Подсказка

ПОДСКАЗКА

Андрей Хаустов задумал открыть на своем предприятии цех по производству надгробий. Эта мысль уже месяц не давала ему покоя, и он решил приступить к осуществлению своей идеи.
– А не съездить ли нам сейчас на кладбище? – поделившись мыслями с главным инженером, предложил он ему.
– Чего же не съездить? Поехали! – ответил Григорий Николаевич.

Кладбище встретило их полуденной летней прохладой от тени деревьев. «Заселяться» это последнее людское пристанище начало где-то еще в восемнадцатом веке, а может и еще раньше. На территории кладбища были похоронены люди разного вероисповедания: православные, католики, протестанты, иудеи. Чтобы отделить друг от друга места их общего захоронения, были выкопаны глубокие рвы.
Шло время, одно поколение людей сменяло другое. Дрогнули моральные устои и нравы. На кладбище тоже все перемешалось: современные могилы соседствовали со старыми; католиков хоронили рядом с православными… Только еврейская часть кладбища так и осталась стоять неизменным особнячком.
Раньше кладбище было более ухоженным и чистым. Памятники, особенно польского периода, и сегодня выделяются своей неповторимостью и красотой. Правда, за последние полвека они сильно пострадали от вандалов. Байки о том, как местные пацаны вскрыли очередной склеп или раскопали старую могилу, в которых нашли золотые монеты и драгоценности, только подогревали интригу, вдохновляя юношей на новые «подвиги». Так был стерт с лица земли не один десяток склепов, опрокинуто и разбито множество уникальных памятников, разломано и погнуто большое число кованных металлических оград. Не стесняясь, уничтожали надгробия и могилы люди, копавшие ямы для новых захоронений. Страдали постаменты и ограды от упавших на землю по причине старости огромных ветвистых тополей. Властям до этого не было никакого дела, хотя на этом кладбище похоронено много известных людей и исторических личностей.
За старыми могилами никто не ухаживает, а старыми они скоро станут все – кладбище закрыли в конце 80-х годов прошлого века. После разгоревшегося скандала между жителями города и властями этот «островок вечного покоя» передали ЖКХ. Коммунальщики стараются, заметно меньше стало мусора. В целях пресечения распития спиртных напитков гражданами, на мемориальном комплексе и вообще на всей территории кладбища стала появляться милиция…
Андрей и Григорий Николаевич шли по аллее и рассматривали памятники.
– Вот смотри, Николаевич, здесь священник похоронен, еще в позапрошлом веке почил, – негромко произнес Андрей. – памятник завалился, а поправить некому…
– И здесь священник! – отозвался Григорий Николаевич. – Еще священник! Там тоже служитель культа!
– Я смотрю здесь много памятников повалено! Есть и такие, что по самые уши в землю вросли! О так и ограды разворочены! Больше века простояли, столько войн выдержали, а какой-то гад пришел и все разворотил!
– Да! К сожалению да! Из родных давно нет никого, некому и за могилкой посмотреть. Привести в порядок так сказать.
Они еще долго бродили по кладбищу и больше молчали. После увиденного настроение у обоих, было гнетущее.
– Давай заедем в церковь, – предложил Андрей. – Быть не может, чтобы там не нашлось людей, которые приведут в порядок могилы своих же коллег!
Священника в церкви не оказалось. Им подсказали, что он трапезничает дома. Подец, развалившись на диване перед телевизором, пил чай с пирожками. Увидев на пороге комнаты Андрея, он вскочил. Поздоровавшись, священник пригласил гостей отведать пирожков с чаем.
– Это моя благоверная вчера пекла, – словно оправдываясь, он пояснил происхождение пирожков.
«Ври да не завирайся!» – подумал Андрей. – «Твоя не то, что печь, люди говорили, воду варить не умеет! Если бы не прихожане, фиг тебе с маком, а не пирожков!»
– Вкусные пирожки! – запивая чаем, нахваливал Григорий Николаевич сдобу. – Ваша супруга просто замечательно печет!
– Да! Об этом ей все говорят! – краснея лицом, подтвердил Подец и поинтересовался: – Что привело ко мне таких уважаемых людей?
– Мы с Григорием Николаевичем только что вернулись с городского кладбища, – издалека начал Андрей. – Давно не были, вот и решили посетить.
– Доброе дело сделали! Молодцы, что усопших родных навещаете! – одобрил их поступок Подец.
– Мы то, может и молодцы, да вот вы не очень! – сказал ему в ответ Андрей.
– Внимательно слушаю, что случилось? – насторожился священник.
– Собственно говоря, ничего страшного, если не считать того, что повалены памятники похороненных там знатных священников. Могилы заросли бурьяном в рост человека, годами ничего не меняется!
– Спасибо за подсказку! Наведите, пожалуйста, там порядок! – попытался «перевести стрелки» Подец. – Займитесь этим, я благославляю ваш великодушный почин!
– Спасибо, святой отец, за доверие! – парировал хитрюгу Андрей. – Извините, но мне есть, чем заняться. Вы уж как-нибудь сами!
Прошло более двадцати лет, а воз и ныне там!..

08 января 2017г., Минск
03 апреля 2017г., Слуцк


Рецензии