Научись рисовать, сынок

В советской школе далёких 70-х я был неплохим учеником, успевающим одинаково по всем предметам, начиная с первого класса и заканчивая выпуском после окончания восьмого. Помогла во всём этом мне моя старшая сестрёнка, прилежно учившаяся на три класса впереди, за которой я словно губка, впитывал все её домашние задания. Она очень любила читать устные предметы и учить наизусть вслух, что не мешало младшему брату повторять за ней сказанное для себя…

Всё бы хорошо, Светланка выучила меня английскому языку, благодаря песням зарубежных знаменитостей всё тех же 70-х, ставя по десятку раз одну и ту же песню, заучивая и переводя тексты. А уж стихи и поэму на русском языке мне удавалось запоминать и читать наизусть быстрее её. Копия своей старшей сестры в учении, да не совсем. Света с детства возилась с пупсиками и куклами, придумывая из старых бабушкиных и маминых тряпок для них наряды и сама их мастерила. Вечерами просиживала она под торшером с нитками, иголками и спицами. Да и эскизы будущих произведений швейного искусства она рисовала сама, параллельно со школой посещая художественную студию. Её красочные и сочные пейзажи, карандашные рисунки с тенями и оттенками и всевозможные портреты наш школьный учитель рисования, по-моему, заслуженный художник страны, Пименов Евгений Георгиевич, выставлял на всеобщее обозрение и с них ученики младших классов учились рисовать. Учились все, да только не я! Самое лучшее, что я мог изобразить, что в первом, что в пятом классе, так это войну с танками и солдатами, пушками и всеми атрибутами боя. Жаль, что мои «шедевры» никак не оценивались учителем, и по рисованию постоянно выходила единственная «тройка» из всех предметов. Как-то мы выходили из положения и Света в конце концов для положительной оценки рисовала мне то, что заказывал учитель в конце учебного года. Так и шло, точнее, не шло моё рисование и школьное черчение. Не рисовалось и не чертилось до поступления в речное училище…

 - Слушай, Стас, а Илюшка копия ты, рисовать не умеет красиво, хотя, почерк с первого класса ровный и чёткий, - мы с моей супругой Олей проверяем уроки второклассника, которые он сделал у бабушки, пока мы были на работе.
…С самого начала школы сыну понравилось писать гелиевыми ручками, и мы стали ему их покупать, отчего почерк сына сразу выработал ровность и красоту, видимо, так они ему понравились. А вот рисовать… Никак…
- Да уж! – только и получилось, что ответить мне, вглядываясь в каракули, наляпанные в альбоме по рисованию.
- Давай его в художественную школу отдадим, - предложила она, - пока не совсем поздно. Пусть поучится рисовать, там, говорят, хорошие педагоги работают…

На том и порешили, вечером предложив старшему сыну пойти в художественную школу. Он легко согласился, к тому же, там училась его подружка детства, с которой они вместе с детского сада.

Положительные сдвиги не заставили себя долго ждать, и уже через месяц он прилично выводил на листах ватмана плавные линии кувшинов с цветами и силуэты животных.
- Его просто некому было направить в нужное русло, а так мальчик очень способный и усидчивый, - констатировала факт положительных тенденций педагог художественной школы, когда я однажды зашёл за сыном, что бы поехать вместе домой, - надо развивать навык, из него может получиться неплохой художник…

- Я его не узнаю! Он так красиво стал рисовать! – слов восторга не может сдержать учитель Ильи, которая буквально в конце первой четверти ставила ему слабенькую «троечку», тем самым портив общую картину из «четвёрок» и «пятёрок» в дневнике. – Как вам это удалось? Насколько я помню, вы сами мне говорили, что очень плохо рисуете.
- Открою вам тайну, - улыбнулся я в ответ, - он несколько месяцев посещает художественную школу, а самое главное, что ему это нравится и, сами видите, у него всё получается…

Так к красивому ровному почерку наш сын прибавил приличное художественное рисование. В школу изобразительного искусства он ходил два года, получив по окончании грамоту за хорошую учёбу. Став немного постарше, скривил нос, что не мужское это дело, стоять с кисточкой и карандашом у мольберта и ударился в силовые виды спорта для поглощения своего свободного времени. С пятого класса его обуяла мечта стать военным человеком. Хорошее стремление для спортивного, сильного и здорового мальчика, тем более, что его папа, то есть я, мечтал о карьере военного, но…

Беличьи кисти, импортные дорогие масляные краски, карандаши, фломастеры и папка с листами ватмана остались пылиться в углу детской комнаты или на полке с учебниками и книгами, а в доме появились гантели и штанга. Неизменно каждый день Илюшка запрыгивал на турник и подтягивался до изнеможения. И только наборы цветных гелиевых ручек всегда присутствовали в его школьном рюкзаке, а он на уроках разрисовывал и расписывал все предметы этими ручками, получая красочный и очень быстро запоминающийся сюжет даже на техническом уроке, вроде физики или химии…

А однажды, будучи в седьмом классе, он тихонько подошёл ко мне сзади, когда я переписывал очередные стихи из черновиков в тетрадь и заговорщицки заговорил:
- Пап, а ты хочешь книгу стихов выпустить?
Я с удивлённым лицом повернулся к сыну и в свою очередь спросил:
- Это ты к чему спросил, Илюнька?
- Да я видел у тебя стихи о животных и природе и вот, набросал эскизы к ним, - он протянул мне обычные листы из тетради «в клеточку», на которых цветными ручками красиво выведены портреты лисы и медведя, зайца и волка, всяческих маленьких сказочных лесных человечков.
- Молодец, не забыл навыки художки, - только и смог ответить я, разинув от неожиданности рот, - могла бы получиться замечательная детская книжка с рисунками…

Время было не такое вольготное и денежное, что бы издавать книги стихов и наброски сына перекочевали в одну из моих многочисленных тетрадей со стихами, спокойно ожидая своего времени между листочками со строчками о любви и о природе Донского края. А сын и забыл о тех набросках семиклассника, парня, стройный стан которого начинал приобретать форму атлета. Красивую плечистую мускулистую фигуру дополняла его лучезарная улыбка, оставшись, как в детстве, симпатичной и добродушной…

А ещё через несколько лет он поступил в военную академию и мы вдвоём отправились в дальний путь из Волгограда в Кострому, на курс молодого бойца.
- Илюнька, сумку собрал? – я подошёл к объёмистой спортивной сумке и хотел сунуть в кармашек его именную иконку, когда заметил там новёхонький набор цветных гелиевых ручек.
Я улыбнулся и молча пошёл собирать дальше свои и его вещи, даже, не предполагая, зачем они ему в военной академии…

А через несколько недель нам с супругой пришлось отправляться по тому же маршруту, что бы уладить проблемы с его поступлением, а точнее с якобы плохим здоровьем абсолютно здорового сына. И первое, что он при долгожданной встречи с нами попросил, была покупка гелиевых ручек.
- Илюнька, так у тебя же был новый набор, когда ты из дома уезжал. Съел его, что ли с голодухи в военном лагере? – с улыбкой удивления спросил я.
- Нет, пап. Просто ребята увидели однажды, как я рисую ими в свободное время и сразу дали мне прозвище «Джоконда». Помнишь из «Девятой роты»?
- Помню, и что?
- Так я все ручки израсходовал им наколки рисовать на плечах и руках. Целыми вечерами рисую. Мы друг другу прозвища придумали, вот и хотят они рисунки то тигра, то буйвола, то индейца, то ковбоя. Знаешь, какие они цветными ручками красивыми получаются на мускулистых загорелых плечах. Да и держатся несколько дней, а потом по-новой.
…«Всё не «очки» туалетные драить по ночам» - только и подумалось мне…
- Да, и здесь твои навыки художественной школы пригодились… - только и ответил, приятно вздохнув, я, - рисуй, коли нравится, не знаешь, где и что может в жизни понадобиться и помочь, - продолжил я свою мысль, вспомнив тот самый фильм, правдивый и печальный...

Так детские, необходимые или не совсем необходимые для дальнейшей жизни навыки, проявляются в будущем и яркими вспышками вспоминаются всю оставшуюся дорогу по пути бытия. Дай Бог, что бы не прошло это даром. Дай Бог…

3 апреля 2017 года


Рецензии
Здравия Вам, Станислав! Какие вы молодцы, родители! Восхищаюсь! Мне вспомнилось: когда в 1970 году попал в Таллинн на воинские сборы по подготовке офицеров запаса, на три месяца: октябрь - декабрь, парни спрашивали: - Каким видом спорта занимался, Гринцевич? - я отвечал: - Силовые упражнения на всех снарядах, + гантели, гири, штанга, это в Армии, на Кольском, увольнений не было ни у кого, всё свободное время проводил в спортзале.- Кстати: я там сердце серьёзно подпортил, слишком увлёкся, с перебором, в парилке несколько раз сознание потерял. Р.Р.

Роман Рассветов   24.11.2023 21:33     Заявить о нарушении
Вот-вот и мне жена всегда говорит, без фанатизма, без фанатизма... с улыбочкой... спасибо вам, Роман за визит и теплые отзывы...

Станислав Климов   25.11.2023 04:32   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Станислав, за Ваши увлекательные истории! Р.

Роман Рассветов   27.11.2023 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.