Хлеб - всему голова!

Часто в Нефтекамск езжу. На автобусе час дороги. Это на автобусе! А лихие водилы на своих крутых авто, слышала, за 15 минут долетают. Анекдот вспомнила. ДПС останавливает машину. За рулем летчик. «Я слишком быстро ехал?» « Нет, слишком низко летели». Но это так, к слову.

А ведь в давние-предавние времена, когда ни города Нефтекамска, ни автобусов, ни лихих автогонщиков и в помине не было, но уже существовала пристань Николо-Березовка, от нас туда гужевым транспортом  два дня добирались. 

Тут же час. За 60 минут вольготного времяпровождения в комфортабельном автобусе о чем только не передумаешь. Еще и поспать успеешь, и по телефону поговорить. И в окно поглазеть. Вид великолепный. Дорогу пересекают речушки за речушками, водоразделы, а  в ясную погоду правый берег Буя проглядывается аж до Пермских просторов. За Кармановской свородкой въезжаем в зону влияния Камы-реки, как в чужеземную для меня, уроженки берегов скромненького Буя, сторону. Здесь властвуют сосны и ландшафт более однообразный, не изрезанный частыми притоками. И, знаете, кого я часто вспоминаю? Думаете, кого-то из далекой юности? А вот и не угадали. Чего вспоминать-то понапрасну? Было и быльем поросло. Я вспоминаю Гатуф бая и его обозы, которые зимой на Николо-Березовскую пристань зерно везли. Из амбаров в нашей деревне. Амбары эти, видоизменяясь и перестраиваясь, сохранились до наших дней. «Агрофирма Урада» свои запасы там хранит. Дольше века исполняют они роль, что им на роду написано. Редкое постоянство для нашего динамичного времени, когда мечети и церкви успели свои купола терять и вновь обрести, памятники не одного поколения кумиров свергались и вновь возводились, меняли цвет, рисунок гербы, знамена и другие атрибуты государственной символики. А амбары как были амбарами, так ими остались. Все-таки, хлеб всему голова!

Осенью Гатуф бай заполнял свои амбары скупленным у окрестных крестьян зерном. Зернохранилища были сооружены из очень добротных бревен, двухэтажные, с удобным заездом для конных повозок на второй этаж.  А когда вставал зимник, Гатуф-бай набирал обозников из наших деревенских мужиков.

Помните фильм «Особенности национальной охоты?» Как финскому парню чудились сцены времен помещиков? Вот я тоже, глядя в окно автобуса почти воочию вижу как тянутся обозы с зерном по зимней дороге, проложенной по замерзшему руслу Буя, дальше по полю, направляясь к Айбуляку, к постоялому двору, где  останавливались на ночлег. А поутру продолжали свой путь до Николо-Березовки. Груз свой сдавали купцам, те в свою очередь заполняли прибрежные склады, чтоб уже весной, по путине, отправить товар в Нижний Новгород, на ярмарку. Вот такая связь между Тат-Урадой и Нижегородской ярмаркой. В каких краях, что за люди ели и нахваливали хлеб из выращенного на наших полях урожая, это уже нам неизвестно.
 


Рецензии