Поэты-патриоты

                ЭССЕ
                ПОЭТЫ-ПАТРИОТЫ               
               
Патриоты РОССИИ – их  много, их множество! Это и творческие люди, и люди
обычных профессий, и различных классов, и прослоек. "России верные сыны",
так сказано, например, названием литературной премии за работы в области прозы, публицистики, поэзии и документальной прозы, которая присуждалась
в большом зале центрального дома литераторов, где-то в 2005 году.  После награждения каждый лауреат и присутствующие на церемонии вручения премии высказали всё наболевшее в поддержку и даже в защиту литературы и это понятно, ибо литература часть культуры, а без культуры и именно нашей русской, неразрывно связанной со всеми народами – РОССИЯ просто не может существовать. Быть может, я повторяюсь?..
Но – пусть повторяют и другие, и неоднократно. Пусть хоть немного, но звучит стихами поэтов о том вечном, на котором держалась всегда Россия. О том, где мы рождаемся и помним дорогие нам эти места, помним наш дом. Пусть звучат стихи и о нашей необъятной Земле – о нашей спасительнице и кормилице, пусть звучат и о самом человеке – о его вере и в будущее России, и о надежде в самого себя. Звучат стихи памяти героев России. Начну со стихов поэта Ольги Фокиной – это стихотворение «Большая родина без малой», где звучат строки –
                “Отчизна, Родина, опора,
                Моё спасенье в час лихой,
                И во спасение которой
                На смертный бой готов любой.”
И стихотворение «Реквием», где для нашего-то времени – просто снайперски…
                “После самолёта тишина
                Втрое против прежнего страшна.
                Песня, голоси!
                Песня, воскреси
                Сеятеля – сына Руси!”
Сеятель – Бог-человек. В Ярославской области, например, в девяностые лихие, он просто улетел на небеса, что является в самом прямом смысле. Да просто – кто помер, кто на пенсию ушёл и всё! А мы, наследники земледелия, ещё в семидесятые, а иные, как мои родители, уехали и раньше в крупные и малые города Советского Союза. Пахать, сеять, пасти, косить траву стало некому и хозяйства при этом, а именно колхозы, моментально развалились. Ещё в советские времена поэты и писатели  переживали  за Россию и пахотную её Землю, а девяностые годы для многих из них  стало болью. Скажу о малоизвестном Анатолии Тучине. Поэт Анатолий Тучин, можно сказать, сгорел в переживаниях за Россию мать. И название одной из его книг прямо в точку. «Россия – мачеха и мать». Так в стихотворении «Россия моя» - последняя строфа:
                “А равнины распластано ждут потепленья и света,
                полегают усталые в мокрую землю хлеба,
                ты Россия моя, хлеборобное хмурится лето,
                в нём надежда моя и тревога моя и судьба”
Переживания за хлеб, что легли нескошенные в мокрую землю и написано вначале девяностого года. А много ли сегодня пахотной земли? И Тучин уже видел тогда упадок нашей глубинки – опустение сёл и деревень. Вот следующее стихотворение:
                “Россия. Мне дорог здесь каждый ухаб,
                мне близок здесь каждый забытый просёлок,
                я полнюсь тоскою вдовеющих баб
                в глубинных твоих и редеющих сёлах”.
А в следующем  – крик.
                “Россия, мачеха и мать,
                моя двуликая отчизна,
                я для тебя готов страдать,
                готов страдать без укоризны”.
И Анатолий Тучин сгорел, как сгорела Марина Цветаева, которую он упоминает в стихотворении «В Елабуге»:
                “В самом центре России
                на холодном ветру
                мы слезой окропили
                музу, мать и сестру”.
Анатолий Тучин сгорел в девяностые годы от осознания безысходности. Он болезненно
воспринял то, что Россия семимильными шагами пошла не в ту сторону и при этом,
оставляя позади запустения, разруху. Поэт расстался с жизнью на своей даче, застрелив себя из ружья, но его имя и работы остались жить благодаря вдове и соратнице
Галине Болеславовне, которая работала экскурсоводом при музее Сергея Есенина.
С ней я был знаком и дружен. Галина Болеславовна организовывала творческие вечера памяти Тучина в ЦДЛ, дарила книги автора, собрала остальной разрозненный материал и издала новую книгу. Но продолжу о поэтах-патриотах.
Анатолий Тучин в своих стихах перекликается с поэзией Николая Рубцова, который своё искреннее слово проверяет книгами классиков.
                "Но я у Тютчева и Фета
                Проверю искреннее слово,
                Чтоб книгу Тютчева и Фета
                Продолжить книгою Рубцова"!..
И Рубцов в своих стихах о России, как ясное «небо». Он пишет и о России древней - это "Видения на холме", так же стихотворение о "Московском Кремле" и о России его дней - "Звезда полей", где звучат те искренние строки, строки надежды - ”И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей..." Звезда - хранящая Русь. Звезда и в поэте, призывающая хранить Русь. Мы видим это в стихотворении Видения на холме -   
     "Россия, Русь! Храни себя, храни!"
И для меня, конечно же, важно сказать здесь о Николае Георгиевиче Новикове – руководителе литературного объединения «Ключ», которого я уже упоминал в своём предисловии в книге «в неведомое». Литобъединения – это и чтение своих работ, и тематические вечера. Это воспитание и школа для начинающих в творчестве любого возраста.  Существование таких объединений – уже спасение менталитета России и в какой-то мере самой России. Вот строки стихов книги «Вечер века» -
                “Мы – счастливые взрослые дети,
                И за прошлое, значит, в ответе,
                Непричастные к морю крови…
                Но блуждающим, еле бредущим,
                Как нам быть, что нам делать в грядущем?
                У кого научиться любви?” 
Вопросы прошлого, настоящего и будущего. Обращаясь в прошлое, поэт видит в православных Храмах мерзость и запустения. Он повергнут двадцатым веком, о котором так и сказал в одном стихотворении –
                Человек повергнут веком.
                Век воздвигнут человеком –
                Стоэтажный небоскрёб:
                Сталь, чугун, бетон и пластик,
                Арматура звёзд и свастик,
                Квадратура снов о власти,
                Пресыщение утроб…
В своих решениях и поступках поэт пронёс эту тяжесть двадцатого века – и строительства Великого, и всемогущего разрушения. И в «Вечере века» сетуя на многое зло прошлого, он всё-таки остаётся с надеждой на будущее, что надо быть активным, деятельным. И в книге «Льзя» поэт восклицает, что может быть в человеке пассивное состояние к решению чего-то важного, более тяжкое, нежели все его промахи и огрехи за всю трудовую деятельность. И в книге «Льзя» Новиков говорит так:   
                Уходит время навсегда,
                Часы секундами отстукав,
                Куда-то вдаль влачат года
                Своих решений и поступков.
                Просчётов сор, ошибок хлам
                Гнетут – грядущему довлея,
                Но тяжесть не поступков нам
                Тащить гораздо тяжелее.
И поэт остаётся патриотом и в своём литературном деле, и своей жизненной
позиции. Конечно же, нет того случая, когда надо физически кого-то спасать, но всегда есть возможности для иных и не менее важных поступков. И вспоминая упущенные эти случаи, действительно может возникать в сознании груз стыда или досады. И отсюда, как бы, не опуская этого случая, а именно возможности причастности к слову, участники литературного объединения «Ключ» и являются последователями Новикова. Скажу об одном поэте – это Андрей Скляров. Незавидная судьба поэта, когда он вынужден, по своему физическому  состоянию, находится постоянно дома в четырёх стенах и здесь настоящим спасением для него является интернет сообщество портала (стихи точка ру), хотя и в нём он участвует через брата и, тем не менее, мы заглядываем на его страничку и таким образом общаемся. Общаемся и через телефон. Спасибо, что есть такая возможность творческим людям всех уголков России и всех континентов планеты
Земля общаться, выплёскивать свои чувства.
Много я слышу и читаю высказывания некоторых известных мэтров о безграмотности авторов страничек интернетовского портала (стихи точка ру), но многие авторы не претендуют на известность, а впрочем, здесь самое главное – для некоторых идёт настоящий учебный процесс. Возвращаясь к Склярову, скажу – Андрей например, пытается создать поэтическую хронологию о России, которая так и называется «Русский путь». Он фанат своего творческого дела, изучает историю России, говорит о ней своим простым словом, переживает о ней в нынешних событиях, и в этом он патриот.
Так что, заканчивая на этой высокой ноте, можно воскликнуть: «Что для творческих людей со здоровыми руками и ногами открыт огромный жизненный простор, потому что им дано видеть всё наяву и в соответствии с желаниями и возможностями брать на себя хотя маленькое, но нужное дело. Есть в этом небольшая, но надежда, что наши дети будут жить в самой лучшей в мире стране»!               
                2006г-2015г             Вячеслав Дружечков


Рецензии
Спасибо,за то, что познакомили с замечательными, хотя и мало
иэвестными поэтами.
С уважением

Лилия Каширова   06.04.2017 18:02     Заявить о нарушении