4. Дневники. Клуб юных моряков. Кострома, 1971 г

(Продолжение. Начало см. на авторской странице)

27 МАРТА 1971 г.

Как это ни удивительно, но все мои мечты сбываются! В весенние каникулы я ездила в Москву покупать себе морскую форму для будущего парада и для летней практики. В КЮМе Андрей Фёдорович выдал мне специальный документ о том, что я имею право купить форму в Центральном военном универмаге. На бумаге стоял солидный штамп Костромской областной станции юных техников. А дальше шёл текст, напечатанный на пишущей машинке:
СПРАВКА
Дана Степановой Елене, 1955 года рождения, в том, что она действительно занимается в Костромском клубе юных моряков.  Для курсантов клуба установлена форма одежды военно-морского образца (рядового состава, без погон).
Капитан-наставник КЮМ Жданов А.Ф.

Конечно, форма-то нам всем положена, вот только в Клубе нормальной формы не выдают, а предлагают какое-то выцветшее старьё, в котором и ходить-то неприятно. Поэтому все уважающие себя курсанты стараются достать форму, где только возможно.  Особенно ценятся синие суконки с курсовками на рукаве и фуражки-мичманки. К старшим курсам ребята всё это где-то добывают…

В Москву я ездила на несколько дней с моей тётей Шурой – к двоюродному брату Авику. Конечно, мы везде побывали: на Красной площади, в Кремле, в Мавзолее и музее Ленина, на ВДНХ и в Третьяковке. Но особую радость у меня вызвало посещение Центрального военного универмага. Он был огромный, и чего там только не было! Мы с тётей не сразу отыскали отдел, в котором продавалась форма. Нас сначала и пускать-то туда не хотели, но развёрнутая справка сделала своё дело. Я с таким удовольствием ринулась выбирать себе обмундирование! Подобрала по размеру синюю форменку, гюйс, белую форменку с тёмно-синим воротником, тельняшку, флотский ремень с блестящей пряжкой и даже бескозырку. Пошла всё это мерить в примерочную. Форма оказалась как на меня сшитой. Красота! Мы заплатили денежки, нам всё упаковали, но тут я увидела витрину с разными красивыми значками. Один мне особенно понравился – с военно-морским флагом и с крылышками. Не знаю, что он означает, вроде бы – сверхсрочную службу на флоте. Но мне его так захотелось купить, что продавщица мне не отказала. Вот уж теперь-то я буду выглядеть в Клубе вполне красиво и браво!

11 АПРЕЛЯ 1971 г.

У нас началась серьёзная строевая подготовка к параду. До сих пор мы маршировали по группам во дворе станции: отрабатывали строевой шаг, повороты направо, налево и кругом, выход из строя. А на сегодняшний день был назначен общий сбор всего «Клуба юных моряков». Андрей Фёдорович сказал, что это как боевая тревога, и никто не имеет права пропустить занятие или опоздать. Мы с Галей Трудовой пришли точно к 11 часам. Народу во дворе было много. Капитан-инструктор скомандовал: «Становись!». Мы быстро построились. Раздалась команда: «Равняйсь! Смирно!», и шестьдесят человек застыли в строю, желая знать, что нам скажет Андрей Фёдорович. 
- Сегодня мы идём маршировать на набережную, - сообщил наш капитан. – Пойдём по улицам, пешеходы на нас будут смотреть и оценивать нашу выправку и умение ходить строем. Пожалуйста, не опозорьтесь! Главное, не сбиваться с шага и держать равнение, чтобы колонна выглядела красиво.
Мы чётко повернулись налево и, чеканя шаг, пошли к воротам станции.
- Равнение! – командовали старшины. – Коси глаз направо! Твёрже шаг!
Выйдя на проспект Текстильщиков, мы свернули не на тротуар, а прямо на дорогу. Шли мы замечательно! Я это чувствовала. Радостно было мне маршировать в первом взводе, рядом с рослыми парнями, которые занимаются в Клубе уже не первый год. Никто не сбивал ногу, все держали строй, только малышня «на шкентеле» немного частила. Люди останавливались, с интересом смотрели на колонну и, наверно, любовались, как красиво мы идём.
Но вот и набережная. Здесь машины по дороге совсем не ходят, и мы никому не мешаем. Андрей Фёдорович приказал первому и второму взводам маршировать отдельно. Командиром нашего взвода был Женя Капков. Он шёл сбоку и отдавал команды. А Андрей Фёдорович стоял на железнодорожном полотне и смотрел издали на оба взвода. Со стороны, как говорится, виднее. Когда мы приближались к нему, правофланговый поднимал руку – отдавал команду «смирно». Мы плотно прижимали руки, поворачивали голову направо и ещё яростнее чеканили шаг. А потом капитан-инструктор говорил нам свои замечания. Так ходили мы по набережной полтора часа и ничуть не устали, потому что всем нравилось маршировать. Андрей Фёдорович был доволен тренировкой и нас похвалил.
В Галином дворе мы рассказали ребятам о нашей строевой подготовке. В следующее воскресенье они пойдут на нас смотреть. Интересно всё-таки.

23 АПРЕЛЯ 1971 г.

Хороший сегодня выдался денёк, ну просто замечательный! Хотя было очень много волнений, потому что мы сдавали годовой зачёт в КЮМе. Я, как и все остальные наши ребята, очень боялась этого зачёта. Ведь надо было тянуть билет, как на настоящем экзамене, а в каждом билете – шесть трудных вопросов  по шести нашим предметам: строению корабля, устройству шлюпки, общей лоции рек, правилам плаванья по внутренним водным путям, звуковым сигналам судов и по такелажному делу. Я долго учила дома всё, что было написано в моём конспекте по судовождению. Выучила, вроде, хорошо. Но всё равно было страшно сдавать! Мы с Галей всю дорогу в Клуб только и говорили о том, что непременно завалим зачёт.
В Клубе мы застали почти всю нашу группу в полной боевой готовности. Народ сидел за столами и усиленно зубрил конспекты. Мы с Галей тоже решили не отставать и стали повторять изученный материал. Через некоторое время Андрей Фёдорович объявил, что зачёт начинается. Первыми пошли тянуть билеты Олег Лебедев, Витя Тычина и Ёров.  Капитан-инструктор дал им небольшое время на подготовку. Минут через пять он вызвал Олега Лебедева. Вопросы ему попались трудные, я бы ни за что не ответила. Но Олежка начал говорить очень бойко и шпарил в быстром темпе вопрос за вопросом. Андрей Фёдорович был доволен и поставил Олегу пятёрки по всем предметам.
Потом отвечал Витя Тычина. Он засыпался на такелаже, получил пару и будет пересдавать зачёт после майских праздников. Народ испугался! Но куда денешься? И потянулись наши мальчишки друг за другом вытаскивать счастливые или несчастливые билеты. Многие отвечали хорошо, а кое-кто, увы, – отвратительно. Мы с Галей сидели и боялись. Пошли отвечать последними.
Я вытащила билет с трепетом душевным. Села на первую парту, взяла бумагу, ручку и с волнением стала читать вопросы. Когда просмотрела весь билет – пришла в полный восторг! Наверное, мне попался самый-самый лучший вариант, потому что я там знала всё назубок. Вопросы были простейшие! Первый: «Что такое стрингера?». Да каждый первокурсник знает, что стрингера – это продольные брусья, скрепляющие между собой шпангоуты и служащие для продольной жёсткости и прочности. Второй вопрос звучал так: «Для чего служат решётчатые люки?». Это вообще детский сад… Затем был вопрос из общей лоции рек: «Что такое яр и как его используют?».  Проще яра во всей лоции ничего не найти! Дальше значилось: «Какой это звуковой сигнал  -  ... -  ?». Я только что повторила по конспекту, что это – «Обращаю на себя внимание». Ещё был вопрос об огнях на судне в тёмное время суток. Слава богу, огоньки я все знаю назубок. А задание по такелажу было практическим: требовалось завязать один из морских узлов. Признаться, такелажа боялась я больше всего на свете. Ведь мог попасться такой узелок, который мне и во сне не снилось завязать. Но и здесь мне повезло невероятно! Попался брамшкотовый, который вязать несложно.
Таким образом, очень быстро написав все ответы на листочке, я пошла к столу - отвечать. Решила придерживаться самой выгодной тактики: говорить чётко и уверенно, потому что, когда люди мямлят, хотя и знают материал, - впечатление получается не очень хорошее, и отметка снижается.
Быстро и бойко проговорила я все ответы – без единой ошибочки! Завязала узел. Андрею Фёдоровичу понравилось, и он поставил мне по всем предметам пятёрки. Ура! Я в Клубе отличница! В нашей группе всего четыре отличника. Галя и Вера получили четвёрки, потому что мямлили. Но это тоже неплохой результат.
После зачёта нам выдавали форму к параду. Отличникам была привилегия: пошли получать форму первыми и, конечно, выбрали самую лучшую: поновее и с приличными синими воротниками. А отстающим товарищам досталось, что похуже.  Мне вообще ничего выбирать не пришлось: у меня теперь морская форма своя – новенькая и красивая!
Послезавтра у нас – последняя общая тренировка по строевой подготовке, а там уже и майские парады близко!

25 АПРЕЛЯ 1971 г.

Сегодня мы последний раз ходили маршировать на набережную. Мне очень нравится! Идёшь в едином ритме вместе со всеми, каблуки стучат у всех одновременно, как будто один человек шагает. И есть некое чувство локтя, дружбы и взаимовыручки.
Сегодня мы отрабатывали команду «смирно» и учились кричать троекратное «ура!». Андрей Фёдорович стоял на железнодорожном полотне и делал вид, будто он – большое начальство на первомайской трибуне. Он произносил поздравление:
- Юные моряки, поздравляю вас с праздником 1 Мая!
А мы дружно кричали под левую ногу:
-Ура! Ура! Ура!
Так у нас выходило громко и слаженно, что на всю Волгу разносилось.
А на параде мы прокричим «ура» ещё дружнее,  ведь на площади Советской, перед трибуной, будет играть военный оркестр, а руководители города и области будут на нас смотреть и оценивать, как мы маршируем и хорошо ли отвечаем на приветствие. Надо, чтобы всё получилось по высшему классу!

29 АПРЕЛЯ 1971 г.

Радовались мы, радовались предстоящей демонстрации, а погода нас подвела. Вот уж не повезло, так не повезло. Через день Первомайский праздник, а на улице -  зимняя стужа. Снегу по колено, и мороз трещит 15 градусов.
Мы с Галей шли на общий сбор Клуба и уныло думали, что не осталось никакой надежды на первомайский парад. У нас ведь зимней формы одежды нет, а маршировать  без морской формы просто бессмысленно.
В Клубе при большом стечении народа Андрей Фёдорович прочитал нам лекцию о том, что унывать не следует.
- На парад мы не идём, - сказал он (и в классе раздался возглас разочарования).  – Но у нас впереди ещё много интересных мероприятий. Пойдём 9 Мая к памятнику павшим воинам, будем маршировать в День рождения пионерской организации – 19 мая и, возможно, 23 мая – в День открытия пионерской навигации. Так что наши тренировки не были напрасны!
И пошли мы по домам с грустными мыслями. Но вдруг Галя оживилась, по-видимому, что-то вспомнив. Она вынула из кармана нечто красивое, сразу приковавшее моё внимание. Это были галуны – золотистые нарукавные нашивки. Тот, кто учится в Клубе один год – имеет право носить один галун, кто два года – 2 галуна и т.д.
- Галь, откуда это у тебя? – удивлённо воскликнула я.
- Угадай! – хитро улыбнулась подружка.
- Кто-то подарил?
- Форму мне прислали!
- Ух ты! Поздравляю! Пойдём тогда к тебе. Ты хоть покажешь свою новую форму.
Дома Галя нарядилась в обновку, и я сказала, что она выглядит замечательно, как настоящий морской волк. Галя просияла и подарила мне один галун, чтобы я прикрепила его на синюю суконку. Короче говоря, к весенне-летнему сезону мы начинаем активно улучшать свой внешний вид!

(Продолжение следует по мере компьютерного набора)


Рецензии