Лондон - весьма поверхностно

   Эта история написана давно, с тех пор могло многое поменяться. 

Традиции.

     Когда-то я читал, что древние римляне всегда передвигались по левой стороне дороги, только для того, чтобы было легче выхватить меч и сражаться с противником, который при такой организации движения, всегда находился справа. Эту древнюю традицию англичане сохранили по сей день. Поэтому, на дорогах   Англии любого континентального европейца охватывает ужас. Ведь все гоняют по «встречной полосе» со страшной скоростью.  Мотоциклы, машины. А в Лондоне особенно резво ездят двухэтажные красные автобусы. Заскакивать нужно быстро, потому как, движение интенсивное и водитель, останавливаясь на несколько секунд, не будет ждать зазевавшихся пассажиров. 
     Мили, дюймы, футы и фунты стерлингов – традиция.  Они также достались от римлян, не зря ведь фунт обозначают большой буквой L, что значит   Librum - по-латыни фунт. Красные телефонные автоматы – хоть и не от римлян, но -  традиция. Из них давно никто не звонит, ведь у всех мобильные телефоны.  Но автоматы служат другой цели – в них наклеены фотографии молодых девиц, предлагающих   весьма очевидные услуги.   Вместе с номерами телефонов. Я не видел ни одного автомата без таких картинок.  Зато сразу же понятно, где в случае чего искать плотских удовольствий. Впрочем, можно обойтись и без красных автоматов.  Мы (я был в Лондоне с двумя приятелями) совершенно случайно (верьте мне) в первый же вечер оказались в Сохо. В каком-то то ли дворе, то ли переулке (были пьяны, каюсь), где на каждом углу висели красные фонари, а под ними надписи, в духе: «Модели, массаж», и все в этом роде, к Стасу – самому молодому из нас, подошла очень даже симпатичная девушка (насколько я мог разглядеть), и приветливо улыбнулась. Но глупый Стас тут же ошарашил ее фразой: «Руссо туристо, облико морале, ферштейн!» Чем вызвал дикий хохот у меня, а также у другого моего спутника, и совершенно смутил бедную барышню.  Хотя я и не причастен к хамскому поступку Стаса, мне до сих пор стыдно.  «Ведь, может, ей нужна была помощь, а мы!». Но двинемся дальше.               
     В   английских кранах нет смесителей.  Традиция. Что же это еще?  Обычно над раковиной два крана – из одного течет кипяток – из другого ледяная вода.  Если хотите получить теплую воду, нужно заткнуть раковину пробкой, повернуть оба крана, а уже потом умываться или мыть руки прямо в раковине.  Но я лично так никогда не делал, мыл руки просто холодной водой. Эта традиция старая, неудобная и не везде соблюдается. Если краны в Англии созданы для неудобства человека, то лондонские кэбы (все знают, что это) - наоборот. Сделаны они для максимального комфорта. Нужно сказать, что водители - чаще всего это коренные лондонцы (судя по акценту), может, даже кокни. Хотя, конечно тут я загнул. Где теперь найти настоящего кокни? Да нигде вы его не найдете. Ну посудите сами.  Кокни – это человек, родившийся в пределах слышимости колокола на соборе - Сент-Мэри-ле-Боу, в Ист-Енде.  Давным-давно нет там никаких роддомов. Да если бы и были, простого факта рождения недостаточно. У кокни свой акцент (они акают, почти как коренные москвичи), у них даже свой язык, свои родные английские слова они коверкают так, что вне пределов слышимости колокола, их никто не понимает. Хотя, некоторые, исковерканные кокни слова, становятся нарицательными, распространяются по миру и теперь понятны всякому.   Пример – Бедлам, так на кокни будет Вифлеем –   один из старейших приютов для умалишенных старого Лондона. Данный пример – скорее исключение, чем правило. Обычно подобные исковерканные слова никому непонятны.  Но и это не все. У кокни еще есть свой рифмованный сленг, и вряд ли где-то еще существует что-либо подобное. Вот так примерно это звучало бы по-русски. Если бы я, вдруг, ни с того ни с сего, вместо того, чтобы сказать: «Пойду ка нынче, на Арбат», я бы сказал: «Пошел я нафиг, брат», а вместо того, чтобы сказать: «Моя любимая дочка», я бы сказал: «Вот вам строка и точка» - это было бы похоже на кокни. Весьма остроумно.  Опять же, русский язык в полной мере не передает все красоту, так сказать, сего дивного изобретения коренных лондонцев. Язык этот появился в среде городских низов -  бандитов, воров, попрошаек, прочего деклассированного элемента.  На кокни должны были изъясняться герои «Трех-грошовой оперы», хоть и написана она немцем.  Для оксфордских выпускников того времени - это «фу, какая гадость». Да и не разобрать ни черта. Но в конце ХIХ века кокни неожиданно вошел в моду, его пытались копировать вполне приличные люди, даже иной лорд любил загнуть что-нибудь на забавном сленге лондонских низов. Бернард Шоу очень уважал этот язык. Чарли Чаплин был кокни. А из наших современников, знаменитый кокни - Майкл Кейн. Один из последних. Так, что учитесь, пока он жив.               
       Все же я отвлекся от таксистов, или вернее сказать,
кэбменов.  По большей части это мужчины лет 50.  Они очень хорошо гармонируют со своими автомобилями. Кэбмен, кстати, обязан знать все закоулки Лондона без всяких там навигаторов и гаджетов (не побоюсь этого слова).  Исчезающий вид водителя и автомобиля.  Старомодный, чаще всего черного цвета кэб.  Крыша в его салоне высока настолько, чтобы мужчина среднего роста (англичане рослый народ) мог сидеть, не снимая с головы цилиндра. Салон просторный на 4 человека, причем пассажиры могут сидеть лицом друг к другу. Двери открываются как у королевского Роллс-Ройса, против движения, так удобней пассажирам.  А вот багаж помещается рядом с водителем. Там, где у нас лучшее место для пассажира, в лондонском кэбе – багажник. Таким же образом перевозили багаж и пассажиров запряженные лошадьми кэбы или наши московские извозчики.   Сразу вот так трудно сказать, какая фирма производит эти замечательные автомобили, но в салоне была надпись: «Сделано в Ковентри с гордостью». Традиционно.  Никаких стеклоподъемников.  На стекле есть такая маленькая ручка. Если душно, тянете ее вниз вместе со стеклом. Ну и обратно. Оригинально и удобно, хотя архаично, в наше время японских автомобилей и электроники.

Пабы.
   
   Англичане удивительно коллективные люди. По крайней мере в том, что касается выпивки. В определенный час, примерно в 6 часов вечера лондонские пабы подвергаются жестоким набегам жаждущих людей, завершивших свой трудовой день. Еще за 10 минут до назначенного срока вы увидите   редкого посетителя с пинтой пива. Но вот… совершенно неожиданно заведения наполняются кричащей, возбужденной толпой.   В   пабе принято стоять, и заведения набиваются так, что кажется, вот-вот лопнут.   Пабы закрываются ровно в 11, то есть ровно в 11 вам нальют последнюю пинту, у вас будет еще несколько минут, чтобы ее выпить. И все.  Никакие мольбы не заставят бармена налить вам еще.  Это правило было введено во время войны, чтобы люди не засиживались, а на следующий день вовремя шли на работу.  Законы и штрафы в Англии строги и суровы. Если бармен вам нальет, паб просто закроют.   В те дни, когда я был в Лондоне, в прессе очень бурно обсуждался вопрос: «Не продлить ли время закрытия до 12 или даже позже. А то посетители, которые не допили, дерутся и ругаются с барменами и даже с полицией.»  И вот недавно, из Лондона пришло сообщение, старый закон отменили. Пабы могут работать сколько угодно, хоть круглые сутки.  Правда, мои знакомые, живущие в Англии, говорят, что все равно, вряд ли все пабы вот так сразу начнут работать после 11. Любовь к традициям здесь сильнее, даже чем желание заработать. Правда, ведь бывает, что и традиции отступают.   Относительно недавно в пабы не пускали женщин. Теперь пускают.  Хотя, мужчин в пабах больше.  Одеты они совершенно разнообразно.  Мы видели важных господ в белых рубашках и галстуках, явно работников каких-то богатых контор или банков в Сити. Но тут неважно как ты выглядишь. Главное, толкаясь, и протискиваясь, (не забывая извиняться) пробиться к стойке и сделать заказ.  Можно, кстати, и передать деньги, сказать, что ты будешь пить, и через 10, а может и через 20 человек, вам обязательно передадут кружку пива и сдачу. Непонятно, как это они запоминают, у нас бы точно пропали бы ваши деньги.  Кстати, все делается строго по очереди. То есть, бармен никогда не нальет вам вперед человека, который пришел раньше вас. Он помнит всех, кто, когда пришел, и наливает, в соответствии с очередностью, хотя в заведении может находиться более сотни человек.  Если он вдруг ошибется, и станет наливать вам, а вы знаете, что ваш сосед по стойке пришел раньше, вы, как истинный англичанин, должны сказать: «Простите, но этот господин впереди меня».  В пабах чаще всего пьют пиво, хотя есть и другие напитки.  В последние время стало популярно вино, его большой выбор, и многие заказывают.  Но все же, пиво - это традиция. Старый английский эль напоминает наше российское пиво еще до прихода в Россию межнациональных пивных компаний.  Что-то типа Хамовников.  Правда, цвета он бывает чаще красноватого (примерно такого, если смешать темное пиво со светлым). Но на вкус что-то есть родное наше, российское.   Когда-то у нас пиво варили из солода и хмеля, а не из концентрированного порошка, как теперь.  Англичане продолжают делать пиво из солода и хмеля.  Мои друзья – знатоки пива объяснили мне, что английский эль - это тот самый настоящий вкусный и правильный напиток, который и надлежит пить всем, кто понимает в нем толк.  В нем нет консервантов, его не газируют, оно имеет вкус настоящего солода. «И не фига он не похож на наше русское пиво, даже близко не лежал.» Те же знатоки мне талдычили, что я зря называю эль пивом, это совершенно разные напитки. Не знаю, братцы, не знаю. По-моему, одна фигня.  Кстати, в пабе можно запросто накатить и обычного пивка. «Балтики», например. Я сам лично видел и пил! А уж, «Стелла Артуа» или «Фостерз» - сплошь и рядом.  Конечно почти везде наливают старый добрый ирландский темный «Гиннесс». Как же я его люблю!   Пиво в Англии подают без пены или почти без пены, и дело тут не в его качестве. Просто, традиционный английский стакан (именно не кружка, а стакан, кто-то называет его бокалом) вмещает ровно пинту, не больше и не меньше. Для пены там места не предусмотрено. А если наливать с пеной, тогда получится недолив пива, что недопустимо. Поэтому, всю пену старательно смахивают специальными лопаточками. Или ждут, пока она осядет. Я видел   репортаж по Би-Би-Си, о том, что в парламент был внесен законопроект   об увеличении объема пивного стакана, дабы, подданные ее величества   пили пиво вместе с вкусной пеной, не боясь, что им не дольют.   Но консерваторы заблокировали законопроект простым и понятным в Англии аргументом: «Мы уже 200 лет или даже больше пьем из таких стаканов и привычки менять не собираемся, чтобы там не говорили о пене и недоливе.»   В пабах огромное количество сортов эля и пива, ясное дело, их наливают «из крана». Таких кранов – каждый кран - свой сорт, в пабе может быть штук 10 или 15, чего я не встречал ни в одной стране. Я слышал, какие-то сорта эля, принято пить теплыми. В какие-то, например, в Гиннесс добавляют смородиновый сироп.  Каюсь, не пробовал.  Просто не возникало желания.  За каждую пинту, нужно платить сразу. Если захочешь еще, придется протискиваться сквозь посетителей еще раз. Поэтому у англичан, кто пришел в компании, есть обычай платить «за круг». То есть, вот мы пришли втроем: Я, Стас, и Леха. Взяли по пинте. Я заплатил за всех. За следующий «круг» платит Стас, потом – Леха, потом – опять я, и так далее, пока первый из нас не свалится. Ну а потом – как пойдет.   
      Все сорта стоят примерно одинаково.  Обычная цена за пинту 2 – 53 … или там 2-76. (Да, пинта - это как наша пол литра, ну может чуть больше.)  Вам обязательно, как я уже сказал, дадут сдачу до последнего пенни, и чаевых от вас никто не ждет. Но вместо чаевых здесь принято сказать бармену: «И себе за мой счет», это означает, что ты угощаешь бармена. Бармен кивает головой, и может налить себе маленькую порцию. Посетители пьют много, и очевидно часто, кто-то, даже каждый день. Здесь запросто встретишь джентльменов с красными лицами (прямо как у наших работяг), которые что-то возбужденно обсуждают. Может футбол, а может политику. Услышать все равно ничего невозможно из-за окружающего вас гвалта и шума.  Я видел мужчину, который одним махом вылил в себя пол стакана виски и сразу же запил пивком. Так что ерш -  это не исключительно наше изобретение.    Кстати, утром на улицах мы встречали остатки чьего-то вчерашнего ужина, и это происходило не один раз.  Говорят, что во всем виноват еще не отмененный закон о закрытии пабов в 11 часов. Просто в последнюю минуту посетители заказывают по 2 или 3 пинты и выпивают их залпом. После этого, самых слабых «сильно рвет на родину».   Я был знаком с одной англичанкой, которая, сидя в баре Москве, начинала нервничать всякий   раз, когда наступал роковой час. Без 10 11 она вливала в себя лошадиную дозу алкоголя, и все ей было мало. Никто не мог понять, в чем дело, а она удивлялась, почему же, окружающие так спокойны. Бар, где мы обычно сидели, закрывался в   5 утра.   
     Когда англичане пьют, они почти ничего не едят, и наоборот. То есть в ресторане, конечно можно заказать вина или даже пива, которое будет не «из крана» а в бутылке, что конечно же совсем неинтересно. Пить нужно идти в паб. Где в принципе тоже есть еда, но никто ее не заказывает.  Мы пытались соблазниться английским пирогом с «мясом и луком», там приводился очень аппетитный рецепт, но вокруг никто не ел, и мы решили не выбиваться из традиции.  Кстати, настоящий англичанин никогда не пойдет в паб, где мало народу. Совершенно непонятно почему, но паб, где никто не кричит, не спорит друг с другом, не толкается, где не накурено, где есть чем дышать, считается плохим пабом. Даже пусть   пиво там будет в 10 раз лучше и дешевле, все равно, туда никто не пойдет.  Вот мы однажды случайно зашли в очень красивый, старинный паб. Внутри - все из мореного дерева. Там было несколько залов. Совсем мало народу. Мы заказали по пинте, местный эль оказался самым вкусным из всех, что я   пробовал в Лондоне.  Я видел, как официант нес кому-то что-то очень на вид аппетитное. Я открыл меню, среди блюд я нашел «бифштекс, политый грибным соусом, с овощами и жареным картофелем».  Стоил он совсем недорого, я понял, что это именно, то что проносил мимо нас официант.  И именно то, что мне больше всего в тот момент хотелось. Возникло желание сидеть в этом пабе до самого закрытия, медленно есть сочный бифштекс   и запивать его вкусным элем. По глазам моих товарищей я видел, что они тоже этого хотят. Но какая-то неведомая сила заставила нас встать и уйти, выйти на холодную лондонскую улицу   в поисках места, где шумно, накурено, очень дорого и не очень вкусно.          

Еда (мнение, без претензии на объективность).
    
     Я читал в туристическом путеводителе, что   в Лондоне находится самый изысканный и самый лучший ресторан чуть ни во всей Европе.  А может даже и в мире.   И вообще Лондон – вроде как, гастрономическая столица.  Но это только в случае, если вы заказали столик заранее и готовы выложить 150 фунтов за ужин. Если же вы обычный человек, то вкусно поесть в Лондоне для вас может оказаться большой проблемой. Начнем с завтрака.  Ну сами посудите. Вы живете в гостинице на Пикадилли (можно сказать в самом казЫрном месте), и у вас оплачен завтрак. Утром в поисках этого самого завтрака вы натыкаетесь на длиннющую очередь.  Спрашиваете: «Что дают?» - Слышите в ответ: «Завтрак, твою мать!»  Вы становитесь в очередь, ждете, ждете, простояв так минут 15, вы подходите к окну, на котором написано: «Пункт выдачи завтраков». Вам выдают пластиковую коробочку как в самолете, в которой - 1 кусочек хлеба, 1 кусочек сыра, 1 кусочек масла, пакетик чая, да и, кажется, еще сахар. Потреблять это все нужно в номере, где у вас есть электрический чайник.  Конечно, после такого завтрака, голод усиливается, но на улице рядом с гостиницей только Макдональдс и Бургер Кинг. Вы съедете гамбургер с кока-колой - изжога обеспечена, по меньшей мере, на полдня.  Обедать плотно здесь не принято, так что мы ели в пиццерии. Пицца там состояла из одного теста, которое было явно пережарено.  Ужин. Если вы захотите поужинать в пабе, то в лучшем случае вам предложат сэндвич, замороженный еще при королеве Виктории. Если вы захотите пойти в ресторан - перед входом может оказаться очередь.  Мой совет, прежде чем в нее вставать посмотрите на цены (чаще всего меню вывешено на двери), и ваш голод, скорее всего, пройдет сам собой. “Fish and Chips” (рыба с жареной картошкой) – традиционное английское блюдо.  Я честно хотел его попробовать, но мои спутники, которые были в Лондоне не впервые (и пробовали его раньше), пинали меня больно под столом, всякий раз, когда у меня возникала идея заказать эту самую рыбу.  Говорю вам честно и откровенно, это мои сугубо личные впечатления, вполне вероятно, что у кого-то совершенно иной опыт.            

Достопримечательности.

    Англия - страна исторических деятелей и литературных персонажей.  Кромвель, Мери Поппинс, адмирал Нельсон, Алиса, оказавшаяся в стране чудес, Ричард Львиное сердце, или же Джек, который построил дом.  Кто из них жил на самом деле, а кто появился благодаря фантазии, совсем неважно. Я вот, например, точно знаю, что никакого Шерлока Холмса в природе никогда не было. И даже его прототип, если он и был на самом деле, уж точно жил не на Бейкер стрит 221. Но именно туда я поехал в первую очередь, когда попал в Лондон. Музей всегда полон посетителей.  Вас там встречает полисмен, и вы можете сфотографироваться с ним, в шляпе, как у Холмса или в котелке, как у Вадсона, с трубкой или без и совершенно бесплатно.  У всех, кто фотографируется, на лицах абсолютный щенячий восторг, я и сам его ощутил и истерически засмеялся, когда взял в руки трубку Шерлока Холмса. Как мне показалось, русских туристов там больше всего. Ну понятно. Настоящий английский Холмс с Вадсоном - через чур серьезны и оттого скучны, а наши Ливанов с Соломиным остроумны и ироничны, за что мы их и любим.  В сувенирном магазине я взял 2 десятка визиток с надписью: «Шерлок Холмс, консультирующий детектив». Я теперь их раздаю знакомым и незнакомым людям. Нужно будет скопировать и сделать себе еще. 

Я английский выучил только за то, что на нем разговаривал Леннон.
 
      Я очень люблю Битлз. И хотя по местам их славы нужно ехать в Ливерпуль, в Лондоне тоже немало связанных с ними достопримечательностей.  Я пришел на Сэвел Роу, улицу, где они играли свой последний концерт – «Концерт на крыше». Улица очень узкая и снизу ничего не видно. Наверное, людям пришлось карабкаться на соседние дома, чтобы увидеть Битлз. Вообще то в Лондоне запрещено выступать на крышах.  Но полицейские в 68 году тоже любили Битлз и не мешали им играть.   И только когда четверка закончила свой концерт, к ним поднялся полисмен и строго сказал, что-то типа…. «Мужики, ну хватит тут бренчать … не положено ведь, сами понимать   должны».   
     Эбби роуд - место, куда обязательно придет всякий уважающий себя битломан. Там студия, где записывались Битлз, там на пешеходном переходе была сделана знаменитая фотография, где Пол Маккартни идет босиком. Самый простой и безопасный с способ привлечь внимание, - снять ботинки. Так оно и вышло, но почему-то поклонники увидели в этом какую-то зловещую символику. «Маккартни подменили, это не он. Его двойник. А настоящий погиб в аварии» - такого рода слухи будоражили тогда души фанатов. Я тоже сфотографировался на том переходе, но ботинки снимать не стал. Вдруг скажут, что и меня подменили.

Англичане.      
 
     Помните. Если англичанин спрашивает, как у вас дела, ему глубоко на них плевать. На ваши дела. А вот если он говорит с вами о погоде, он абсолютно серьезен. Без всяких шуток - погода главная тема для обсуждений, и между малознакомыми людьми, и старыми друзьями. Есть выражение: «Быть под погодой» - значит неважно себя чувствовать.  Или вот. Первое правило крикета (игры, смысл которой понятен лишь англичанам): «Перед игрой обе команды выходят на поле, и долго, долго смотрят в небо. Если вероятности дождя нет, они начинают матч. Если же на небе тучи, они идут в местный паб пить пиво и смотреть прошлогоднюю игру.  Если же игра начата, а дождь пошел неожиданно, то матч прерывают, и идут в местный паб…, далее по программе. Когда дождь заканчивается игру возобновляют.» Таким образом все это может продолжаться несколько дней, вплоть до недели. Такая вот игра. Беда не в том, что на Британских островах часто идет дождь или дует ветер. Беда в том, что погода меняется ежесекундно.  Вы выходите из дома –светит солнце, но тут же начинает накрапывать дождь, потом – опять солнце, потом ливень, солнце, ветер, косой дождь, солнце. И все это за те 5 минут, что вы идете до станции метро.            
   Причем, лондонец вам скажет, что в Англии и даже в Шотландии с Уэльсом и Ирландией в целом погода и климат весьма приличные, а вот в столице – нет. Ужас, ужас!  А вот ливерпулец вам скажет, -  что весь Альбион, включая его родной город, – «это ужас, ужас!»  А вот Лондон – единственное приличное место, что касается климата. Со своей стороны, могу сказать – зимой, в те дни, что мы были в Лондоне, светило солнце, никаких туманов, никакого косого дождя. Ничего подобного. Я, как дурак, все время ходил с зонтом, но он мне ни разу не понадобился.   Плюс 3 или 5 градусов (в январе), зеленая травка в Гайд-Парке, розы, и все такое. Но вот ветер, да, пронизывающий. В Лондоне при плюс 3, мне показалось холодей чем в Москве, при минус 10.  И я все время ходил в пуховике, и мне не было особенно жарко.   А вот англичане, кажется не мерзнут вовсе.  В Лондоне вы их сразу отличите от туристов и просто приезжих по манере одеваться.  Лондонцы часто ходят в одних костюмах, рубашках и даже если и надевают пальто, то шарфа на них не увидишь. Я общался в Москве с английскими журналистами, они и у нас одевались точно также. В минус 15-20 – ботиночки на кожаной подошве, джинсики или брючки, рубашка, пиджак с кожаными заплатками на локтях, ну да, бывало, что тонюсенькое пальтишко. Но ничего больше. Никаких перчаток или шапок. Московский народ косился на них, - странные люди – не зябнут и даже не морщатся. Но они если и замерзнут, то все равно не поморщатся. Воспитание не позволяет. Мне кажется, это плоды учебы в дорогих частных колледжах.  Ведь у них (вместе с системой мер и весов) сохранились древнеримские   обычаи воспитания молодежи. Эти обычаи основаны на аскетизме, холодных помещениях, грубой скудной пище и каждодневных занятиях спортом. Чем дороже колледж, тем суровей там условия. У таких англичан в лицах можно наблюдать что-то неуловимо лошадиное, породу. Как у принца Чарлза. Такие люди могут быть надменными, чопорными, сдержанными, и в то же время они очень остроумны, вежливы, приветливы и всегда готовы помочь. Про вежливость все знают.  «Если вы кому-то наступили на ногу, то будьте готовы, что этот человек перед вами извинится.» Или вот еще.  «Если, при игре в крикет вы случайно попали мячом в одного из зрителей, вам следует подойти к его жене и попросить у нее прощения».  Да, чуть не забыл. Ругательства. Как же они ругаются, если такие вежливые? Про самое употребляемое слово в фильмах Тарантино я речь не веду. Есть удивительное истинно британское выражение: “I’m all right, Jack!”  - что любой неискушенный человек переведет, как «У меня все в порядке, Джек». Но не дай бог вам выразиться так, в приличном обществе. Вообще то это выражение означает: «Иди ка ты на …, братец!»  Вот такой вежливый язык.            
    Конечно же, не все учились в Оксфордах и прочих Кембриджах. Не все такие чопорные и вежливые. И не все будут поминать Джека, если захотят вас послать. Есть вполне себе простецкие парни, те что «все в наколках», ходят на футбол, чтобы подраться, устроить дебош и все в этом роде. Я таких обходил стороной, ибо сам футболом не интересуюсь.   Есть еще одна забавная черта, хорошо известная людям, долго живущим в Британии. Здесь свято чтут очередность. Ни один англичанин, ни за что, и ни в коем случае вас не пустит без очереди. Никуда. Пусть это будет очередь на остановке такси, или условная очередь в пабе, кому вперед наливать. Пусть вы опаздываете на самолет, или умираете от жажды. Очередность – святое.         

Монархия
 
     «Если ты контролируешь Темзу, ты контролируешь Лондон, если ты контролируешь Лондон, ты контролируешь Англию. Если ты контролируешь Англию, ты контролируешь весь остальной мир» - так экскурсовод объясняет, зачем был построен Тауэр. Он стоит на берегу Темзы уже 10 веков, и его, как и 10 веков назад охраняют огромные королевские вОроны и Бифитеры. Стражники, известные всему миру по этикеткам одноименного джина.   ВОроны, как и стражники находятся на службе у ее величества и получают жалование. Англичане верят, что пока вОроны стерегут Тауэр, Британия будет жить, процветать и править морями. Я тоже в это свято верю. Здесь ты видишь, нет, скорее чувствуешь, что англичане когда-то действительно контролировали весь мир. Их мировое господство в прошлом, и злые скептики говорят - «Британия давно уже не лев, а всего лишь котенок на коленях у Дяди Сэма.»  Так-то оно так, но все же в лондонском воздухе есть что-то от былого величия. Вот возьмем монархию.  Профиль Елизаветы II изображен на деньгах государств, находящихся за тысячи миль от Альбиона. Королева правит, и Канадой, и Австралией, и Новой Зеландией, и Фолклендами, и еще - кучей разных островов и территорий. Еще, королева хозяйка 30 собак благородной охотничьей породы корги, ей принадлежат все осетры, киты и дельфины, обитающие в морях, омывающих славные Британские острова. Какие там еще осетры и киты?  Где они там плавают? Но ничего не сделаешь, закон есть закон. Сказано принадлежат – значит принадлежат.    
     Родилась Елизавета 21 апреля, но в Великобритании отмечают еще и «официальный день рождения монарха», который как ни странно, вовсе не совпадает с настоящим. И тогда-то, как раз и происходит военный парад с гвардейцами, оркестром, салютом, и всем, что к этому прилагается. Происходит торжество летом, то ли, в июне то ли в июле. Причина проста и, как многое здесь, остроумна. Летом в Лондоне погода лучше. 
  Я часто слышал злобные отзывы самих англичан о королеве, лордах и вообще, «всей этой архаичной ерунде, с которой в остальном мире давно покончили.»
- Какого ляда, какой-то там несчастный герцог владеет Вестминстером? Только потому что его прапрапрапрапрадедушка был дружен с Вильгельмом Завоевателем? И какого ляда они сидят в своей этой Палате лордов и не фига там не делают?  - говорил мне потомственный английский кузнец Джон.
 -  Глупы те, кто так считает. А вы Джон, скорее всего завидуете герцогу Вестминстерскому.  Я, правда и сам ему немного завидую,- отвечал я, - Вы не понимаете, какое счастье вам выпало.  Вы живете в настоящей сказке.   
     Вот в других странах, выбирают президента, и каждый раз убеждаются, что выбрали не того. Здесь же главного человека в стране выбирать не нужно. Он дан сверху, он от бога, как мать или отец. Королева, может быть, и не правит, как не всегда правит в семье отец или мать. Но она дает ощущение стабильности и незыблемости основ жизни. Сладкое детское ощущение. Это, наверное, последняя настоящая монархия в Европе. Не то, что Норвежское королевство. Говорят, их король ездит в общественном транспорте.  Это же курам на смех. Представьте, что королю в автобусной давке кричат – «Эй ты, кааааазел!  Куда прешь, с такой рожей?». Или. О, ужас!!! Контролер!   Нет билета. АААААА!!! Как ни стыдно? А еще, наверное, комсомолец!»  В Англии такое представить просто невозможно.  Английская королева, как и положено королеве, ездит в карете, запряженной лошадьми. По крайней мере, раз в год, когда она произносит речь перед парламентом.  В остальное время в Роллс-Ройсе.  А уважение подданных?   Вот я читал, что во время визита в Канаду, королева встречалась с одним очень известным хоккеистом.  Когда их снимал на память королевский фотограф, хоккеист слегка приобнял   Елизавету II за талию. Через пару минут к канадцу подошли люди из свиты королевы и сказали, - «Молодой человек, еще 50 лет назад вас за это наверняка бы повесили. Да и теперь не мешало бы.  В общем, больше так никогда не делайте.»  И правильно, старших нужно уважать, почитать и любить.   Другими словами – «Где была, ты, киска?» или «Боже храни ее величество.» 


Рецензии
Талантливо и познавательно. В стиле "Корни дуба" Анатолия Овчинникова.

Мудрая Совушка   27.11.2022 01:49     Заявить о нарушении
Спасибо огромное вам. Признателен. Сто лет не получал рецензий. Даже и не проверял. Спасибо.

Энрике Ду Амарал   28.11.2022 12:24   Заявить о нарушении