Театр абсурда в Ульяновске

Классика театрального абсурда «Лысая певица» в репертуаре Димитровградского драматического театра с прошлого года. 24 марта в рамках фестиваля «Лицедеи - 2017» спектакль смогли увидеть ульяновцы.

Абсурд – нелепость, бессмыслица. Но в театре бессмыслица просто обязана нести смысл. Сюжет прост: в гости к Смитам пришла чета Мартенов, «на огонек» заглянул пожарный, периодически появляется служанка Смитов Мэри.

Автор пьесы франко-румынский драматург Эжен Ионеско начинает с легкого подтрунивания над чопорностью англичан. «Буржуазный английский интерьер с английскими креслами. Английский вечер. Мистер Смит, англичанин, в английском кресле и английских туфлях, курит английскую трубку и читает английскую газету у английского камина. На нем английские очки, у него седые английские усики. Рядом в английском же кресле миссис Смит, англичанка, штопает английские носки. Долгая английская пауза. Английские часы на стене отбивают семнадцать английских ударов».

О чопорности англичан сложено немало анекдотов. Но про Англию очень скоро забываешь и видишь нашу реальность. Понимаешь, что гости не особенно желанны, хозяева не особенно интересны, услышать собеседника, а тем более понять никто и не собирался. Ритуал встречи заполняется анекдотами, бессмысленными рассказами. «Один теленок обожрался толченым стеклом. В конце концов ему пришлось разродиться. Он произвел на свет корову. Но так как теленок был мальчик, корова не могла называть его «мама». Боюсь, что ситуация многим знакома.

В театре абсурда персонажи не могут быть ни трагическими, ни даже комическими. Они смешны и все. Нелепы. На сцену выволакивают труп не первого года давности. Он все время падает, но его ставят вновь, держат, роняют, дергают (артист Константин Мануйлов). Зачем? Все за тем же: поговорить и забыть навсегда.

Герои лишены психологической разработки, но остаются «персонажами – символами, выражающими определенную эпоху». Пьеса была написана в 1948 году, ставится до сих пор, начиная с 1951 года. Середина прошлого века, это время, когда в художественной культуре проявилось течение, противостоящее общепринятому реалистическому направлению. Ионеско считал, что «реальность не реалистична», буржуазный европейский театр «занимается пустяками: делами, экономикой, адюльтером, развлечением в паскалевском смысле этого слова». Абсурдность человеческого удела во враждебном, безличностном мире заняла умы многих творческих личностей. Нелепо здесь все. Даже сама лысая певица, о которой должна рассказать пьеса, не появляется ни разу.

Супружеская пара Мартинов в ожидании приема разыгрывает диалог, пытаясь выяснить, где они могли видеть друг друга, в результате чего появилось дитя (артисты Ю. Калиберда и П. Митягин).

И когда зритель, наконец, оценил целомудренные сексуальные игры молодой супружеской пары, появляется Мэри (актриса Е. Лазуренко) и сообщает, что ребенок не один общий, а два разных, потому что у одного левый глаз – красный, а правый – белый, а у другого ребенка наоборот: левый – белый, а правый - красный. Да так уж редки подобные ситуации в нашей жизни? Серия проверок детей на ДНК просто забила наше телевидение.

Димитровградская труппа скрупулезно искала выразительные средства чуждой театральной техники, ментальности давних лет и дальних стран. Тут многое объясняет пластика, музыка, одежда. Художник – постановщик Заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. В его нарядах элементы английского флага, строгого английского костюма с неизменным современным подчеркиванием бюста, высокими узлами волос на головах женщин, претендующих на изящество, но не являющееся таковой. Миссис Смит (Ю.Калиберда)ходит мелкими шашками, мистер Смит (А.Лазарев) с неизменной улыбкой. Во всем говорящая нелепица.

Димитровградские актеры с режиссером –постановщиком Олегом Александровым бросили вызов, и эксперимент удался. Доказательством служит специальный приз жюри «За самое яркое впечатление фестиваля», присужденное спектаклю на XI фестивале театров Ульяновской области «Лицедеи - 2017».


Рецензии
Нина Ивановна, Вы как всегда глубоко анализируете произведение. Да, впечатление, действительно, яркое своей нестандартностью, необычностью. Играть такие пьесы, наверное, очень тяжело. По артистам это было видно. Но тем не менее они молодцы. Я написала о своих впечатлениях одной своей знакомой на "Одноклассниках". Она ответила, что ничего глупее в жизни не видела. А Вы всё-таки нашли смысл в этой бессмыслице. Он там был, только не лежал на поверхности. Театр получил еще и главную премию фестиваля. Растут димитровградцы!

Светлана Клюйкова   06.04.2017 11:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.