История третья Трагический послелог

Тайны подсознания
Богатое воображение иногда, безусловно, усложняет нашу жизнь. Так, можно занервничать, увидев щипцы, которыми удаляют зубы, даже если нам сейчас это не грозит. После первого свидания, мы девушки, можем также с легкостью напридумывать себе что-то, чего на самом деле не было, и сильно удивить этим молодого человека.
Теоретически, однако, наше воображение и интуиция могут не раз сослужить нам хорошую службу.
 
Человек с развитым воображением воспринимает то, что он видит в определённый момент времени, скажем простую конфигурацию бытовых предметов, не только в трех пространственных измерениях, а в четырех, пяти или даже шести. То есть он способен себе представить, что было до этого момента и что будет после. Кроме того, понимая, что предметы сами передвигаться не могут, он может добавить к временному измерению причинно-следственное, т.е. объяснить себе, как, почему и для чего эти предметы там оказались. Собственно, без такого объяснения представить себе их прошлое и будущее невозможно, поэтому в этом случае причинно-следственное «измерение» первично по отношению к временному. Однако, воображение может пойти и дальше и – в отвлечении от причинно-следственных и других связей – представить, что может в тот же момент времени с высокой степенью вероятности происходить в каком-то другом месте. Можно пойти еще дальше – то есть, бросив взгляд на эти предметы, полностью отключить логику и просто позволить воображению что-то еще представить. Вопрос о том, почему в нашем сознании в этот момент всплывет тот или иной образ или родится та или иная мысль, напрямую не связанные с воспринимаемой нашими органами чувств ситуацией, - это вопрос весьма интересный и далеко не простой. В связи с этим я специально обращусь к нему позже. Пока же просто хотела привести наглядный пример того, что возникновение в такой момент некой отвлеченной мысли может быть явно неслучайным. Пример этот на злобу дня. Судите сами.
 
Вчера утром, т.е. 3 апреля, я редактировала здесь на сайте проза.ру историю про Балаганова, Козлевича и Паниковского, размещенную накануне. Внезапно в голову мне пришла идея сравнить Паниковского с продавцом на рынке, который вместо ягненочка может Вам в один прекрасный момент подложить большую свинью.

Далее я про себя добавила, «даже если будет знать, что Вы исповедуете Ислам», однако в итоге решила болезненную тему ислама не поднимать. Почему вдруг она пришла мне в голову, как и сама фраза «подложить свинью», я не знаю.

Я помню, однако, что в связи со свиньей я тут же вспомнила, как кто-то не то в шутку, не то всерьёз говорил или писал несколько лет назад, что есть простой способ отвадить исламских террористов от метро, а именно поставить на каждой станции у входа в метрополитен по живой свинье.
 
Таким образом, за несколько часов до трагедии в Питере 3 апреля мысль о взрывах в метро, правда, в контексте прошлого, а не будущего, у меня сама собой всплыла. Однако, поскольку ее реальная значимость была мне неясна в тот момент – о происшествии я узнала даже не из Интернета, а от кассирши в магазине вечером – то и использовать это «провидение» для предотвращения взрывов не было возможности. При этом, я не удивлюсь, если окажется, что подобные мысли возникали утром 3 апреля не только у меня, но и у многих других людей с развитым воображением и интуицией.

Как и почему это возможно, я постараюсь объяснить в серьезной и обстоятельной публикации «Основной вопрос философии», которая будет публиковаться частями. Трагические события в Петербурге говорят о том, что пришло время эту тему обсудить.


Рецензии