своим братом Медоном, Нелей Кодрид удалился в Ионию и «переосновал» там Милет, перебив мужчин-милетян и женившись на их дочерях. Считается, что этими древними милетянами были хетто-лувийцы (карийцы и лелеги): упоминаемым в хеттских клинописях городам Millawanda и Apasa и регионам Karkisha  и A-swi-ja соответствуют Милет, Эфес, Кария и Азия, а позже Милет, Микале и Меандр упоминаются в связи с карийцами, союзниками Трои (Гомер, «Илиада», 2, 498). Вероятно, что символически Посейдон прибывших ионийцев «официально» вступил в брак с местной богиней-«нимфой», олицетворяющей плодородие… Кстати, аналогично поступили ионийцы как в Эфесе, когда ойкист Андрокл, сын Кодра, изгнав лелегов и лидийцев, «переучредил» святилище Артемиды на месте святилища аналотийской Матери богов (Павсаний, «Описание Эллады», VII, 2, 7), так и в Милете, где ойкист Нелей «переосновал» святилище и оракул Аполлона Филесия в местечке Дидимы на месте предыдущего храма. Таким образом, можно предположить что Нелей лишь «переучредил» и сами «Панионии», т.е. ранее свершавшиеся жителями этого региона – карийцами и лелегами (хетто-лувийцами) – особенные всеобщие священные фестивали в честь богини, эквивалента греческой Геры. На месте храма Матери богов Нелей сооружает храм Гере – Герайон, впервые в истории греческой архитектуры обнеся его символизирующим процессию нимф богини деревянным портиком (заменены в последствии колоннами с барельефами), предвосхищая наружные колоннады будущих греческих периптеральных храмов. Вначале проходили праздненства под эгидой догреческого Самоса (родины Геры, поэтому его эпитет Parthenia – «Девичий»), что дало впоследствии основание самосцам претендовать на противолежащие к острову на материке священные холмы Микале.

В гимне «К Делосу» Каллимаха (310-235 гг. до н.э.) рассказывается, что когда Делос был сошедшим с небес «блуждающим островом» Астерия, он посещал различные места в Эгейском море, в том числе находящиеся радом  острова Хиос и Партения (Самос) и некое «царство Анкея», где развлекался с некими «микалийскими (Mycalessos) нимфами» (Каллимах, «К Делосу», 48-50). Именно царь лелегов Анкей был сыном Посейдона и Астипалеи (Астифалии; эпоним острова Астипалея; Павсаний, «Описание Эллады» VII 4, 1; Гигин, «Мифы 157»), дочери Феникса (!), основателя Финикии; но также Анкей славился как кормчий (!) среди аргонавтов (Аполлоний Родосский, «Аргонавтика» I 185-187; Гигин, «Мифы» 14). Сыном Анкея и дочери бога реки Меандр Самии и был эпоним острова Самос. Якобы Анкей насмехался над прорицателем, споря, что выпьет вино из чаши, которую держал в руках, однако, не выпив вина, отправился на охоту, где был убит вепрем (Ликофрон, «Александра, или Кассандра» 491 и комм.; Аристотель по схолиям к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 188 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн.: Гигин. Мифы. – СПб, 2000. – С.31). Его потомком была Пифаида, мать Пифагора (Порфирий, «Жизнь Пифагора» 2, из Аполлония). Собственно эпонимом лелегов считался сын Посейдона и Ливии Лелег, царь Мегары (Павсаний, «Описание Эллады» I, 39, 6; I, 44, 3), среди внучек (правнучек) которого упоминается Мекионика.

Возможно, что всеобщее ионийское (Панионийское) собрание в честь Посейдона Геликонского на мысе Микале было переосмыслено со всеобщего лелегского собрания (Микалейского, где хетт. mekkies «много» + хетт.-лув. lulahi «западные новоанатолийцы – карийцы и лелеги; варвары»). Лелеги (;;;;;;;, Leleges) жили также и в восточной Беотии (на север от Аттики) и там же мы встречаем аналогичный топоним Mycalessos (Фукидид, «История» VII 29-30) возле современного Rhitsona, где, по преданию, Кадм принес в жертву овец по пути в беотийские Фивы… Возможно, что ионийцы осуществили свой исход из Пелопоннеса в Малую Азию тем же путем, которым ушли перед этим изгнанные ахейцами лелеги.

Лелегов, в отличие от малоазиатских (материковых) карийцев, считают представителями Кикладской цивилизации раннего бронзового века (3500-1400 гг. до н.э.) на островах Киклады (своё имя острова Киклады получили потому, что они образуют кольцо, по-гречески «киклос» – «окружность»  вокруг священного острова Делос; соседние острова Спорады – «Рассеянные (за этой окружностью)»). Кикладские острова с времен неолита (VII-VI тыс. до н.э.) были известны всему Средиземноморью в первую очередь за счет месторождений мрамора (Наксос, Парос), обсидиана (Мелос), красного глинистого железняка (Кеос), наждака (Наксос), широко использовавшегося в обработке драгоценных и не очень камней. Отличительной особенностью Кикладской цивилизации являются мраморные статуи и статуэтки с запрокинутыми головами, изображающие воинов, музыкантов, женщин с детьми. [Андреев Ю. В. Человек и божество в кикладском искусстве эпохи ранней бронзы // Человек и общество в античном мире. – М., 1998.– С. 269-278]. Город Акротири на острове Фере, впоследствии погребенный под толстым слоем вулканического пепла, превосходно сохранился, что позволяет нам реконструировать убедительную картину жизни кикладского общества XVI в. до н.э. Например, на стенной росписи Западного дома этого города изображена гавань и флотилия.

«… Судоходство и торговля были занятиями первостепенной важности. Находки на острове предметов из других стран, близких и далеких (с Крита, из материковой Греции, Египта, Палестины, Западного Средиземноморья), свидетельствуют о контактах и торговом обмене с этими регионами. Морские сцены на стенной росписи иллюстрируют эти контакты и содержат много информации о типах судов, их конструкции, снаряжении, силах, при-водящих их в движение, и т.н» [Думас К. Кикладская цивлизация бронзового века в Эгеиде // Вестник древней истории. – 1992. – No 2. – С.143-153. – http://rec.gerodot.ru/kyklades/dumas01.htm]. На керамическом изделии, называемом археологами «сковородка», из некрополя Халандриани на острове Сирое в центре находится древнейшее в Европе изображение корабля (2800-2200 гг. до н. э.). Фукидид, отождествляя лелегов и карийцев, указывал на то, что жители Кикладских островов славились как пираты и что владыке Крита царю Миносу пришлось приложить немало сил и усердия для того, чтобы очистить острова от этого разбойничьего племени (Фукидид, «Археология» 1, 4, 81). Последнее хорошо сопоставляется с картиной общего упадка кикладской культуры в последней четверти III тыс. до н. э.

 Вероятно, что столкнувшись в сообщениях Солона с упоминанием о статуе (столпе) Геракла (Мелькарта), принесенной из Тира в Эрифры,  и о том, что страна «атлантов» как-то связана с положением «напротив» относительно столпов Геракла (а как раз напротив Эрифры и горы Микале находятся Хиос и Самос), Платон посчитал, что речь идет о Гибралтарском проливе с их столпами Геракла (Мелькарта) и о находящейся напротив них земле в океане. В последнем он опирался на традицию своих великих предшественников – Гомера (VIII в. до н.э.), Гесиода (VII в. до н.э.), Пиндара и Гелланика (Vв. до н.э.) о неких цивилизациях на большом острове в Западном Средиземноморье (считается, что речь идет об Иберии на основании сравнивания ритуальных боёв с быком в описываемой Платоном Атлантиде и со схожими боями в Иберии [Papamarinopoulos, S.P., Cosegian, Ch. The ritual of the bull in ‘Atlantis’ and its basic parallel in Iberia // Proceedings of the International Conference on The Atlantis Hypothesis: Searching for a Lost Land, Melos Island, 2005, 11–13 July] и что ранее бытовало представление об Иберии как об острове, а о как полуострове впервые в античной географии появляется лишь у Геродота (V в. до н.э. [Papamarinopoulos S. P. Atlantis in Homer and Other Authors Prior to Plato // History of Mechanism and Machine Science. – Springer (Netherlands), 2008. – Volume 6. Science and Technology in Homeric Epics. – P. 469-508]). К тому же, именно самосцы, враждовавшие с Приенами за священные холмы Микале c культом Посейдонна, развивая торговлю с отдаленными областями Средиземноморья и создав новый тип корабля («самена») из 50 вёсел, первыми из греков достигли Гибралтарского пролива.

Остальное в повествовании Платона усугубили факты из истории Лидийского царства и Ионии как её позднейшего западного приморского форпоста:

1) присутствующая в нарративе Солона об Атлантиде связь с богом Посейдоном;
связь с более древней цивилизацией, господствующей на море (предки лелегов и карийцев из Кикладской цивилизации);

2) мощный флот;

3) религиозно-политический союз с присущими для него «всеобщими» совещаниями и жертвоприношениями царями быка (в Лидийском царстве на монетах чеканились изображения смотрящих друг на друга льва и быка);

4) рациональное архитектурное сооружение городов и портов (ионийские города окружены мощными стенами и рвами; например, столица Атлантиды находится в глубине материка в идущей с запада на восток плодородной прямоугольной долине, ограниченной в 100 км на юге рекой Меандр (Maeander) и на севере рекой Герм (Hermos), текущими почти параллельно из горного массива на востоке а к нему ведут каналы от внешних портов, таких как Эфес-Апаша, аналогично тому, как город Остия был морским портом Рима, находится в трех днях пути от Сард-Сфард, столицы древнего Лидийского царства, находящейся берегу золотоносной реке Пактол (ныне Сарт, Сартмустафа), у подножия горы Тмол, откуда открывается вся долина реки Герм, ныне Гедиз; главным лидий­ским храмом был храм Кибелы в Сардах, другие храмы были посвящены Артимусе, Аспяни, Пильдансу, Бакису, Армасу; гробница лидийского царя Алиатта своими размерами уступала только вавилонским и египетским постройкам (Геродот, «История», 1: 93));

5) брат-близнец Атланта Эвмел имеет туземное имя Гадир (с которым отождествляют древнеиберийский город Гадир, ныне испанский Кадис; но лидийская река Герм получила позже название Гедиз от находящегося у её истоков города Gediz, происходящего от лидийского имени собственного Cadys, Cotys [Gediz River // https://en.wikipedia.org/wiki/Gediz_River], которое носит брат царя Лидии Атия (Геродот, «История», 4:45)); река Меандр (Maeander, Meander), имя которой из-за её излучин стало обозначать в греческом языке особый тип орнамента,хранит древнее самоназвание лидийцев  – меоны, Meiones, Maiones, Maeonians (у соседей: ассир. Luddu, евр. Ludim, хетт. Masa); по Ксанфу Лидийскому, жившему в V в. до н.э., первым царём меонов был Манес, Manes (или Масдес (Плутарх, «Об Исиде и Осирисе» 24); пор. з лув. maљљana «бог»), сын Зевса и Геи, а его сыновьями были от Каллирои  Атий, Atys (Геродот, «История» I 94) и Котис,  Cotys (Дионисий Галикарнасский, «Римские древности» I 27, 1); по одной из версий, цари Кадис и Ардис правили совместно, но жена Кадиса убила мужа и изгнала Ардиса (ср. с преданием о захвате острова Атлантида амазонками!). Тот ушел в эолийский город Кима, но затем вернулся в Лидию  (Николай Дамасский, «История», фр.9 Якоби); у Котиса был сын Асий, Asies, от которого и получила название Азия (Геродот, «История», 4:45); у Атия было два сына – Лид, Lydus и Торреб, Torubus, которые разделили меонов на лидийцев и торребов; у Геродота меоны разделились на оставшихся лидийцев и на ушедших во главе с сыном Атия Турсерном, Tursenos, ставших тирренами, Tyrrhenians, т.е. этруссками; по карийскому мифу Лид, Кар и Мис были братьями и эпонимами лидийцев, карийцев и мисийцев, а их родителями – Зевс и нимфа Торреба или Крета (Геродот, «История», 1: 171; Николай Дамасский, «История», фр.15 Якоби; Элиан, «О природе животных» XII 30)).

6) владение особенным знанием о металлах (идейские дактили в мифологии ионийцев обучили местных анатолийцев, хеттов, лувийцев и фригийцев, таинству металлургии железа; богатство металлами (золото, серебро, железо, медь, цинк) способствовало расцвету металлургического производства Лидийского царства, а «золотоносная» река Пактол в изобилии давала самородки и золотой песок;  лидийцы первыми в античном мире придумали чеканку монет стандартного веса из электрона – сплава золота и серебра и проверку монет на подлинность с помощью т.н. лидийского «черного камня»; ср.: «… области центральной и северо-западной Анатолии как центры изобретения выплавки железа, откуда знания о новом металле и навыки его обработки растекались в другие малоазийские регионы и на острова Эгеиды, а затем на Балканский полуостров» [Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации : Иония ХI-VI вв. до н. э. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2009. – С.166]);

7) воинствующий характер («… После длительных войн с Ассирией, киммерийцами, скифами, Мидией, Лидия достигает своего расцвета при сыне Алиатты Крёзе. Последний покорил своей власти: фригийцев, мисийцев, мариандинов, халибов, пафлагонцев, фракийцев, карийцев, ионян, дорийцев, эолийцев и памфилов, став «полновластным повелителем всего полуострова». В период войны «Крёз мог выставить войско, состоявшее из 10000 конных и 40000 пеших лидийских ратников, 8000 всадников и 40000 фригийских копейщиков, 6000 всадников и 30000 каппадокийских стрелков, не считая воинской силы союзных народов…» (Цит. за: [Опарин А.А. Гл. 5. В стране золота, первых денег и блудниц // Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. Часть I. Проклятие Иезекииля. – http://nauka.bible.com.ua/koleso/kol1-05.htm])); вражда ионийских городов между собой и бесконечные войны с туземцами – лелегами, карийцами, абантами и лидийцами, а также служили наёмниками у египетских фараонов и, например, фараон Псамметих I  (654-610 гг.) использовал ионий­ских и карийских наёмников в борьбе за власть и утверждение новой Саисской династии, жрецы которой и рассказывают Солону об Атлантиде как о могущественной в прошлом военной силе);

8) непосредственная связь с Солоном, автором нарратива об Атлантиде («… После того как Крез покорил все эти народности и присоединил их к лидийскому царству, в богатые и могущественные Сарды стали стекаться все жившие в Элладе мудрецы (каждый из них – по самым различным побуждениям). Прибыл, между прочим, и афинянин Солон, который дал афинянам по их желанию законы и затем на десять лет уехал из страны… Солон уехал в Египет к Амасису, а затем – в Сарды к Крезу. В Сардах Крез оказал Солону радушный прием в своем дворце. А потом на третий или четвертый день слуги по приказанию Креза провели гостя по царским сокровищницам и показали ему все огромные царские богатства (после осмотра и любования всем, что заинтересовало гостя, состоялся известный диалог Солона и Креза о счастье, – О.Г.)… Крез, стоя на костре, все же в своем ужасном положении вспомнил вдохновенные божеством слова Солона о том, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Когда Крезу пришла эта мысль, он глубоко вздохнул, застонал и затем после долгого молчания трижды произнес имя Солона. Кир услышал это и приказал переводчикам узнать у Креза, кого это он призывает, и те, подойдя, спросили его. Крез некоторое время хранил молчание, но затем, когда его заставили [говорить], сказал: «Я отдал бы все мои сокровища, лишь бы все владыки могли побеседовать с тем, кого я призываю». Так как ответ Креза был непонятен, то переводчики опять стали настаивать, [чтобы пленник объяснил свои слова]. Наконец, в ответ на настойчивые просьбы Крез рассказал о том, как однажды прибыл в его царство афинянин Солон. Он осмотрел все царские сокровища и презрел их. Крез передал затем Киру, как всё сказанное Солоном сбылось. Солон ведь говорил это не столько о самом Крезе, сколько вообще о человеческой жизни, и именно о людях, которые сами себя почитают счастливыми. Так рассказывал Крез, а костер между тем загорелся и уже пылал. А Кир, услышав от переводчиков рассказ Креза, переменил своё решение … Он повелел Крезу сойти с костра и … снять с него оковы, усадил рядом с собой, оказывая [пленнику] величайшую честь…» (Цит. за: [Опарин А.А. Гл. 5. В стране золота, первых денег и блудниц // Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля
Часть I. Проклятие Иезекииля. / Пер. с укр. – http://nauka.bible.com.ua/koleso/kol1-05.htm]);

9) рассказ Силена Мидасу о далеком большом материке на западе (легенда, объясняющая присутствие золота в реке Пактоле, связывает это с событием из жизни  Мидаса, царя Фригии (царство в Малой Азии между Лидией и Каппадокией), частью и затем наследницей которого было Лидийское царство. Однажды во время шествия свиты бога вина Диониса, неподалёку от царского дворца Мидаса, отстал учитель Диониса Силен, который заснул и был найден спящим Мидасом и его слугами. Царь с почётом принял Силена, предложив ему остаться на десять дней у него. Бог Дионис за это решил наградить царя, предложив ему исполнить любое желание. Мидас в ответ попросил, чтобы все, к чему он прикасается, обращалось в золото. С той поры царю невозможно было ни есть ни пить, так как любые яства становились в его руках и во рту золотыми. Измученный Мидас попросил у Диониса забрать этот чудесный дар. Дионис указал ему омыть руки в водах Пактола, с тех пор, будто бы песок реки превращается в золото);

10) падение нравов («…«Мало-помалу проституция теряет свой священный характер, что мы впервые наблюдаем у лидийцев. Здесь разврат девушек и женщин своей единственной целью имел приобретение денег.  Макроб и Атеней дают описание лидийских нравов, описание которое Пьер Дюфур излагает в следующих словах: «Лидийскую армию всегда сопровождала толпа танцовщиц и музыкантш, которые обладали большим опытом в искусстве сладострастия. Музыка была у них возбуждающим средством для распутства и на пирах они разжигали пьянство и разврат звуками инструментов, непристойными песнями и бесстыдными танцами. От этих позорных зрелищ, служивших прелюдией к необузданным оргиям, древние… не старались оберечь даже своих жён и дочерей, которые без покрывала, увенчанные цветами, приходили на пиршества. Разгорячённые вином, опьянённые музыкой, возбуждённые сладострастной пантомимой музыкантш, эти девственницы, эти матроны и жены быстро теряли всякую сдержанность и с чашей в руке, тут же в присутствии своих отцов, мужей, братьев и сестёр давали простор самым низменным своим инстинктам. Возраст, пол, общественное положение, — всё тонуло и смешивалось в одном круговороте. Песни, крики и танцы становились всё громче и необузданнее. Всеобщее смешение овладевало пиршественной залой, которая превращалась в постыдный dicterion…” Образ жизни лидийских женщин он рисует в следующих очень выразительных словах: «cnerga stomaticos paidiskai», которые Генрих Гейне переводит так: «Эти женщины занимаются своим развратом лёжа»… Изуверские религиозные обряды, сладострастная музыка, обнажённые женщины, предлагающие себя каждому встречному, великолепные храмы, река, несущая золотой песок – всё это встречало гостей Сард. Ничто не было свято в этой стране. И даже гробницы царей несли на себе печать разврата и пошлости. «Из всех малоазиатских гробниц первое место принадлежит лидийским… Остатки шестидесяти таких гробниц, имевших вид колоссальных конусов, поставленных на круглые каменные основания около 100 футов в поперечнике, видны ещё и теперь в окрестностях древних Сард, возле известного уже Гомеру Гигейского озера. Несмотря на разрушения, высота уцелевших конусов и по сей день производит впечатление. Одна из этих гробниц была раскрыта. Внутри неё оказалась продолговатая камера, продольные стены которой сведены вверху вместе и обтесаны, образуя остродужный свод… в числе этих гробниц находятся и гробницы лидийских царей Аттиса, Гигеса и Алиатта… гробница Алиатта была колоссальнейшим сооружением, самым большим в мире после египетских и вавилонских зданий; основание, на котором возвышался конусообразный памятник, имело 1300 футов длины и 600 футов ширины». Однако, особенность этой гробницы состоит в том, что «Рыночные торговцы, ремесленники и девушки, „занимающиеся своим ремеслом на дому“, соорудили этот памятник. На верху памятника помещены плиты числом пять, существующие и поныне, с высеченными на них надписями, гласящими, какая часть работы выполнена каждым из этих разрядов людей. При измерении оказалось, что большая часть работы произведена девушками». Такая благодарность проституток неслучайна, ибо для них царём были созданы все условия для успешного заработка. Да и сам царь регулярно пользовался их услугами, щедро платя за это. Таким образом, правителей Лидии можно с полным правом назвать царями проституток … Своим образом жизни этот народ попрал все человеческие ценности. Разврат и изуверская жестокость стали для него нормой. Господь долго обращался к лидянам с призывом покаяться, но призыв Божественной милости остался без ответа, и тогда через пророка Иезекииля над страной был произнесён приговор суда, не подлежащий обжалованию. «Ефиопия и Ливия, и Лидия, и весь смешанный народ, и Хуб, и сыны земли завета вместе с ними падут от меча» (Иез. 30:5). » (Цит. за: [Опарин А.А. Гл. 5. В стране золота, первых денег и блудниц // Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля
Часть I. Проклятие Иезекииля. / Пер. с укр. – http://nauka.bible.com.ua/koleso/kol1-05.htm]));

11) гибель в 373 г. до н.э. (Платону тогда 54 года; «Критий» и «Тимей» написаны десятью годами спустя – в 360-х гг. до н.э.!) в одну ночь в результате землетрясения, сопровождавшегося наводнением, пелопонесского города Гелика с храмом Посейдона, имеющим статус «материнского» храма относительно панионийского храма на горе Микале;

12) у ряда портовых городов Лидийского царства, таких, как Смирна (через него ушли тиррены из Лидии), Милет, Эфес [Свенцицкая И.С. Греческие города в составе Лидийского царства (ВДИ, 1978, № 1) // Древние цивилизации. Греция. Эллинизм. Причерноморье. Избранные статьи из журнала «Вестник древней истории». 1937-1997. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир». 1997. – С. 252-264] бухты заилились и полностью обмелели, долины рек заболотились, впоследствии в ионийское время море продолжило отступать от городов, что и стало причиной их упадка, а землетрясения и оползни окончательно похоронили руины под землёй.

И опять же, по отцу от афинского царя Кодра, родоначальника царей-архонтов Панионийского союза, а по матери от Нелея Кодрида собственно происходил Платон (Кодридом был и его прадед Солон) (Диоген Лаэртский, «О знаменитых философах» III 1), а также к роду Андрокла Кодрида принадлежал Гераклит Эфесский (544-483 гг.), который отказался от сана царя, жреческой и эпонимной должности в храме Де­метры и жил затворником в храме Артемиды, основанном его предком (и где дочь Андрокла была первой жрицей, а в дальнейшем жрецами были её потомки) и посвятил богине свою книгу (Диоген Лаэртский, «О знаменитых философах» IX, 1, 2, 5-6), а после Ионийского вос­стания против персов или даже в период его эфесяне предложили Гераклиту написать для города законы, в том числе и предотвращающие возможность граждан впасть в гордыню, дерзость и самомнение и потерять добродетель «вечной славы», унаследованной по крови от божественных предков (от чего, в конце концов, в реальной истории погибли ионийские города вместе со своими правителями-тиранами, так и в рассказе Платона – Атлантида).

Также, оказывается, не только Платон мифологизировал Ионию, представив её «уплывшей на далёкий запад» Атлантидой…

Как считает М.Ю. Лаптева, подобное сделал и Гомер: «… особенно впечатляющим представляется сходство Схерии Гомера с ионийской Смирной. Схерия, казалось бы, всецело при­ надлежит к миру мифических рассказов, который представляет Одиссей, повествующий о своих злоключениях на пиру у Алки­ноя (Od., V, 402 – XII, 453). В современной литературе феаrjd, живущих в Схерии, нередко интерпретируют символически, как своего рода перевозчиков героя из мифического мира Схерии, циклопов, лотофагов, лестригонов, Калипсо и Кирки в реальный мир Итаки, Спарты и Пилоса. Сама же Схерия, особенно опи­сание дворца Алкиноя, чаще всего относится к области поэтической фантазии Uомера, создававшей эпический вариант мифа о Золотом веке. После раскопок в 40-50-е гг. ХХ в. ионийской Смирны и успехов как малоазийской, так и ближневосточной археологии в целом сквозь, казалось бы, фантастические очертания Схерии проступили реальные черты ионийского поселения конца «тем­ных веков». Мы будем в дальнейшем сравнивать земельные отношения феаков с аграрным строем ионийских поселений ХI-IX вв. 17 Впрочем, и другие особенности поселения феа­ков – местоположение, внешний облик – в значительной сте­пени сближают Схерию со Смирной гомеровского периода. По­добно Схерии Смирна находится «вдали от людей, в труде свою жизнь проводящих» (Od., VI, 8), «от народов других в сторо­не, на последних пределах шумного моря» (Ibid., VI, 204-205). Смирна была расположена на границе Ионии и Эолии, в сто­роне от важнейших ремесленных центров (Милет, Эвбея, Ро­дос, Кипр), речных и морских путей гомеровского времени. Они проходили южнее, параллельно южному побережью Малой Азии, а также по долине Меандра. Кроме того, Схерия нигде не названа Гомером островом. Одиссей, выбрасываемый волнами к Схерии, видит перед собой не остров, а неприступный берег и острые скалы (Od., V, 410-412)… Гомер дает и более точные определения местоположения Схерии. По словам царя феаков Алкиноя, Схерия находится на расстоянии дня морского пути от Эвбеи (VII, 325-326). Это вполне сопоставимо со скоростью плавания ахейцев Гомера от ионийско-эолийского побережья до Эвбеи и Аргоса, и всего лишь в два раза превышает реальную историческую скорость передви­ жения через Эгейское Mope. Мы не будем сейчас рассматривать внешнее сходство гоме­ровской Схерии с археологическим обликом Смирны, ее аграр­ные порядки, социальное и политическое устройство. Это зада­ча для других глав нашей работы. Но даже если историческая Смирна и не была непосредственным прообразом Схерии, мы разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что при описании порядков этого идеального раннего полиса, как, впро­ чем и других, не столь благополучных, общин, перед мысленным взором Гомера была Иония» .[Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации : Иония ХI-VI вв. до н. э. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2009.  – С.126-128].

Естественно, Иония не только как сугубо греческая, но и как частью политическая, культурная и духовная наследница Лидийского и Фригийского царств.

И тут уже открываются новые горизонты для нашего исследования.

http://atlantida.primordial.org.ua/archives/1380


Рецензии
20 октября 1912 г. американская газета «Нью-Йорк Америкен» поместила сенсационную статью за подписью доктора Пауля Шлимана. Фамилия ее автора была хорошо известна — ее носил выдающийся археолог прошлого столетия Генрих Шлиман (1822—1890 гг.).

...Шлиман умер в 1890 г., будучи к тому времени всемирно известным ученым. На его похоронах присутствовали представители научного мира, дипломатических кругов и даже греческий король с семьей. Однако фамилия ученого не забылась с его смертью. На протяжении многих лет она была символом трудолюбия, целеустремленности и веры в исполнение своей детской мечты. Для атлантологов же она является стимулом к работам, связанным с поисками Атлантиды.

Интересовался ли Генрих Шлиман Атлантидой?

Ответ на этот вопрос содержится в письме его ближайшего сотрудника, профессора археологии в Афинах доктора Вильгельма Дорнфельда. Из письма следует, что Шлиман иногда говорил с ним об Атлантиде и, возможно, даже собирал некоторые материалы на эту тему. Однако о какой-либо более серьезной работе Шлимана в этой области никто не может сказать ничего достоверного. Тут следует упомянуть, что Шлиман умел некоторые секреты держать в тайне от самых близких людей.

Все это получило широкую огласку лишь в связи с упомянутой статьей, помещенной в «Нью-Йорк Америкен» через двадцать два года после смерти Шлимана.

Автор статьи доктор Пауль Шлиман был внуком Генриха Шлимана — сыном его сына Агамемнона. Статья вызвала огромный интерес, поскольку содержала совершенно сенсационные сведения и предсказывала появление новых, не менее интересных. Однако они, к сожалению, никогда не стали достоянием гласности. Хуже того, их автор скончался при довольно таинственных обстоятельствах во время первой мировой войны. Статья, которую мы помещаем с небольшими сокращениями, по общему признанию, была просто мистификацией.

«КАК Я НАШЕЛ ПОТЕРЯННУЮ АТЛАНТИДУ, ИСТОЧНИК ВСЕХ ЦИВИЛИЗАЦИИ»[3]

Мой дед доктор Генрих Шлиман за несколько дней перед смертью, которая наступила в 1890 г. в Неаполе, передал одному из своих лучших друзей запечатанный конверт со следующей надписью: «Разрешается вскрыть только тому из членов семьи, который поклянется, что посвятит свою жизнь упомянутым здесь поискам».

Костянтин Рахно   25.10.2019 22:31     Заявить о нарушении
За час до кончины дед попросил листок бумаги и карандаш[4]. Дрожащей рукой он написал: «Секретное примечание к запечатанному конверту. Ты должен разбить вазу с головой совы. Рассмотри ее содержимое. Оно касается Атлантиды. Веди раскопки в восточной части храма в Саисе и на кладбище Шакуна. Это важно. Найдешь доказательства, подтверждающие мою теорию. Приближается ночь — прощай».

Он велел передать это письмо своему другу, который сдал его на хранение в один из французских банков. После нескольких лет учебы в России, Германии и на Востоке я решил продолжить дело моего знаменитого деда. В 1906 г. я дал клятву и сорвал печать. В конверте находились снимки и многочисленные документы. Вот содержание первого из них:

«Тот, кто это откроет, должен дать торжественную клятву, что будет продолжать работу, которую я оставил незаконченной. Я пришел— к выводу, что Атлантида была не только крупным материком между Америкой и западным побережьем Африки и Европы, но и колыбелью всей нашей культуры. Специалисты уже достаточно спорили по этому поводу. Одни придерживаются мнения, что предания об Атлантиде — это просто выдумка, построенная на основе отрывочных сведений о всемирном потопе за несколько тысяч лет до Рождества Христова. Другие же считают их историческим фактом, однако не имеют возможности доказать это. В прилагаемых материалах содержатся документы, записи и исследования, а также различные доказательства которые, по-моему, следует учитывать. Кто хочет узнать их лучше, должен обязаться, что будет продолжать мои исследования, чтобы по мере возможности достичь цели, во-первых, используя факты, которые я даю ему в руки, а во-вторых, не держа в секрете то, что я совершил это открытие. Французский банк после предъявления прилагаемой расписки выдаст переданную ему на хранение сумму, которой вполне достаточно для расходов, связанных с исследовательскими работами. Пусть Всемогущий благословит это важное дело! Генрих Шлиман».

В одном из следующих документов моего деда было сказано:

«Во время раскопок в 1873 г. на развалинах Трои в Гиссарлике, когда я открыл во втором слое „клад Приама“, то нашел в нем необычного вида бронзовую вазу. В ней находились глиняные черепки, мелкие золотые изделия, монеты и предметы из окаменелых костей На некоторых из них, как и на бронзовой вазе, была надпись, сделанная египетскими иероглифами: „От царя Хроноса из Атлантиды“.

Из другого документа, помеченного буквой В, я узнал следующее:

«В 1883 г. я обнаружил в Лувре коллекцию предметов из раскопок в Тиагуанако в Центральной Америке[5]. Среди них я нашел такой же формы глиняные черепки, сделанные из того же материала, а также предметы из окаменелых костей точно такие же, как и в бронзовой вазе из «клада Приама». Это сходство было не случайным. Вазы из Центральной Америки не были похожи на финикийские и на них не было никаких надписей. Я еще раз проверил бывшие у меня предметы и убедился, что надписи на них были более позднего происхождения.

Я постарался достать такие же предметы из Тиагуанако и исследовал их химическим путем, а также изучил под микроскопом. Это подтвердило, что хотя обе вазы — и ваза из Центральной Америки, и ваза из Трои — были сделаны из одной и той же глины, однако этот материал был не из древней Финикии и не из Центральной Америки. Анализ металлических предметов подтвердил, что они состоят из платины, алюминия и меди, т. е. сплава, который прежде не встречали среди предметов древних культур и который не известен и доныне Таким образом, в двух странах, расположенных на большом расстоянии друг от друга, были обнаружены предметы из одинакового материала и, что не подлежит ни малейшему сомнению, одинакового происхождения. Эти вещи происходили не из Финикии и не из Центральной Америки.

Каков же вывод?

Они попали в разные страны из одного и того же источника. А надпись на принадлежавших мне предметах указывает этот источник — Атлантида! Это необычайное открытие заставило меня удвоить усилия. В Петербурге в музее я нашел старый свиток папируса со времен царствования фараона Сента из второй династии, от 4571 г. до Рождества Христова. Этот папирус содержит описание экспедиции фараона «на запад» в поисках следов «страны Атлантис», откуда 3350 лет назад прибыли предки египтян. Экспедиция вернулась через шесть лет, не встретив никакого материка и не найдя каких-либо следов, которые рассказали бы о судьбе исчезнувшей страны. В другом папирусе из того же музея, принадлежащем перу египетского историка Манефона, указывается период 13 900 лет, предшествующий времени царствования мудрецов из Атлантиды. Таким образом, папирус уточняет, что история Египта началась 16 000 лет назад. Обнаруженная мною на Львиных воротах в Микенах надпись говорит, что Мисор, от которого произошли египтяне, был сыном египетского бога Тота, а Тот в свою очередь — сыном жреца из Атлантиды, влюбленного в дочь царя Хроноса, в связи с чем, вынужденный бежать из Атлантиды, он после долгих странствий прибыл в Египет. Именно он построил первый храм в Саисе и передал людям знания, приобретенные в родной стране. Эта надпись имеет исключительное значение, и я до сих пор держал ее в тайне. Найдешь ее среди документов, обозначенных буквой D».

Я хочу привести также окончание этого важнейшего документа:

«Одна из таблиц, которую я выкопал в Трое, содержит трактат египетских жрецов в области медицины, посвященной хирургическому удалению катаракты и опухоли внутренностей. Подобный способ лечения я обнаружил в одной из испанских рукописей в Берлине, автор которой получил его от какого-то ацтекского жреца в Мексике. Жрец изложил его на основании старой рукописи.

Кроме того, я пришел к выводу, что ни египтяне, ни майя, создатели доацтекской центральноамериканской культуры, никогда не были хорошими мореплавателями, никогда не имели судов, на которых можно было бы пересечь Атлантический океан. С полной уверенностью мы можем также сказать, что и финикийцы не сумели бы наладить связь между странами двух полушарий. Но сходство между египетской культурой и культурой майя настолько велико, что его нельзя считать случайным. Таких случайностей не бывает. Не исключена возможность, что когда-то, как гласят легенды, существовал огромный континент, соединявший так называемый Новый Свет со Старым. Это была Атлантида. Ее жители основали в Египте и в Центральной Америке свои колонии».

Костянтин Рахно   25.10.2019 22:32   Заявить о нарушении
Там были и другие записи и важные доказательства, однако оставалось в силе недвусмысленное требование сохранить все это в тайне до тех пор, пока я полностью не выполню инструкции своего дедушки и не закончу исследований.

В течение шести лет я неутомимо работал в Египте, в Центральной Америке и в различных археологических музеях мира. Я открыл Атлантиду, обнаружил факты, подтверждающие, вне всякого сомнения, былое существование этого мощного государства, от которого берут свое начало все цивилизации исторических времен.

Я хотел еще сообщить о том, что случилось, когда я прочитал документы Генриха Шлимана.

Прежде всего я отправился в Париж, чтобы найти эту сохраняемую в тайне коллекцию. Ваза с головой совы была необыкновенной, уже на первый взгляд исключительно древнего происхождения; на ней я прочитал надпись финикийскими буквами: «От царя Хроноса из Атлантиды». Несколько дней я колебался, должен ли я разбить ее, учитывая то, что мой дед в последние минуты своей жизни мог написать это письмо, будучи не вполне в сознании. Однако в конце концов я разбил вазу и нисколько не удивился, когда на ее дне нашел четырехугольную бело-серебряную металлическую пластину, очевидно, монету с замысловатыми фигурками и знаками, не похожими на обычно встречающиеся иероглифы или письмена. Они были на одной стороне, с обратной стороны была сделана надпись древнефиникийским шрифтом: «Выдан в Храме прозрачных стен». Каким образом этот металлический предмет упал в вазу? Ее горлышко слишком узко, чтобы пластину можно было вложить туда сверху.

Если ваза была сделана в Атлантиде, то монета должна происходить оттуда же. В результате исследований я установил, что надпись нанесли после чеканки фигур на передней стороне пластинки. Каким образом — остается для меня загадкой.

Кроме того, я нашел в коллекции и другие предметы, которые, судя по данным моего дедушки, тоже должны были происходить из Атлантиды. Среди них были перстень из того же удивительного металла, что и монеты. Был там также необыкновенный слон из окаменелой кости, древняя ваза и др. В вазе был план, с помощью которого египетский капитан вел поиски Атлантиды. Об остальных предметах я ничего не скажу, выполняя пожелание моего дедушки.

Ваза с головой совы, древняя ваза, ваза из бронзы и перстень имели финикийские надписи, но на слоне и монетах их не было.

Я выехал в Египет и начал раскопки в саисских развалинах. Долгое время они были безрезультатными. Но вот однажды я познакомился с египетским стрелком, который показал мне коллекцию старых монет, найденную в усыпальнице жреца времен первой династии. Кто сумел бы описать мое изумление, когда в этой коллекции я узнал две монеты, почти не отличающиеся от монет в троянской вазе! Разве это не успех? Таким образом, я имел монету из троянской вазы, которая — если мой дедушка был прав — происходила из Атлантиды, а также две другие подобные монеты из саркофага жреца саисского храма, в котором хранились сведения об Атлантиде, переданные жрецами Солону. Для проверки я обратился к двум известным французским специалистам-геологам, с которыми мы изучили западное побережье Африки. Мы уточнили, что все побережье покрыто породами вулканического происхождения. На протяжении многих миль возникало впечатление, что какой-то материк был словно оторван от побережья в результате вулканической деятельности. Здесь я нашел скульптурное изображение головы ребенка из того же металла, что перстень и монеты, которое было вдавлено в твердый слой старого вулканического пепла.

Я выехал в Париж, чтобы отыскать владельца коллекции из Центральной Америки, о которой упоминал мой дедушка. Он согласился разбить свою вазу для моих исследований. Внутри я нашел монету такой же величины и формы и из того же самого металла, что и три предыдущие, которые я уже имел. Они отличались лишь расположением иероглифов!

Таким образом, я держал в руках пять звеньев цепи: монеты из секретной коллекции моего дедушки, монету из атлантской вазы, монеты из египетского саркофага, монету, которая была найдена в вазе из Центральной Америки, и скульптуру детской головы с марокканского побережья.

Я немедленно отправился в Центральную Америку, в Мексику и Перу. Я искал на кладбищах и вел раскопки в городах. Наконец, в пирамиде в Теотигуакан в Мексике я нашел монеты из того же сплава, однако с другими надписями.

Я имею основания утверждать, что эти необычные монеты употреблялись в Атлантиде в качестве денег 40 000 лет назад. Это предположение основано не только на моих собственных исследованиях, но и на некоторых работах моего дедушки, о которых я еще не упоминал. Из-за ограниченности места я не буду сейчас говорить об иероглифах и других найденных мною доказательствах, которые вполне убеждают меня в том, что культуры Египта, Микен, Центральной и Южной Америки, как и культуры Средиземноморья, имеют общий источник. Я приведу здесь в качестве примера одну рукопись майя, отрывок из знаменитой рукописи «Troano» из собрания Плонжона. Ее можно увидеть в Британском музее. Вот ее перевод[6]...

Среди документов древнейшего буддийского храма в Лхасе хранится старая халдейская рукопись, которая была создана около двух-тысяч лет до Рождества Христова. Вот ее содержание:

«Когда звезда Баал упала там, где в настоящее время осталось только небо и море, как листья на дереве во время грозы, всколыхнулись и задрожали Семь городов со своими золотыми воротами и Прозрачными Храмами. И из дворцов вылилась река огня и дыма. Воздух заполнили предсмертные стоны и крики толпы. Люди искали спасенья в своих храмах и замках. А мудрый My, верховный жрец Ра-Му, вышел и заявил: „Разве я вам этого не предсказывал?“ Тогда женщины и мужчины в богатой одежде с драгоценными камнями стали плакать: „My, спаси нас!“ A My ответил: „Вы умрете все, вместе с вашими рабами и богатствами, а из вашего пепла возникнут, новые города. Но если они забудут, что должны стать выше не только того, что они создали, но и того, что потеряли, — их постигнет такая же участь!“ Слова My терялись в шуме и грохоте. Страна и ее жители были разорваны в клочья и в скором времени погибли в волнах».

Костянтин Рахно   25.10.2019 22:33   Заявить о нарушении
Что означают эти два рассказа — один из Тибета, а другой из Центральной Америки, посвященные оба одной и той же катастрофе и связанные со страной My? Это перестанет быть загадкой, когда я приведу остальные известные мне факты».

К сожалению, Пауль Шлиман не огласил обещанные факты.

Этот рассказ слишком красив, чтобы быть правдивым. Приведенные в нем факты и «вещественные доказательства» никогда не получили подтверждения. Никто не видел ни вазы с совиной головой, ни монет 40-тысячелетней давности, ни даже «завещания» Генриха Шлимана. Может быть, все это вновь заняло свое место в таинственном банковском сейфе? Однако, вероятнее всего, — это плод фантазии шаловливого внучка.

Вопрос о достоверности рассказа П. Шлимана уже решен. Сегодня, через 50 лет после его публикации, мы можем со всей уверенностью сказать, что это мистификация. Но вскоре после того, как сенсационная статья была помещена в нью-йоркском журнале, можно было надеяться, что человек, носящий фамилию столь ценимого в науке ученого, располагает и другими необычайными сведениями.

Статья П. Шлимана вызвала многочисленные комментарии. Факты, приведенные в «рассказе», не так уж невероятны. Существует столько аналогий между культурой майя и культурами Старого Света, что уже в 1882 г. американский атлантолог Игнатиус Донелли на их основании изложил свою «теорию» об Атлантиде как «естественном мосте между Старым и Новым Светом», между Египтом и Мексикой, которые были, по его мнению, ее колониями.

Кстати, и Донелли был не первым — эту гипотезу высказал Кадэ уже около 1785 г. Теория Донелли получила широкую известность благодаря большому впечатлению, которое вызвала его книга «Atlantis, the Antediluvian World» (Лондон, 1882). Получилось так, что за несколько месяцев до опубликования рассказа П. Шлимана она вышла в переводе на немецкий язык («Atlantis, die vorsintflutliche Welt», Esslingen, 1911). До сегодняшнего дня эта книга является для атлантологов настольной, и наиболее веское возражение против рассказа П. Шлимана — это то, что он привел слишком много словно специально подобранных доказательств в пользу гипотезы Кадэ — Донелли.

Что касается «вещественных доказательств» Шлиманов, то комментаторы утверждают, что, действительно, как в Америке, так и в Греции и Малой Азии на вазах встречается орнамент, в котором фигурирует голова совы. Однако указывают также и на некоторые неточности, в частности касающиеся финикийских «иероглифов». Финикийцы не пользовались иероглифами, они применяли письмо, состоящее из букв, которое, однако, имеет более позднее происхождение, чем это явствует из «рассказа» Пауля Шлимана.

Некоторый свет на «открытия» П. Шлимана бросает анализ упоминаемых им и доступных для проверки документов. Шлиман ссылается на два египетских папируса, один времен царствования фараона Сента из второй династии, второй — написанный Манефоном. В связи с этим советский атлантолог Н. Ф, Жиров несколько лет назад обратился к известному египтологу, сотруднику ленинградского Эрмитажа профессору И. М. Лурье и получил разъяснение, что фараон Сент из второй династии историкам не известен, так же как и папирусы того времени, в том числе и с подлинным текстом Манефона. Что касается сообщений Манефона, то наука располагает лишь данными, которые приводят более поздние греческие авторы. Эрмитаж никогда не имел папирусов, о которых упоминает П. Шлиман.

Аргумент И. М. Лурье имеет уничтожающее значение. Записей, на которые ссылается П. Шлиман, не существует. Но на эту тему можно еще спорить.

В польском издании уже упоминавшейся книги К. Ке-рама «Боги, гробницы, ученые» помещен список египетских царей, в котором в числе правителей второй династии мы находим одного фараона по имени Сенди или Сетенес. При известных расхождениях в транскрипции египетских имен столь незначительная разница в звучании— Сент или Сенди — не должна предрешать достоверности рассказа. Примерно так же обстоит дело и с Манефоном. На Манефона ссылаются многочисленные египтологи, хотя они и признают, что его сочинения им известны лишь по цитатам из более поздних авторов. В рассказе Шлимана не говорится что найденная в Петербурге рукопись была собственноручным трудом Манефона. К тому же, помимо Эрмитажа, до Великой Октябрьской социалистической революции имелись и частные собрания папирусов (Голенищева, Лихачева, Тураева и Церетели), которыми Шлиман мог пользоваться, будучи в Петербурге.

Возможно, теперь не стоит углубляться в подробности, если все, не исключая энтузиастов гипотезы Донелли, согласны с тем, что рассказ, напечатанный в «Нью-Йорк Америкен», был обыкновенной «журналистской уткой». Стоит, однако, подумать, чем руководствовался при этом ее автор. Почему он не сообщил дальнейших подробностей и больше ни разу не выступил по этому вопросу?

Стремление к обогащению, по-видимому, отпадает, поскольку дедушка оставил внуку огромное состояние. Желание сделать что-то назло семье? Трудно усмотреть в этом и какие-либо политические мотивы, которые, кстати сказать, ставились в упрек Платону в связи с вопросом об Атлантиде.

Может быть, юношеская шутка? Из сравнения различных дат в жизни дедушки (родился в 1822, а женился в 1869 г.) следует, что в 1912 г., т. е. тогда, когда писалась эта статья, Паулю было не больше двадцати пяти лет. Только поэтому сомнительно, что ему хватило времени на шестилетние неутомимые работы «в Египте, в Центральной Америке и в разных археологических музеях», включая и Петербургский, а также на получение докторской степени и женитьбу.

Однако возможно, что в этом таинственном случае какую-то роль сыграли все же политические соображения. П. Шлиман был полугреком по матери и полунемцем по отцу. Женился он на гречанке; но все же, как говорят, очень симпатизировал немцам. С начала войны 1914 г. он якобы сотрудничал в немецкой разведке. Умер он во время войны, согласно одной версий — в России, согласно другой — был расстрелян союзниками на Балканском полуострове. Быть может, статья в «Нью-Йорк Америкен» вообще была делом не его рук, а явилась результатом каких-то политических махинаций...

Знаменательно, что до сих пор по этому вопросу не высказался никто из семьи П. Шлимана. Его вдова вышла замуж за грека Цалдариса, который впоследствии стал премьер-министром. В настоящее время ей должно быть около семидесяти лет [Зайдлер Лео. Атлантида. Москва Мир 1966г. 344 с., с. 146-156]

Костянтин Рахно   25.10.2019 22:35   Заявить о нарушении
В вечной игре в полицейских и воров, как правило, чаще выигрывают воры, нежели полицейские,- иначе вряд ли бы существовала преступность. Этому старому закону подвержено и ремесло грабителей могил, о чем говорит сенсационный случай с известным английским археологом Джеймсом Меллаартом, ставшим знаменитым после «открытия, сделанного на базаре».

...И вот в полумраке невзрачной хибарки, в незамысловатом крестьянском сундучке, среди тряпок вспыхивает золото. Кольца, чаши, кубки, фигурки домашних божков, сказочных зверей... «В этот миг,- рассказывал потом Меллаарт журналистам и полиции,- я почувствовал себя истинным победителем. Я сравнивал себя со Шлиманом, увидевшим среди камней Трои золотые сокровища царя Приама...» А вся история, кстати говоря, чистейший детектив, началась очень уж просто и буднично (Подробнее смотри об этом в журнале «Техника - молодежи» (№ 2. 1973), в статье г Малиничева «Нераскопанная Троя» (комментарий Г. Еремина)).

В экспрессе Стамбул - Измир Меллаарт обратил внимание на свою спутницу, миловидную девушку, вошедшую на одной из остановок в купе вагона. Его привлекло не красивое лицо девушки, говорившей, как отметил профессор, с легким американским акцентом, а массивный золотой браслет на ее правой руке. Он был явно очень древним, и от него «пахло тысячелетиями» - Меллаарт давно мечтал извлечь такое сокровище из земли. Так началось первое действие драмы, которую поставил очень опытный и хитроумный режиссер. Определенное место в ней отводилось и девушке, и древнему браслету-приманке, на которую должен был клюнуть маститый ученый, и самому ученому, игравшему главную роль в спектакле, который затем произошел.

Профессор привстал со своего места и представился. Спутница не пыталась разыгрывать удивление, она хорошо знала, кто перед ней,- случайная встреча в поезде была далеко не «случайной». Видимо, с легкой руки Агаты Кристи трасса Багдадского (Восточного) экспресса, ответвлением которой была линия Стамбул - Измир, стала для Меллаарта началом его собственного, пережитого им детектива. Одним словом, они познакомились, и спутница сказала, что браслет - семейная реликвия, бабушкино наследство, передающееся из поколения в поколение. Еще она сказала, что у них дома «кое-что от бабушки» сохранилось в сундучке, подобное этому браслету. Естественно, взволнованный Меллаарт сразу же упросил девушку, жившую в Измире, взять его с собой, чтобы посмотреть семейные реликвии.

Поезд остановился в Измире, девица перемигивается с «таксистом», который, кажется, только ее и ждал, машина долго колесит по извилистым, узким улочкам турецкого города и останавливается где-то на окраине у одноэтажного домика. Так началось второе действие детектива: профессору показали сундук с драгоценностями. Осторожно перебирал он древние украшения, фигурки людей, посуду. Вот гравированное изображение парусной лодки - неведомый, праисторический тип корабля; вот массивное кольцо с двумя камнями - рубин и смарагд, а вот ритуальный сосуд с геометрическим орнаментом, ритуальный светильник в виде идола с птицами, а вот...

У Меллаарта закружилась голова - все предметы относились к неизвестной археологам мира цивилизации, причем очень древней, существовавшей не позднее III тысячелетия до нашей эры. «Позвольте мне все это заснять на пленку. Вы даже не представляете, какая это ценность для мировой науки!» - «Нет, нельзя! Это запрещено... но вы можете все изучить на месте, зарисовать в блокнот, если пожелаете. Только никуда нельзя выходить. Таково наше единственное условие». Профессор давно уже понял, что здесь нет никакой «бабушки», что он попал в хитро расставленные сети какой-то очень сильной организации профессионалов - грабителей могил... Но чувство ученого, прикоснувшегося к волнующей тайне, оказалось сильнее осторожности и отвращения. Меллаарт согласился.

...Это было подобие домашнего ареста с тем лишь отличием, что узник мог в любую минуту покинуть свое узилище. Однако его не торопили, приносили пищу, давали возможность сделать научное описание коллекции, зарисовать находки. Но зато очень неохотно отвечали на вопросы. Меллаарт уже о многом догадывался сам - так знаток по голосу определяет редкую породу птицы, даже если он ее не видел никогда... Все вещи были взяты из какого-то неизвестного могильника, в котором были погребены правитель и его жена, включая и любимую собаку царской четы. Кроме того, речь шла о развитой земледельческой державе, о городах с ремесленниками и купцами, со сложившейся культурой и исторической традицией - каким совершенством обладали изделия древних мастеров! Но где же место этой культуры па исторической карте Малой Азии? Это - не греки, не египтяне, не хетты, хотя есть и сходные черты... «И впрямь нераскопанная Троя! - с восторгом подумал Меллаарт.- Но где искать? В Анатолии открыта едва лишь сотая часть того, что скрывает эта древняя земля…»

Из очень тонких и осторожных расспросов ученый уяснил, что находка была сделана в местности Дорак, где-то на берегу Мраморного моря. Вероятно, именно здесь существовала «нераскопанная Троя» - какое-то загадочное и весьма развитое государство, достигшее расцвета в начале III тысячелетия до нашей эры, торговавшее с соседними городами Малой Азии, Египтом, Критом...

Прошла неделя полудобровольного заточения Меллаарта. Ночью профессора бесцеремонно вывели на темную улицу, посадили в такси и оставили одного. Спектакль закончен: в последний вечер с записок Меллаарта была сделана копия, с его слов зафиксированы данные о примерной стоимости таинственных сокровищ, о примерной датировке находок...

Костянтин Рахно   25.10.2019 22:38   Заявить о нарушении
А затем в прессе замелькали слова «провокация», «ловушка», «гангстеры», «разбазаривание исторических реликвий», «судьба сокровищ царей из Дорака» и т. п. «Режиссер» спектакля мог радоваться: таинственность всего случившегося, нервный тон прессы, оттенок криминального романа в комментариях журналистов - все это стало превосходной рекламой для «товара». Почва для соответствующей распродажи была подготовлена... И еще одну сенсационную историю припомнили журналисты и попытались ее привязать к «сокровищам царей из Дорака». Ее связывали с «завещанием Шлимана» и... мифической Атлантидой Платона. Речь шла вот о чем.

...20 октября 1912 года американская газета «Нью-Йорк Америкен» опубликовала сенсационную статью внука известного археолога XIX века Генриха Шлимана, открывшего знаменитую Трою. Статья о «завещании Генриха Шлимана», опубликованном через 22 года после его смерти, была якобы подписана его внуком, Паулем Шлиманом, и вызвала огромный интерес у мировой общественности, поскольку содержала самые сенсационные и загадочные сведения об Атлантиде. Действительно, как стало известно от одного из ближайших помощников Шлимана, тот интересовался Атлантидой (о чем говорило письмо Шлимана), он даже собирал кое-какие сведения о ней. Но насколько серьезно известный ученый относился к этой древней легенде, никто сказать не мог - говорят, Шлиман умел держать в секрете некоторые свои планы и идеи даже от самых близких ему людей.

К сожалению, все остальное было покрыто тайной, ибо началась первая мировая война и Пауль Шлиман погиб, как говорят, при довольно таинственных, обстоятельствах. Статью, которую приводит польский ученый Людвик Зайдлер, автор еще одной книги об Атлантиде, сегодня считают мистификацией, или созданной самим Паулем Шлиманом или кем-то другим, кто воспользовался его именем и именем его знаменитого деда (в таком случае почему внук не опротестовал ее, а может, не успел? - задают вопрос журналисты). Статья эта называлась «Как я нашел погибшую Атлантиду, источник всех цивилизаций».

«Мой дед, доктор Генрих IIIлиман,- писал автор статьи,- за несколько дней до своей смерти вручил одному из своих ближайших друзей запечатанный конверт с надписью: «Вскрыть только одному из членов моей семьи, который поклянется посвятить свою жизнь указанным здесь исследованиям». За час до смерти мой дед попросил листок бумаги и карандаш и написал дрожащей рукой: «Дополнение к запечатанному конверту. Секретно. Разбей вазу с головою совы. Всмотрись в содержимое. Оно касается Атлантиды. Копай в восточной стороне храма в Саисе и на кладбище в долине Хасуна. Важно. Найдешь подтверждение моей теории. Ночь приближается - прощай...»

Это письмо он велел отдать тому же другу. Письма были депонированы в одном из французских банков. После нескольких лет обучения в России, Германии и на Востоке я решил продолжать труд моего великого деда. В 1906 году я произнес клятву и сорвал печати. В конверте находились фотографии и различные документы. Первый из них гласил: «Тот, кто вскроет конверт, должен торжественно поклясться, что будет продолжать труд, который я оставил незаконченным. Я пришел к выводу, что Атлантида была не только обширной областью между Америкой и западными берегами Африки и Европы, но и колыбелью всей нашей культуры... В прилагаемых материалах находятся документы, записи и все доказательства, какие я считаю необходимыми...» и т. д.

Далее в письме шла речь о специально выделенной сумме денег, на которую будто бы прилагался чек и которой, по мнению Шлимана, должно было хватить на исследования по Атлантиде. Бралась клятва с того родственника, кто рискнет продолжить его труд, что он доведет дело до конца и «не должен скрывать», что Атлантиду открыл Генрих Шлиман и т. п. Во втором письме Шлимана сообщалось, как он пришел к выводу о существовании Атлантиды, и здесь все нити вели в Малую Азию, где работал известный археолог и где были найдены «сокровища царей из Дорака». Шлиман будто бы писал во втором письме следующее:

«Во время раскопок 1873 г. на территории Трои в Гиссарлыке, когда во втором слое я открыл «сокровищницу Приама», в числе прочих сокровищ оказалась бронзовая ваза своеобразной внешности. В ней находились глиняные черепки, различные мелкие золотые изделия, монеты, предметы из окаменелой кости. На некоторых из этих предметов, равно как и на самой вазе, была надпись финикийскими иероглифами, гласившая: «От царя Хроноса в Атлантиде». Из другого документа, пишет внук Шлимана, он будто бы вычитал следующее, что его дед, работая в 1833 году в Лувре, нашел коллекцию из раскопок в Тиауанако в Перу, которое он почему-то поместил в Средней Америке. (Явная неточность того, кто составлял или печатал этот документ: и Шлиман и его внук не могли не знать, что Тиауанако находится в Южной Америке, в Перу, на берегах высокогорного озера Титикака, а в «Средней Америке», т. е. в современной Центральной, близкое по звучанию имя носит мексиканская пирамида Теотиуакан, построенная еще в доацтекский период.)

И вот будто бы среди этих предметов Шлиман обнаружил «глиняные черепки точно такой же формы и из того же материала, а также предметы из окаменелой кости - точно такие же, как и в бронзовой вазе из «сокровищницы Приама». «Я постарался достать подобные же предметы из Тиауанако и подверг их химическому и микроскопическому исследованию,- пишет будто бы далее Шлиман в этом документе.- Обе вазы, как американская, так и троянская, были сделаны из одной и той же глины, совершенно не похожей на глину из древней Финикии или же из Средней Америки. Анализ металлических предметов показал, что они состоят из сплава платины с алюминием и медью, какого никогда не находили в раскопках древностей и не знают и сейчас. Таким образом, обнаружены предметы из одинакового материала и, несомненно, из одного и того же источника в двух значительно удаленных друг от друга странах. Надпись на принадлежавших мне предметах ясно указывала на этот источник: Атлантида!».

Что сомнительно в этой фальшивке, в которой можно было насчитать несколько пунктов, мягко говоря, «несоответствий», так это, пожалуй, следующее - алюминий, который был открыт в Европе как относительно чистый металл только в 1825 году и то в лабораторных условиях. Первый же промышленный, но дорогостоящий способ его получения был открыт только в 1855 году, а до 1890 года на всю планету было получено алюминия лишь 200 тонн, настолько он был редок как металл (и стоил дороже золота). Сомнительно, чтобы следы алюминия мог обнаружить молодой Шлиман еще в 1833 году, то есть через восемь лет его лабораторного открытия, тем более что Шлиману в то время было всего лишь... 11 лет (Шлиман родился в 1822 году в Германии) и он еще не мечтал работать в запасниках парижского Лувра. Таким образом, эта сенсация была рассчитана разве что только на питекантропов, с коими сравнила по умственному развитию, видимо, своих читателей американская «Нью-Йорк Америкен»...

Одним словом, когда в печати мелькнули сообщения о загадочных и ни на что не похожих «сокровищах царей из До-рака», которым невозможно найти никаких аналогий в существующих археологических культурах, заговорили в газетах и о таинственном «завещании великого Шлимана». Будто бы находки в Дораке как раз и относятся к исчезнувшей Атлантиде, которая поддерживала с Малой Азией (с Дораком) оживленные сношения. Никто не вспомнил о мифической алюминиевой вазе - наоборот, всячески стали доказывать, что древние атланты находились на таком высоком уровне развития, что получали этот металл электролизным способом и т. п. Что Шлиман, умерший в одиночестве в гостинице Неаполя, не был окружен «близкими друзьями» и не писал никакой записки своему будущему преемнику. Что геологи и океанологи не нашли в Атлантике и следа какой-либо опустившейся вниз суши. Что время гомеровской Трои разделяет с Тиауанако период в две тысячи лет, а Дорак старше Тиауанако эпохи своего расцвета на три тысячи лет... И многое другое, на что газетчики не обратили внимания - «пустяки», «мелочи», важна, так сказать, «глобальная идея», основа сенсации...

Но здесь мы переходим уже в мир иных идей, иных представлений об истории и археологии, что явится темой нашего дальнейшего рассказа о «криминальной археологии» - бизнесе не на самих предметах древней истории, а на тех лже- и антинаучных представлениях о ней, которые прокламируются современными «пророками вчерашнего завтра», типа Эриха Деникена и Робера Шарру. Впрочем, еще несколько слов о «сокровищах царей из Дорака»...

Последний, заключительный акт спектакля разыгрался спустя десять лет после «открытия»: на «черном рынке» в США вдруг объявились следы золотых вещей, описанных Меллаартом. Продавцы сокровищ скрылись за вереницей подставных лиц, покупатели проявляли тоже известную осторожность, боясь подделки вещей из скандальной коллекции. Снова обратились к экспертам. «Им около 45 веков»,- заключили специалисты после ряда специальных физико-химических анализов... Сделка состоялась, и сокровища уплыли в неизвестном направлении - за прошедшие годы их цена возросла примерно в десять раз. При этом оценщики ссылались на авторитет Меллаарта, у которого грабителям могил удалось таким криминальным путем получить экспертизу. Месье Гобе был прав, говоря о специалистах, оценивающих находки...

Костянтин Рахно   25.10.2019 22:38   Заявить о нарушении
[Босов Г. И. Сильбо Гомера и другие. Москва Детская литература 1985. 288 с., с. 130-136]. Таким образом, можно допустить, что Шлиман действительно натолкнулся на Атлантиду на континенте.

Костянтин Рахно   25.10.2019 22:46   Заявить о нарушении
Дякую!

Скоріше за все, Платон конструював свій наратив про Атлантиду з кількох "джерел": 1) суспільно-сакральної організації Паніонії, 2) опису Геродотом Єгипту (як схема для розповіді), 3) фактів могутнього флоту Кріту і народів моря, війни їх з Єгиптом і Афінами (які єдині вистояли від навали) та їх загибелі від землетрусу, 4) фактів наявності за Стовпами Геракла якихось атлантів і цивілізації Тартесс, 5) колоссальних будов і каналів і загибелі від повені столиці Ніневії Ассірії, 6) десяти єврейських колін-царств, які пропали тощо.

Олег Гуцуляк   25.10.2019 23:14   Заявить о нарушении